Бизнес-анализ: коммуникабельность - залог успеха в профессии

Сергей Рубанов - преподаватель дисциплины "Бизнес-анализ" в учебном центре "БелХард". Только этот высококлассный специалист смог нам в подробностях рассказать о том, как проходит день бизнес-аналитика, каковы особенности работы бизнес-аналитика в Беларуси и о многом другом.

- Расскажите, как вы связали себя с бизнес-аналитикой и IT в частности?

- Я всю свою трудовую жизнь только и занимаюсь тем, что что-то анализирую.

Позволю себе "лирическое отступление". В школе мне нравилась физика. Я полностью разделял взгляды великого физика Резерфорда, который говорил, что все науки делятся на физику и коллекционирование марок. (Кстати, я так считаю до сих пор!) Колебаний в том, какое именно получать образование, я не испытывал ни малейших. Вопрос стоял в том, где это делать: Минск, Москва, Питер (тогда ещё - Ленинград)? Я выбрал физфак БГУ. Однако к завершению обучения я осознал две фундаментальные аксиомы. Первая: занятие наукой - одна из самых интересных вещей, которую только смогло придумать человечество. Вторая: я - не учёный. Понимая, что в 22 года лучше сменить профессию, чем быть посредственным учёным, я проигнорировал предложение работы от Института Физики АН и оказался "на вольных хлебах" (распределения тогда не было). Оставался, правда, совсем "небольшой" вопрос: чем же заниматься в жизни? Я попробовал заниматься тем, что в середине 90-х называли бизнесом. Особых успехов в этом не достиг.

И тут судьба в лице одного из моих бывших однокурсников предложила мне должность патентного аналитика-эксперта. Работать предполагалось в софтверной компании, которая занималась изобретательскими технологиями. (Эта компания - "Научсофт", - насколько я знаю, до сих пор на рынке. Желаю ей всяческих успехов и долгих лет.) В мои обязанности входил анализ физических эффектов, применяемых в запатентованных изобретениях. Так что, подарок судьбы был весомым - практически работа по специальности.

Поработав несколько лет аналитиком, пусть и патентным, я впервые попробовал профессию "на вкус". По крайней мере, у меня начало складываться представление о том, что ожидают от аналитика те, кто пользуется результатами его труда.

В дальнейшем я сотрудничал с различными компаниями. Работал бизнес-аналитиком на крупных и мелких проектах. Автоматизировал завод по производству холодильного оборудования, оператора кабельного телевидения, швейную фабрику, группу компаний, связанных с бытовыми услугами, проектировал "коробочную" систему мониторинга за сетями связи. Собирал команды для работы над мобильными приложениями: от лингвистического распознавателя текста до небольших игрушек, персональных приложений. (Всего не упомнишь - надо в резюме заглянуть.) В общем, постепенно приближался к профессии бизнес-аналитика и становился именно бизнес-аналитиком.

В 2010 году сдал 5-часовой экзамен и получил сертификат Quality Assurance Institute Certified Software Business Analyst (QAI CSBA).

В результате, на данный момент я работаю в учебном центре ЗАО "БелХард Групп". С весны 2011 года читаю лекции и веду практические занятия по бизнес-анализу. Также являюсь куратором в производственной практике (учебных батальонах) наших выпускников в реальных проектах. Параллельно работаю в качестве бизнес-аналитика на некоторых проектах компании БелХард.

- Что представляет собой рабочий день бизнес-аналитика?

- Расписание сильно зависит от распорядка дня заказчика, который диктует график общения с ним. Если заказчик местный, то общение обычно начинается где-то в обеденное время или после обеда (с утра заказчики решают, как правило, свои рабочие вопросы). А если заказчик, например, из США, то рабочее время аналитика смещается ближе к вечеру. Однако не надо забывать и внутренний распорядок компании, на которую работает аналитик.

Если же описать "типичный день аналитика", то будет приблизительно следующее. Сразу после начала рабочего дня команда собралась на совещание - обсудить текущие проблемы. Тестировщики задают вопросы аналитику - они не до конца понимают, как именно должен работать функционал продукта, чтобы его протестировать. Диалог затянулся, и, чтобы не тратить чужое время, обсуждение деталей решено перенести на время сразу после совещания. Параллельно аналитик уточнил план работ с руководителем проекта: сегодня у него сессия общения с заказчиком для уточнения запроса на изменение, присланного накануне. Сразу после совещания, тестировщики и аналитик, заварив по чашке кофе, собираются в менее формальной обстановке на рабочем месте аналитика и уточняют требования. Аналитик в процессе общения вносит уточнения в требования. После сохранения изменений корпоративная система управления требованиями автоматически оповещает всех заинтересованных сотрудников о происшедших уточнениях.

