Взгляд на создание глобальной информационной образовательной среды вокруг каждого из нас
Сегодня, в условиях глобального роста информационных ресурсов, особое место занимают Интернет, компьютеры и базы данных. Именно с помощью этих технических и интеллектуальных средств можно создавать и использовать новые подходы в получении знаний и необходимой информации. О новых подходах в создании индивидуальной образовательной среды рассказывает офицер главного управления кадров Министерства обороны полковник Александр СТАНКЕВИЧ.
- Александр Анатольевич,
образование всегда выступало
основой - краеугольным камнем и
творчества, и будущих достижений. А
как сейчас формируется
персональная образовательная
среда молодых специалистов?
- Еще пару десятков лет назад формы и методы получения необходимой информации были совершенно иными. Многие помнят, как писали конспекты, работали с различной литературой, порой ловили каждое слово преподавателя, который был для нас единственным источником получения знаний. Сегодня объемы хранимой информации, ее доступность благодаря таким источникам, как Интернет, локальные вычислительные сети, компактные флэш-носители информации, неизменно возросли. Наиболее подготовленные студенты имеют техническую возможность записать, к примеру, лекцию на автономный источник хранения информации, а затем быстро распространить ее среди однокурсников, используя Интернет и локальные вычислительные сети вузов или студенческих общежитий. В Интернете предлагаются рефераты, курсовые и дипломные работы на любую тематику и в огромном количестве. Более того, уже создается программное обеспечение для автоматического анализа предоставляемых студентами материалов на предмет наличия этой информации в Интернете.
Таким образом, информационное образовательное пространство вокруг нас увеличивается с невероятной скоростью, теряя при этом свою актуальность, так как встает другая проблема: как найти в данном пространстве необходимую и достоверную для каждого конкретного случая информацию? На первый план выходит потребность в создании индивидуальной базы знаний, доступной в любое время и необходимой в каждой конкретной ситуации. Закономерно встает вопрос: где эту базу знаний хранить и как ее содержать в актуальном состоянии.
- И что Вы предлагаете для решения данной проблемы?
- В настоящее время особое место в информационном пространстве занимают компактные локальные флэш-носители информации. Их всегда можно иметь при себе. Сегодня практически каждый человек имеет флэш-носитель как наиболее компактный и удобный источник хранения информации.
Однако для этого нужна не только техническая составляющая, но и необходимое соответствующее программное обеспечение! Для повышения профессиональной подготовки можно использовать программный комплекс "ГИОС", который и предназначен для создания каждому из нас своей информационной образовательной среды.
- Расскажите о комплексе подробнее...
- Программный комплекс "ГИОС" включает в себя наиболее актуальные и необходимые подсистемы для создания образовательной среды. Кстати, расшифровка названия звучит как глобальная информационная обучающая среда. Скопировать систему можно с сайта по адресу stalker.mil.at.tut.by.
ПК "ГИОС" состоит из множества подсистем. Это и подсистема закладок на необходимые информационные ресурсы - для их быстрой загрузки. Это и подсистема отображения в персональном браузере html-страниц и страниц pdf-формата, распознавания и загрузки файлов практически всех форматов. Это и подсистемы обучения и тестирования с персональной настройкой времени ответов на поставленные вопросы и так далее. Все это в совокупности позволяет в короткие сроки создавать не только электронные учебники, курсы, но и формировать из них свою индивидуальную обучающую среду. В простейшем случае это выглядит как база данных ссылок на хранилище знаний, которое вы сами строите, используя кирпичики информации, - файлы различных форматов. В любое время она может быть расширена и дополнена различными образовательными ресурсами для повышения актуальности.
- Давайте посмотрим, как на практике можно применить комплекс для различных категорий пользователей?
- Использование на занятиях мультимедийных технологий уже не ново и даже является вчерашним днем. Необходимы более совершенные интеллектуальные системы, позволяющие человеку больше внимания уделять самообразованию, использовать при этом глобальные информационные ресурсы и систему самоконтроля знаний.
С помощью "ГИОСа" каждый может создать свою индивидуальную образовательную среду. А руководитель через локальную сеть в любой момент может проверить уровень знаний своих подчиненных тестированием, не выходя из своего кабинета.
