Взгляд на рынок со стороны одного из крупнейших его игроков - это всегда интересно. Почему белорусские ИТ-компании сегодня стараются стать ближе к заказчику, как заказчики выбирают страну для размещения своих заказов, достигла ли белорусская ИТ-индустрия своего "потолка"? Об этом "Компьютерные вести" беседовали с Дмитрием Зеневичем, заместителем генерального директора по развитию бизнеса компании ITransition.
- Какие наиболее перспективные проекты есть в активе ITransition сегодня? На каких вертикальных рынках проекты сегодня наиболее перспективны?
- Проектов очень много - и все в разных индустриях. Говорить о перспективах проектов, на мой взгляд, стоит в немного ином разрезе. У нас сегодня происходит изменение процесса взаимодействия с заказчиками, и в качестве ключевого фактора я бы выделил именно приближение к заказчику. Наша задача - стать ближе к нему, соответственно, закономерно появление офисов, близких к клиенту - это ключевой этап всей этой программы. Такая тенденция, я бы сказал, характерна не только для ITransition, а вообще для всего белорусского аутсорсинга. Сейчас многие белорусские компании становятся гораздо ближе к заказчику.
Сейчас многие белорусские компании становятся гораздо ближе к заказчику.
Сегодня мы наблюдаем приход в страну либо непосредственно иностранных заказчиков, организующих тут офисы, либо же белорусские компании открывают офисы за рубежом.
- Это можно назвать новым уровнем белорусского аутсорсинга?
- По сути дела, да. Раньше ресурсы стоили так недорого, что можно было работать с несколькими посредниками. Сегодня зарплаты в отрасли таковы, что старая схема становится нерентабельной и нужно искать другие варианты.
- А что делать стартапам? Например, есть команда разработчиков, которая хочет оформиться как компания.
- Сейчас это крайне тяжело. Если раньше, десять, даже пять лет назад, стартапу нужна была небольшая сумма денег, чтобы "стартануть", то сегодня ситуация изменилась. Как правило, сейчас стартап возникает, если команда уходит с какого-то действующего проекта. По сути, такая команда уже сформирована и уже работает с заказчиком. В таком случае стартовать сравнительно несложно. А настоящий "стартап с нуля" сейчас в аутсорсинге почти нереален, ведь стоимость простоя команды такова, что мало кто будет рисковать. У этой ситуации есть обратная сторона: из таких стартапов получается "компания одного проекта". Ни сил, ни средств на развитие и расширение у подобной компании нет. После завершения своего единственного проекта команда либо распадается, либо входит в состав крупной стабильной компании . ITransition уже не раз встречалась с такими небольшими "домашними" компаниями, которые хотели в нас влиться, потому что, к сожалению, это очень неустойчивая бизнес-модель. Когда посредники могли выискивать заказчиков для наших программистов, то каждый мог основать свою аутсорсинговую компанию. Сейчас посредники уже не выживают с точки зрения ставок, и поэтому приходится искать прямой контакт с заказчиками. А для программиста это довольно сложно.
- То есть, ваш американский офис - это и есть принадлежащий вам посредник?
- Совсем нет. Наш американский офис - не посредник, а "лицо" компании во взаимодействии с американским заказчиком. Там у нас находятся sale, pre-sale, локальный маркетинг, работают бизнес-аналитики, менеджеры проектов, некоторые ключевые технические специалисты. Главная задача американского офиса - определение потребностей заказчика. Это позволяет работать с более высокими ставками для опытного персонала. Но у нас по-прежнему параллельно действует модель удаленной работы с заказчиками, когда "голова" находится здесь. Эта модель имеет очень жесткие рамки в ценовом диапазоне. Каждая страна имеет максимальный размер ставки, который заказчик готов оплатить. И ставка, которая есть сейчас, вернулась к докризисным значениям. Она, по сути, потолочная и находится в районе 30-35 долларов.
- Какие ставки могут быть при модели "голова там"?
- Ставки могут отличаться в несколько раз - все зависит от того, каким образом работать. Определяющим фактором является степень удовлетворения потребностей бизнеса заказчика, осознаваемой заказчиком добавленной ценности от нашей работы. Если наши специалисты оказывают серьезное влияние на бизнес заказчика, то ставка может быть и 150$, и 200$, и даже выше. Но есть сложности - менталитет, язык. Мы столкнулись с тем, что белорусам сложно приспособиться к Америке до уровня работы по ставкам в сотни долларов США.
Мы столкнулись с тем, что белорусам сложно приспособиться к Америке до уровня работы по ставкам в сотни долларов США.
- Какие еще рынки, кроме Америки, планируете таким образом "осваивать"?
- Очень хорошие рынки - UK, Россия. Россия, например, интересна тем, что она входит в кризис не синхронно с Западом, а по своим законам. То есть когда на Западе кризис уже активно чувствуется, в России он ещё может только начинаться. Или в конце даже кризисного года бизнесам России надо осваивать бюджетные деньги. С точки зрения минимизации рисков это очень хороший рынок, плюс на нём достаточно много денег. Также Европа всегда была довольно интересным для нас рынком, за исключением, разве что, Германии.
- А что насчет Азии?
- Мы изучали вопрос работы в азиатских странах. Чтобы взаимодействовать с ними, обязательно нужны местные партнеры. Года четыре назад я ездил в командировку по Китаю, чтобы понять, как с ними взаимодействовать. И пришел к выводу, что белорусским IT-компаниям сейчас нет смысла работать на этом рынке. По моему мнению, мы с китайскими компаниями - конкуренты. Стоимость масштабирования бизнеса с Китаем для нас будет не меньше, чем тот доход, который мы сможем извлечь.