После общения с тестировщиками, аналитик, дав себе 5-минутный отдых, собирается с мыслями и дописывает фрагмент требований к Модулю А. Это заняло больше времени, чем он ожидал, т.к. оказалось, что функционал модуля сильно зависит от других элементов системы, и пришлось дополнительно изучать несколько документов из корпоративного хранилища. Написав требования, аналитик запускает процедуру рецензирования: используя корпоративную систему, он рассылает описанные требования рецензентам и назначает обсуждение на завтра.

С хрустом потянувшись, аналитик, решает прогуляться и пообедать в кафе неподалеку. Людей оказалось немного, а томатный суп с мидиями - выше всяких похвал. В отличном настроении, погуляв немного после обеда по осеннему городу, аналитик возвращается в офис.

После обеда он начинает готовиться к удаленной сессии общения с заказчиком. Он подробно изучает запрос на изменение, присланный вчера заказчиком. Аналитик не может отделаться от чувства неясного дискомфорта. Дискомфорт усиливается ещё по причине того, что аналитик не может определить его причину. Однако после просмотра списка требований, на которые может повлиять запрос на изменение, причина дискомфорта выяснилась. Оказалось, что запрос противоречит требованиям, уже реализованным три месяца назад.

Заказчик появился онлайн в скайпе. Аналитик отправляет сообщение с предложением пообщаться. Заказчик через 20 минут отвечает согласием. Видеосвязь устанавливается. Лицо заказчика выглядит слегка помятым. Он прихлебывает утренний кофе. Где-то вдали слышны полицейские сирены. В Филадельфии - 9.30 утра. В процессе начального обмена любезностями выясняется, что вчера в офисе у заказчика была вечеринка, и сотрудники изрядно повеселились. Аналитик дипломатично улыбается, а затем начинает задавать вопросы относительно запроса на изменение. Заказчик удивленно поднимает брови. Он отвечает, что не вполне понимает, о чем речь. Аналитик, задаёт те же вопросы, выбирая более простые и понятные английские слова. Но заказчик сообщает, что ему понятен смысл предложений, но ему не понятно, о чём идет речь, по сути. Аналитик высылает текст вчерашнего запроса на изменение. После некоторой паузы заказчик вспоминает, что вчера во время вечеринки они обсуждали за коктейлями продукт, и всем показалось, что будет здорово, если в продукт добавится некоторая функциональность. И тогда кто-то из них (он не помнит кто) достал планшет, зашёл под его учётной записью и оформил запрос на изменение. Аналитик сообщает, что изменения противоречат уже реализованному функционалу. Завязывается дискуссия.

В конечном итоге, аналитик и заказчик сходятся на том, что необходимо оценить стоимость предлагаемых изменений, а также как они повлияют на график работы команды и сроки сдачи очередной версии продукта.

После разговора с заказчиком, аналитик некоторое время смотрит в одну точку. Затем заваривает кружку зеленого чая и начинает, не торопясь, изучать артефакты, содержащие информацию о той части продукта, которую, в случае принятия запроса на изменение, необходимо переделать. Артефактов оказывается много: документы с требованиями, схемы пользовательских интерфейсов (GUI), фрагменты архитектуры, варианты тестирования, код. Несколько раз аналитик по телефону консультируется с коллегами. Однако всё, что он успевает сделать до окончания рабочего дня - составить список артефактов, потенциально подверженных изменению, и кратко описать - больше для себя - их смысловое наполнение.

Перед уходом, аналитик планирует на следующий день встречи с руководителем группы (тимлидом), тестировщиками, архитектором и GUI-инженером для оценки величины потенциальных изменений. Далее, уже завтра, он запланирует встречу комитета по управлению изменениями. Но это завтра.

А сейчас уже 21.30. Пора домой.

- Какие основные особенности бизнес-аналитики в сфере ИТ можно выделить у нас в стране?

- В нашей стране бизнес-аналитик больше занимается работой с требованиями. Часто его привлекают для описания пользовательских интерфейсов, хотя это абсолютно не его работа, - это работа GUI-инженера, дизайнера или кого-то в этом роде.

В западном понимании бизнес-анализ предполагает более широкий круг обязанностей: анализ бизнеса, выявление проблем бизнеса, генерирование решений, опять-таки в области бизнеса, оптимизация бизнес-процессов, ну и, конечно же, весь цикл работы с требованиями. Соответственно, требования к навыкам и знаниям несколько отличаются. Но одно остается неизменным: чем бы ни занимался бизнес-аналитик, он должен уметь общаться с заказчиком, слышать и понимать его проблемы.

- Какие существуют пути начать карьеру бизнес-аналитика? Что требуется для более эффективного старта?

- Как и для начала карьеры в любой из других профессий: убедиться, что это действительно "твоё", что тебе нравится этим заниматься. Некоторые считают, что 8 часов рабочего времени "вырваны из жизни", а "живут" они только во внерабочее время: вечером, по выходным. На самом деле эти люди просто не на своем месте. Им следует подобрать ту работу, которая им по душе. Тогда они в рабочее время будут не терять 8 часов, а, наоборот, приобретать их - с удовольствием, - и полезно использовать это время для самосовершенствования и получения удовольствия от результатов собственного труда, для роста как личности. (Правда, не надо забывать, что в любой, даже самой любимой и распрекрасной работе рутина занимает около 80% времени - принцип Парето в действии).

Но профориентация - лишь один из шагов. Второй важный шаг - обучение. Подберите себе курс обучения профессии, разработайте стратегию обучения. Можете, конечно, заниматься самообучением - выбор за вами. Но я считаю, что время самоучек проходит. Дело в том, что объём информации, в том числе относящийся к той или иной профессии, растёт в геометрической прогрессии. Следовательно, всё больше и больше времени и усилий необходимо для её сортировки и анализа. Может быть, проще купить эти время и усилия, обратившись к профессиональным преподавателям в учебных центрах? Рассматривайте оплату обучения как инвестиции, которые принесут выгоду в виде вашей будущей зарплаты на новой должности.

- Чего ожидать от карьеры бизнес-аналитика: перспективы карьерного роста, зарплата?

- Профессия бизнес-аналитика была сильно недооценена в нашей стране изначально, когда стартовал софтверный бум - в начале 2000-х. Тогда считалось, что важно уметь писать код. Всё остальное - вспомогательные работы. Сейчас же, когда в нашу страну приходят действительно серьёзные заказчики с большими заказами, все начали думать о том, а ЧТО ЖЕ именно надо программировать? Вот тут-то аналитики и выходят на сцену. Они говорят, что надо программировать, общаются с заказчиками на их профессиональном слэнге, выявляют требования и делают ещё кучу вещей, которые так сильно помогают софтверным командам. Так что перспективы весьма радужные, как в карьере, так и в зарплате.

- С какими сложностями может столкнуться молодой аналитик на старте своей карьеры? К чему следует быть готовым?

- Сложности, хм...

Пожалуй, главное - это уметь ладить с людьми. Я имею в виду не только внутрикомандные отношения. Гораздо важнее - уметь разговаривать с заказчиком, который, мягко говоря, не вполне хочет с тобой общаться. Заказчик - всего лишь человек, со всеми человеческими недостатками. Он может быть злым, не выспавшимся, неудовлетворенным жизнью. Вы ему можете просто не понравиться, и далеко не каждый способен это скрыть. Также вам придётся общаться с рядовыми сотрудниками компании-заказчика. А они могут просто бояться того, что внедрение системы автоматизации отправит их на пенсию. Из-за этого они будут ненавидеть любого представителя разработчиков, включая аналитика. "У меня нет на это времени, с вами тут разбираться. У меня много работы", - наиболее типичная фраза, которую слышит аналитик от таких людей. Потому очень важно воспитывать в себе терпение к подобным ситуациям. Вы не на троллейбусной остановке - вам, в любом случае, надо работать над сбором требований, работать с этими людьми.

- Какими качествами следует обладать бизнес-аналитикам? Что вы можете посоветовать начинающим в этой области?

- Как я уже говорил, коммуникативные навыки - важнейшее, чем должен обладать бизнес-аналитик. По этой причине ярко выраженным интровертам трудно работать аналитиками.

Кроме этого, конечно, важны способности к анализу и синтезу, а также способность рассматривать систему (любую - не только софтверную!) на различных уровнях абстракции.

Есть ещё другие желательные навыки, но я перечислил важнейшие.

И, напоследок, совет: развивайтесь всегда. Учитесь всю жизнь.

"Чем больше я узнаю нового, тем больше мне кажется, как мало я знаю" - это высказывание квинтэссенция идеи обучения. Увеличение знаний мотивирует к еще большему их увеличению. Но, к сожалению, эта формула работает и в обратном направлении: чем меньше ты знаешь, тем убедительнее кажется, что ты - гений знания в какой-то области. Для людей с нулевыми знаниями важно преодолеть эту иллюзию и начать путь к бесконечному совершенствованию.

Беседовала Инна РЫКУНИНА

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!