Все мы знаем Китай как динамично развивающееся капиталистическое государство. И уже порой начинаем забывать, что формально в Китае - социализм и власть трудящихся, а во главе страны - Коммунистическая партия. И не формально, а очень даже реально.
И вот 8 ноября руководство Коммунистической партии КНР, что называется, озадачило мировое сообщество - обнародовало официальное заявление, в котором сообщило, что на предстоящем четырехдневном закрытом съезде партии не планируется обсуждать какие-либо реформы. Между тем, прежде ожидалось, что на съезде будет определена экономическая повестка КНР на предстоящее десятилетие.
Между тем, в опубликованном документе говорится, что партия не уступит "сторонникам бездумного копирования Запада". По мнению авторов документа, реформы могут лишь навредить стране, которой нужно "придерживаться китайских традиций и не стоит отходить от социализма".
Насколько помню лично я, СССР не удалось совместить социализм с производством компьютеров. Посмотрим, удастся ли Китаю.
Журнал Forbes на минувшей неделе представил свой собственный Топ-100 самых дорогих брендов мира. Уже никто, наверное, не удивится тому, что в нем большую часть занимают IT-компании: в первой пятерке таких четыре.
Бренд Apple - самый дорогой в мире, он стоит $104,3 млрд. Это почти вдвое больше, чем Microsoft, занимающий второе место ($56,7 млрд). Еще один ближайший конкурент, Samsung, стремительно дорожает - на 53% за год, и добрался уже до 9-го места. Apple занимает первую строку в рейтинге Forbes уже третий год подряд; за истекший год бренд подорожал на 20%. Также по поводу "яблочной компании" надо заметить, что оценка Forbes - не самая высокая: британская исследовательская компания Millward Brown Optimor в 2012 году считала, что ценность Apple намного выше - $183 млрд.
"Основа великого бренда - это отличная продукция", - говорит эксперт в области брендов и профессор дартмутской Бизнес-школы Кевин Лейн Келлер. Он замечает, что продукцией Apple люди пользуются каждый день, и бренд продолжает завоевывать сердца, выделяясь из рядов конкурентов. Келлер полагает, что дело в дизайне: "Дизайн - это то, как работает продукт, как он выглядит и как вы его ощущаете. Это и функционал, и эстетика. И Apple максимально воплощает эти требования, создавая продукт максимально простой, но отлично выглядящий и привлекательный".
Между тем, тенденция показывает: бренд, который сегодня дорожает быстрее всех, принадлежит заклятому конкуренту Apple - корпорации Samsung. За год его ценность выросла на 53% до $29,5 млрд (9-е место в рейтинге Forbes). А если смотреть динамику за три года, то ценность бренда Samsung выросла на 136%. При этом Samsung контролирует 31,4% рынка смартфонов - больше, чем четыре следующих конкурента вместе взятые (доля Apple, напротив, упала с 14,4% до 13,1%).
Все это, конечно, выглядит красиво, но нужно помнить: в IT-индустрии падение может быть таким же стремительным, как и взлет. Яркий тому пример - бренд BlackBerry (экс-RIM), который подешевел с $6,1 млрд в 2012 году до $2,2 млрд в 2013-м, выпав из Топ-100. А бренд Nokia три года назад оценивался в $27,3 млрд и занимал 9-е место. Сейчас он на 72-м с $7 млрд (за год подешевел на 55%).
А теперь перейду к набившим уже оскомину планшетам - избежать этого невозможно, за три с половиной года "таблетки" из экзотики превратились в самый массовый сегмент компьютерного рынка. Сегодня они уже вовсю теснят ноутбуки, в том числе и на постсоветском пространстве. (Анализ белорусского рынка планшетных ПК я уже готовлю.)
Конечно, планшеты пока еще остаются слишком маломощными по сравнению со своими "старшими собратьями" - десктопами и ноутбуками. Однако "гонка гигагерцев" уже давно завершилась, и большинству потребителей оказывается милее удобный в использовании легкий планшет, чем достаточно тяжелый и не всегда актуальный ноутбук.
Цифры показывают: в 2013 году в мире конечные потребители (т. е. не корпоративные, а частные пользователи) покупали больше планшетов, чем ноутбуков. Причем эта тенденция характерна не только для развитых стран. Так, по оценкам российской аналитической компании ITResearch, еще в IV квартале 2012-го в России было продано 1,5 млн планшетов и почти вдвое больше ноутбуков, а уже в I квартале 2013 года было продано 1,73 млн ноутбуков и 1,9 млн планшетов. То есть перелом в предпочтениях пользователей произошел очень быстро. Это подтверждает и российская деловая газета "Ведомости", которая цитирует главу департамента "Евросети" Алексея Широкова. По его словам, планшеты опередили ноутбуки по продажам в штуках в мае 2013-го: тогда за месяц было продано 444.000 планшетов против 389.000 ноутбуков. С тех пор разница в продажах между ними только растет, говорит он.