- С какими еще странами сегодня конкурирует Беларусь в оффшорном программировании?
- Основные конкуренты для нас сегодня - Украина, глубинка России и страны Восточной Европы, то есть Румыния, Болгария и т.д. В этих странах соотношение "цена-риски" очень близко к нашим. И за последние лет пять ситуация практически не изменилась.
- Как заказчики выбирают страну для размещения заказа?
- Очень часто основным критерием выбора служит, как ни странно, география. Хотя если говорить, например, об американских компаниях, то для них Болгария и Беларусь - это очень близко, "где-то там в Европе". Они выбирают уже конкретную компанию по наличию специальной экспертизы, а не по стране размещения. Для европейцев география очень важна. Часовые пояса - это всегда очень серьезный фактор.
- Что может Беларусь предложить заказчикам, кроме часового пояса? Какие экспертизы сильны у нас в стране?
- О конкретных экспертизах я, к сожалению, ничего сказать не могу, потому что это будет та самая "средняя температура по больнице". Но хочу отметить, что специалисты из бывшего Советского Союза традиционно считаются сильными в решении действительно сложных задач, а вот сказать, чтобы в какой-то стране СНГ сложилась экспертиза для конкретного вертикального рынка... Я думаю, это во многом невозможно как раз потому, что наши люди любят решать сложные задачи и не любят делать рутину. Поэтому получить полноценную экспертизу в какой-то индустрии, чтобы закрыть все аспекты, просто неинтересно нашим специалистам.
- Какие технологии сегодня популярны у заказчиков?
- Естественно, основные технологии, которые сегодня пользуются большой популярностью, это .Net, Java, причем более серьезные проекты обычно пишутся на Java. Также стоит назвать Ruby on Rails, PHP и, пожалуй, ещё мобильные разработки. Но если смотреть на последние с точки зрения софтверного бизнеса, то они обычно интересны как "довесок" к чему-то другому. Заниматься только ими и получать хорошую прибыль умеют единицы. И если говорить об этих основных технологиях именно в разрезе Беларуси, то вряд ли в ближайшие годы здесь что-то изменится. Одно время, конечно, была меньше потребность у заказчиков в Java, когда появился .Net и Microsoft его активно продвигала. Потом заказчики разобрались, что к чему, и теперь востребованы обе технологии.
- Ну а кого легче найти, "джависта" или "дотнетчика"?
- Достаточно опытные Java-специалисты - крайне редкие сегодня люди, найти которых весьма проблематично. Как правило, условия им сходу предоставляются очень хорошие, соответственно, и найти таких людей тяжело. Специалистам по .Net'у, в силу специфики самих проектов, нужна несколько меньшая квалификация, так что и найти их легче.
- Какие технические направления предпочитает развивать ITransition сегодня?
- Это уже названные Java и .Net и ещё не ставшая популярной в нашей республике платформа Ruby, которая появилась в технологическом портфеле ITransition около трех лет назад. В общем объёме заказов она уже занимает от 10-15%. Есть тренд увеличения интереса заказчиков к разработкам на Ruby, поскольку скорость разработки на Ruby коммерчески очень интересна.
- Есть ли у ITransition кадровый потенциал для роста в Беларуси?
- Разумеется. За это год компания выросла почти на сто человек. Однако сейчас мы сменили агрессивную стратегию на рынке труда по причине изменения модели взаимодействия с заказчиками. В данный момент мы сконцентрированы на наборе наиболее опытных специалистов.
- Может ли, на ваш взгляд, помочь решить кадровую проблему программа ИТ-страна?
- Мне сложно понять на данном этапе, как может реализоваться эта программа. Например, я вижу, что в реализацию проектов в нашей компании очень сложно влиться сотрудникам не из ИТ-индустрии. У меня самого был достаточно длительный период, во время которого я интересовался и другими бизнесами, не связанными с ИТ. Могу утверждать с уверенностью, что люди в ИТ-бизнесе совершенно другие. Есть такая слегка детская наивность и открытость у "айтишников". В других бизнесах любят меряться "крутостью" машин, домов, должностей... У "айтишников" часто главный приоритет - это интерес к проекту, его сложность. Понимаете, к чему я клоню? Если даже удастся научить и пригласить на работу в ИТ того же бухгалтера, то мне сложно представить, как смогут интересность и сложность быть движущими факторами его развития. То есть с точки зрения важности, масштабности самой идеи можно сказать, что Игорь Викторович (И.В. Мамоненко, генеральный директор группы компаний "БелХард", автор проекта ИТ-страна - прим. ред.) придумал классную вещь. Но вот что касается реализации, то есть большое количество сложностей.
- Как вам кажется, достигла ли белорусская ИТ-индустрия своего "потолка"?
- Я в это просто не верю, потому что белорусская ИТ-индустрия, возможно, и приблизилась бы к какому-то потолку, если бы на наш рынок не приходили международные игроки. Я жду больших изменений в связи с появлением у нас игроков уровня "Яндекса", Microsoft'а. Мы знаем по примеру соседних регионов, что это сильно меняет "ландшафт" ИТ-бизнеса страны. Благодаря им Беларусь более тесно интегрируется в мировую экономику и, соответственно, белорусскую отрасль ИТ уже нельзя будет называть чисто белорусской. Также мы видим, что крупные местные игроки сейчас оперативно меняют свой бизнес, чтобы выйти на международный уровень. Мы стараемся развиваться в русле современных общемировых тенденций.
Белорусская ИТ-индустрия, возможно, и приблизилась бы к какому-то потолку, если бы на наш рынок не приходили международные игроки.
Беседовал Вадим СТАНКЕВИЧ
Горячие темы