Например, преподаватели учебных заведений с помощью "ГИОСа" могут формировать стратегию обучения по своим предметам, создавая в базе знаний комплекса систему ссылок на различные электронные средства обучения и информационные ресурсы, размещенные как на локальных носителях информации, так и в Интернете. Это может быть, к примеру, электронная учебная программа по какому-либо предмету с системой ссылок на необходимый учебный материал, размещенный в локальной вычислительной сети вуза, либо электронный учебник, видеофильм. Либо свежая актуальная статья, другой информационный ресурс по теме...
Для создания такой базы знаний преподавателю необходимо всего лишь скопировать адрес ресурса и вставить в свою базу данных. Если в электронном учебнике нет тестовых заданий, то преподаватель сам формирует их в html-формате, используя текстовый редактор Word либо другой, сохраняя созданные файлы на флэш-носителе либо на жестком диске компьютера. Таким образом, одна часть информации используется из флэш-носителя информации, другая - из локальной сети вуза, а третья - из источников сети Интернет. Причем информация по данной тематике может постоянно пополняться ссылками как из Интернета, так и ссылками на часть ресурсов, размещенных на флэш-носителе либо на жестких дисках ПК. Или на сервере локальной вычислительной сети.
- А можно ли использовать комплекс в компьютерных классах учебных заведений?
- Конечно, наиболее эффективно комплекс можно использовать именно в компьютерных классах учебных заведений. Впрочем, давайте сначала критично посмотрим на использование компьютерных классов в учебном процессе. Для этого необходимо провести всего лишь несколько расчетов. Сколько учебных групп на факультете могут использовать компьютерные классы? Сколько имеется таких классов и сколько учебного времени в них можно использовать за один учебный день с учетом того, что часть времени необходимо предоставить преподавателю для подготовки учебного материала к следующим занятиям? Несложные расчеты показывают, что компьютерный класс будет доступен группе, в среднем, в течение одного учебного часа за 1-3 учебных дня. Как эффективно использовать предоставленное время? Хорошо, если в компьютерных классах используются программы-тренажеры. Но с другой стороны - не по всем предметам нужны тренажеры. Занятия в компьютерных классах требуют особой подготовленности преподавателя, знания им современных компьютерных технологий, особых методик проведения занятий. Как быть здесь?
ПК "ГИОС" позволяет в компьютерном классе создать для каждого обучаемого его индивидуальную образовательную среду по любому предмету обучения с минимальным привлечением преподавателя, от которого лишь требуется к каждому занятию подготовить 15-20 учебных вопросов. После ответов на поставленные вопросы нажатием всего лишь на пару кнопок программа создаст для обучаемого мини обучающую среду, которую он должен изучить, исходя из полученных ответов. Потом можно сформировать индивидуальное домашнее задание. При наличии собственного компьютера пользователь копирует на флэш-носитель информацию индивидуального задания и уже дома продолжает дальнейшее изучение материала. Если персонального компьютера нет, то индивидуальное домашнее задание преподаватель может распечатать на принтере. Таким образом, занятие в компьютерном классе можно рассматривать как эффективный инструмент контроля и коррекции знаний обучаемых, создания каждому обучаемому индивидуальных заданий в зависимости от уровня его подготовленности и возможностей.
Многие учебные заведения уже имеют электронные издания, размещенные в вузовских электронных библиотеках. Используя "ГИОС", можно придать им новый динамизм, создав систему быстрого доступа к учебному материалу по определенным группам, курсам, а также систему контроля за его изучением. И даже фиксировать количество времени, затраченного на его изучение студентами.
Сегодня их основная масса свободно владеет технологией создания html-страниц. Соединив этот ресурс со знаниями преподавателя, даже не имеющего опыта работы с информационными технологиями, уже в течение 4-5 дней можно создать неплохой электронный учебник в html-формате. А если этому процессу придать организованность и обязательность - к примеру, каждая профилирующая кафедра вуза разрабатывает на базе ПК свой электронный учебник, то в течение полугода можно выйти на качественно новый уровень получения в вузе информационных образовательных ресурсов.
Как автору программного комплекса, мне хотелось бы, чтобы в течение 2009-2010 учебного года комплекс прошел опытную эксплуатацию в учебных заведениях. Буду рад за критические замечания и практические советы по совершенствованию комплекса и расширению круга учебных задач. Отвечу на ваши вопросы и пожелания на почтовый ящик [email protected].
Беседовал Игорь КАНДРАЛЬ
Горячие темы