Новым раскладом решила в полной мере воспользоваться корпорация Samsung, которая в мобильном сегменте уже смогла потеснить с первого места Apple. При этом в Samsung "охладели" к сегменту "полноценных" ПК - десктопов и ноутбуков. Конечно, южнокорейский гигант вовсе не прекратил выпускать ноутбуки или мониторы, по которым он остается одним из лидеров мирового рынка. Однако производство недорогих и средних по цене мобильных компьютеров Samsung сворачивает. По словам экспертов, Samsung около 10 лет продавала ноутбуки себе в убыток, чтобы занять долю рынка и в дальнейшем диктовать на нем свои условия. А теперь корпорация сохранила производство только дорогих ноутбуков, которые приносят в этом сегменте максимальную прибыль.
Зато руководитель подразделения мобильных коммуникаций Samsung Джей Кей Шин уже пообещал аналитикам, что его корпорация скоро станет крупнейшим производителем планшетов в мире. По его словам, в этом году продажи планшетов Samsung составят 40 млн устройств - в два с лишним раза больше, чем за 2012 год.
Впрочем, свое мнение относительно грядущего лидерства Samsung имеет китайская корпорация Lenovo, которая как раз сейчас приняла решение "сменить ориентацию". Едва став мировым лидером по производству ПК, Lenovo решила сконцентрировать усилия на рынке планшетов и смартфонов. И подтвердила это, выпустив необычный планшет Yoga, над которым инженеры Lenovo работали больше года.
Гендиректор Lenovo Ян Юаньцин давно уже говорит о необходимости преодолеть сильнейшую зависимость от низкорентабельного рынка настольных ПК. По прогнозам, в 2014 финансовом году на продажи компьютеров придется 86% от общей выручки Lenovo ($37,3 млрд). При этом уже к весне 2014-го Lenovo планирует поставить на рынок 50 млн смартфонов и 10 млн планшетов. Такой масштаб производства означает, что китайский производитель займет третье место в мире по продажам мобильных устройств после Apple и Samsung.
За прошлый же квартал Lenovo увеличила долю мобильных гаджетов в общем объеме своих продаж на китайском рынке с 18% до 29%, что сразу сказалось на операционной рентабельности: она выросла с 4% до 5,1%. "Мы знаем, как поддерживать стоимость производства на конкурентоспособном уровне", - говорит Юаньцин, который публично пообещал до 2015 года нарастить операционную рентабельность компании еще на один процент.
Хотя Lenovo вторглась на мировой рынок ПК "на чужих плечах" - купив компьютерное подразделение IBM, - с 2010 года китайский гигант старается нарастить самостоятельное производство оригинальных продуктов. Lenovo уже построила собственные заводы на трех континентах, в том числе по сборке компьютеров ThinkPad в США и завод стоимостью $800 млн по выпуску мобильных устройств в Китае. Еще одно китайское предприятие компания создала совместно с контрактным сборщиком ноутбуков Compal. В следующем году Lenovo планирует выпускать 50% продукции на собственных фабриках. Сегодня этот показатель - 30%.
Уже после заявления об отходе от "чрезмерного увлечения" ПК, глава Lenovo рассказал, что целевыми рынками для смартфонов и планшетов китайской компании станут те регионы, жители которых считают, к примеру, iPhone слишком дорогим устройством. "Мы направим свое внимание на те страны, где iPhone не является бестселлером", - так в общих чертах рассказал о планах китайского производителя Ян Юаньцин. Он также добавил, что Lenovo и сегодня предлагает доступные продукты в развивающихся странах, что является важным аспектом ее международного бизнеса.
Ян Юаньцин не уточнил, относится ли Беларусь к странам, для жителей которых iPhone слишком дорог. Зато рассказал, что в ближайших планах Lenovo - запустить продажи своих смартфонов в странах Среднего Востока, Латинской Америки и Африке. Это позволит расширить географию официальных поставок до 30 стран против нынешних десяти.
Впрочем, на развивающихся рынках Lenovo предстоит жестко конкурировать с такими IT-гигантами и "мастерами смартфонных дел", как Huawei, ZTE и Samsung - все они уже либо предпринимали попытки завоевать рынки развивающихся стран, либо планируют сделать это в самое ближайшее время.
Кроме того, в странах Латинской Америки продуктам Lenovo придется побороться с быстро набирающими там популярность дешевыми смартфонами на платформе Firefox OS от компании Mozilla - их, в частности, уже производит и активно продвигает в том регионе китайская ZTE. А вот про Firefox-смартфоны от Lenovo пока как-то не слышно.
Напомню, что в нынешнем году Lenovo пыталась радикально укрепить свои позиции на рынке смартфонов, купив терпящего убытки канадского производителя BlackBerry. Однако эта сделка сорвалась, а позднее акционеры BlackBerry и вовсе передумали продавать свою компанию.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы