Откровения бывшего iPhone-разработчика

Начиная с прошлой среды, я официально больше не являюсь разработчиком iPhone - что позволяет мне рассказать вам о моём жалком опыте пребывания в данной роли.

2008-й год был очень давно. Как и 2012, это был год выборов. Президентом был Джордж Буш младший, и - как минимум до 10 июля 2008 года - такой вещи, как App Store, просто не существовало. До этого лета единственной похожей на приложение для iPhone вещью был добавленный в закладки веб-сайт в Mobile Safari.

Но потом появился iPhone 3G и App Store, которые навсегда изменили рынок программного обеспечения.

Было тихое лето 2008 года. У меня было несколько сайд-проектов, и я думал, что было бы неплохо создать что-нибудь для нового телефона Apple. Как и тем, кто участвует в программе Google "20% времени", мне нравится работать над сайд-проектами вдобавок к основной работе. Такого рода проекты - обычно это написание книг либо программирование - помогают мне не забывать то, что я умею, позволяют изучать новые технологии и открывают более широкий вид на разные вещи.

Но вернёмся в середину августа 2008 года, когда я решил, что моим сайд-проектом будет программирование для iPhone. Это было бы интересно, позволило бы поддержать мои навыки программирования на уровне и - кроме этого - хорошо подзаработать.

На следующих страницах я расскажу вам о 40 приложениях, которые я написал и опубликовал в App Store за 1 месяц, о проблемах молодого разработчика, о невероятных $7000, заработанных мною за 4 года, о мошенниках, которые копировали мою работу, о полном отсутствии поддержки со стороны Apple, а также о высказывании Apple про то, что служебная фотография тогдашнего президента США Буша в Белом Доме является "неприличной, порнографической, оскорбительной или же позорящей".

Видите ли, после 4 лет я, наконец, решил не возобновлять своё соглашение с iPhone. Начиная с прошлой среды, я официально больше не являюсь iPhone-разработчиком, и мои приложения больше не продаются. Это позволяет мне рассказать вам о "юности" развития iPhone - а также об одном месяце, в 2008-м году, который я посвятил этому делу.


Инвестирование

Было время, когда у меня имелись только Маки, но это было ещё при Джодже Буше-старшем. К августу 2008-го я не работал на Маке уже более 10 лет. Я был всецело пользователем Windows.

Но если я собирался разрабатывать приложения для iPhone, мне нужно было иметь Мак. Xcode запускается только на платформе Mac, а это значило, что мне нужно раздобыть Мак. Кроме того, мне нужно было достать iPhone, так как - хотя у Xcode имелся элементарный симулятор - тестировать лучше всего на самом девайсе.

Так что я приобрёл 24'' iMac с алюминиевым корпусом начала 2008 года за $1,799 в местном магазине Best Buy. Если к этому добавить дополнительную планку RAM и налоги, всё обошлось мне около $2,000 (не считая телефона и обслуживания). Мне, в любом случае, нужен был телефон, так что я купил iPhone 3G, который мне долго служил и потрепал немало нервов.

Кроме iMac, мне ещё было нужно сделать взнос в программу разработчиков Apple, который составлял $99. Я продлевал его 3 раза, так что считайте, что вложение составило $396. На тот момент я не купил никаких средств разработки либо книг, так как Apple в прямой форме давал понять, что не выпустит никаких книг, курсов, либо же иных обучающих ресурсов.

В конечном счёте, мои личные затраты (не считая времени, телефона и обслуживания в AT&T) составили около $2,400.


Продукт

Сначала я планировал создать карманное приложение для мониторинга сервера, которое бы позволяло системным администраторам наблюдать за текущим состоянием всех серверов с одного взгляда. Оно должно было сканировать SMTP, HTTP, Ping, SQL, а также большое количество других вещей. Но это был достаточно масштабный проект, а я не хотел начинать с чего-либо масштабного до того, как попробую себя в новом деле.

Кстати, Apple была чрезвычайно капризна насчёт того, что они допустят к продаже, а что нет. Я не хотел тратить недели (или месяцы) своей жизни на создание приложения, которое бы Apple уничтожила, если бы захотела.

В то время App Store был открыт всего лишь на протяжении месяца, и Apple не очень распространялась о том, что она примет, а что нет, так что я решил посвятить проекту не слишком много времени. Я дал себе не больше недели на изучение материала и разработку своего первого приложения, и один месяц на весь проект.

Я остановился на очень простой вещи: ДниДо Рождества/DaysTo Christmas. Такая мысль пришла мне в голову во время разговора со своей женой. Я говорил про приложение для мониторинга сервера и сказал, что, возможно, сделаю тестовое приложение, милое подобие "Привет, мир" для iPhone. Я сказал "Чёрт, это должно быть что-то простецкое как, ну, дни до Рождества, или что-то вроде того".

Ей эта идея понравилась. Она любит Рождество, так что она поддержала меня в этой идее. И я сделал это. Я написал ДниДо Рождества, в котором на экран выводилось ... барабанная дробь ... количество дней до Рождества. Я знаю. Глупо. Однако я оценил его в $0,99. Какое приложение, такая и цена.

Следующими приложениями были ДниДо Ребёнка/DaysTo Baby и ДниДо Юбилея/DaysTo Anniversary. К ним потребовалось дополнение в виде экрана с календарём, но это был просто небольшой дополнительный код. К этому времени процесс разработки приложений состоял из создания милого изображения для экрана и копирования кода для каждого нового приложения, изменяя даты. Мне также пришлось нарисовать иконки к приложению, а моя жена (которая уже много лет работает писателем и редактором) написала обзор для магазина iTunes (позже я подробнее расскажу об этом).

Я создал много приложений для праздников, таких как ДниДо Хэллоуина/DaysTo Halloween, ДниДо Хануки/DaysTo Hanukkah, ДниДо Дня Святого Валентина/DaysTo Valentine's Day, ДниДо Дня Благодарения/DaysTo Thanksgiving и ДниДо Синко де Майо/DaysTo Cinco de Mayo. Я не собирался выходить на рынок, так что мне просто хотелось создавать вещи, которые бы выводились в результатах поиска в App Store.

В течение недели после появления приложений в магазине (что заняло в среднем 13 дней), я начал получать заказы. Одна женщина попросила меня создать ДниДо Развода/DaysTo Divorce, ещё один мужчина, служащий в морской пехоте, заказал ДниДо Дембеля/DaysTo Discharge, а глава крупной киностудии (да, вы бы его узнали) упрашивал меня сделать ДниДо Пенсии/DaysTo Retirement. Его просто дико достала его собственная работа.

Другими приложениями были ДниДо Барбекю/DaysTo BBQ, ДниДо Концерта/DaysTo Concert, ДниДо Собеседования/DaysTo Interview, ДниДо Уплаты Налогов/DaysTo Taxes, ДниДо Презентации/DaysTo Presentation, ДниДо Весенних Каникул/DaysTo Spring Break ... ну вы поняли. Ничего мудрёного.

Я действительно подумывал над тем, чтобы объединить все приложения в одно большое ДниДо приложение, со всеми событиями. Однако письма от покупателей указывали на то, что им просто нравилось нажимать на иконку и видеть именно то, чего они ждут с нетерпением. Пинпойнт приложения - приложения, выполняющие одно определённое действие - часто пользуются популярностью у пользователей, а мне не хотелось создавать что-либо громоздкое с длинным списком возможностей просто потому, что это технически выполнимо.


Приложение, которое провалилось

Перед тем, как я расскажу о своей карьере в качестве разработчика приложений, я вам поведаю о приложении, которое потерпело крах. Я написал Дни Буша/DaysOf Bush - приложение, которое Apple не могла пропустить.

DaysOf Bush было приложением, отсчитывающим дни до конца срока полномочий Буша. В качестве изображения я использовал служебную фотографию тогдашнего Президента в Белом Доме (к сожалению, я не смог найти скриншот приложения). В обзоре было указано, что некоторым людям нравится Президент Буш, а некоторым нет - как и во всякой партийной политике:

Нравится он Вам или нет, просто нажмите на иконку и Вы сразу же узнаете, сколько ещё дней вам осталось наслаждаться либо терпеть его президенство. Насладитесь возвышенным чувством предвкушения либо горькой сладости, делая это уникальное время в истории ещё более приятным.

Занимательно, что я не смог выложить это в App Store. Решающими фразами в отказе Apple были:

Приложения не должны содержать никакой неприличной, порнографической, оскорбительной или же позорящей информации либо материалов любого вида (текст, графика, изображения, фотографии и др.), либо иного содержимого, которое, по мнению компании Apple, может быть воспринято пользователями iPhone либо iPhone Touch как оскорбительное. Клевета, унижение либо критика определённых политических деятелей считается недопустимой.

Так как я не считал, что критика со стороны Apple была целесообразной (особенно если учесть то, что я использовал служебное фото господина Буша), мне не хотелось делать это приложение своим центральным созданием. Видимо, я не заморачивался настолько, что даже не сделал скриншот.

Главным, что я извлёк из всего этого, было то, что до тех пор, пока я не буду уверен в том, что готовое приложение будет принято, не стоит тратить большое количество времени на его создание.


Ничтожная поддержка Apple

Когда вы пишете приложения для iPhone, - по крайней мере, так было в те времена, - вы пишете на Objective-C. Я писал на разных разновидностях С, и со всеми могу работать. Но я в особенности не люблю Objective-C (создаётся впечатление, что кто-то объединил два разных языка программирования и забыл подтереть границы), и мне в особенности не нравится работать на Маке. В общем, написание приложений для iPhone не приносило никакого удовольствия.

Вскоре после того, как я выпустил 40 приложений, Apple опубликовали обновление для Xcode. Вам нужно понять одну вещь. Когда вы выкладываете сотню баксов за статус разработчика, Apple открыто говорит Вам о том, что даёт Вам возможность 2 раза обратиться в службу поддержки, где Вам действительно помогут.

Но нет.

Когда я обновил Xcode, предоставленные мне данные доступа оказались каким-то образом искажены во время обновления. Это программные ключи, которые нужны для компилирования и загрузки приложений в App Store. Никакая переустановка либо восстановление среды разработки не исправят положение.

Так что я связался с поддержкой разработчиков Apple через должные каналы. И, несмотря на то, что у меня были эти две возможности обратиться за помощью, Apple так и не ответила. Никогда. На моей панели поддержки указывалось, что я использовал обе возможности. Думаю, что первая исчезла, когда я попросил помощи, но так её и не получил, а вторая сгорела, когда я позже пытался сказать им, что мне так и не помогли после того, как я обратился к ним в первый раз.

Так что я больше не мог писать приложения. Честно говоря, к тому времени мне уже наскучил весь процесс - об этом подробнее чуть дальше. Создание iPhone-приложений не являлось моим основным занятием, а так как я смог бы как-нибудь решить эту проблему, я и не подумывал тратить на неё больше времени.

И хотя я купил в общей сложности 8 возможностей обращения в службу поддержки, Apple так и не ответила - ни разу - ни на один из моих запросов. Как вы увидите на следующей странице, это становится всё большей проблемой.

Что ещё хуже, у Apple - в то время - имелись своего рода странные ограничения, по которым считалось, что ты нарушаешь соглашение о разработке, если публикуешь что-либо о разработке под iPhone. Никаких курсов, никаких книг, форумов, ничего. Была парочка секретных форумов, однако реальной профессиональной взаимной поддержки не существовало.

Это было смешно. Но ни саму компанию Apple, ни кого-либо из её многочисленных разработчиков приложений это, похоже, не волновало.


Плохое

Сразу после того, как Apple пропустила приложения в App Store, веселья стало намного меньше.

Я надеялся на простой, приятный эксперимент. Кодирование может вполне приносить удовольствие, а создание нескольких простых приложений - пока что не особо сложных - могло бы сойти за приятный опыт. Но нет.

В те времена Apple позволял любому комментировать приложения в App Store - даже если человек, оставляющий комментарии, не купил или не скачал это приложение. Это было в самом начале жизни App Store, когда в общей сложности там насчитывалось менее 15000 приложений.

Но даже в этом случае некоторые фанаты (и, возможно, и другие разработчики) решили, что мои простые пинпойнт-приложения жутко унижали всех пользователей iPhone. Они начали ставить низкие оценки и писать крайне оскорбительные комментарии.

Начали за здравие, кончили за упокой. Моя жена (которая писала все обзоры) и я быстро потеряли интерес к игре.

Со временем Apple разрешила оставлять комментарии только тем пользователям, которые купили приложения. Но, несмотря на то, что они ввели это ограничение, они не обнулили рейтинги и не удалили ругань. Прошло достаточно большое количество времени, пока те оскорбительные комментарии подорвали всю систему.

Я знал, что покупатели были счастливы. Во-первых, большинство моих приложений вскоре начали получать отзывы с оценкой 4+. Мы получали письма, наподобие того, в котором меня просили создать ДниДо Пенсии/DaysTo Retirement. Также было большое количество приятных комментариев - но сперва нужно было купить приложение.


Злое

А потом в игру вступили мошенники.

Вы должны понять, что мои приложения были дурацкими. Они не имели особой важности и - о чём я расскажу на следующей странице - на них много денег не заработаешь. Но даже при этих условиях нашлись люди, которые хотели их клонировать.

И я не говорю только об идее. В конце концов, обратный отсчёт - это обратный отсчёт, и ничего кроме обратного отсчёта. Безусловно, мои приложения были первыми в App Store с милой картинкой на дисплее, однако это не было вершиной инноваций.

Но потом, после того как я пережил весь хвалёный процесс оценивания Apple, осознал, как компания утверждала, что будет давать отказ всему, что не подходит для деликатных рук покупателей или даже более чувствительных уязвимостей, Apple пропустила в свой App Store как минимум одно приложение, которое было у меня украдено.

Этот разработчик не только просто скопировал идею. Этот негодяй украл наш рекламный текст. Слово в слово, описание, в которое моя жена вложила всю душу, было просто украдено. Вот то, что мы написали (обратите внимание на дату ):

Я не злюсь, потому что моё дурацкое творение было украдено. Я злюсь, потому что этот негодяй обидел мою жену. Она была в плохом настроении целый день, когда мы обнаружили кражу. Вот что этот болван написал; единственным различием было то, что он поленился поставить разрывы строки:

Так что я связался с Apple и попросил удалить поддельное приложение - либо же потребовать изменения описания. Я связывался с юристами компании, со службой поддержки разработчиков. Помните те 8 возможностей обращения в службу поддержки, которые у меня теоретически были, когда я заплатил $396 в качестве взноса в программу разработчиков Apple?

Никакого ответа. Ни от службы поддержки разработчиков, ни от юристов. Мёртвая тишина.

Вот вам и святой подход Apple к управлению приложениями. То фальшивое приложение находится в App Store и по сей день. По сути, в App Store большое количество приложений-клонов ДниДо Рождества.

По правде говоря, Apple может утверждать, что в App Store находится более 500000 приложений, но большинство из них полная ерунда - подделки, клоны и другой мусор, а Apple и пальцем не пошевельнёт, чтобы избавиться от него.

Приведу вам свою оценку. Если учесть, что существует примерно 16 клонов моего приложения ДниДо Рождества, смею предположить, что для каждого "настоящего" приложения найдётся где-то 10-20 плохих клонов. У Apple 500000 приложений? По моим подсчётам, там вряд ли найдётся больше 30000 приложений сколько-нибудь похожего качества.

Люди, Вы действительно хотите такого мира пост-ПК?


Чистая прибыль

Годы спустя, меня спросили, сколько я заработал на своих приложениях для iPhone. Прежде чем ответить, я хочу кое-что уяснить:

  • В 2008 году я планировал посвятить эксперименту один месяц
  • Я не потратил ни минуты или доллара на маркетинг либо на рекламирование данных продуктов
  • Каждое из приложений продавалось меньше чем за доллар
  • Я уже давно прекратил работать над всеми приложениями
  • ДниДо Выборов было единственным приложением, которое я когда-либо обновил (в 2008), с выборов в 2008 на выборы в 2012 году
  • Сейчас, когда я уже не являюсь разработчиком, эти приложения больше не доступны на App Store.

Другими словами, я был настолько безответственным и апатичным продавцом в этом беспощадном бизнесе, каким только можно быть.

При этом я заработал - если быть точным - $7014.77 за 4 года. Данная цифра базируется на записях электронных переводов от Apple, а не на отчётах о продажах компании. Когда я впервые начал продавать приложения, я написал в FileMaker программу базы данных, которая читала формат отчётов Apple и выводила различного рода полезные итоговые сводки. Но после того как Apple изменил этот формат 2 или 3 раза за первые несколько месяцев, я решил, что не столько это меня и беспокоит, чтобы продолжать возиться с этим "создателем" отчётов.

Разработчики получают 70% прибыли с продаж приложения, а значит было продано примерно 10000 ДниДо-приложений. В дни перед появлением 99-центовых приложений, более 10 тысяч пользователей были бы в восторге от компании-разработчика. Сейчас же они просто промычат "угу".

Выплат, которые мы получали в первые несколько месяцев, почти хватало, чтобы покрыть медицинскую страховку за те месяцы. После этого, мы могли заплатить лишь за кабельное телевидение. За последние полгода их вполне хватало на то, чтобы раз в месяц заказать пиццу. Вот детальный график:

Возмещения с моих вложений посчитать немного сложнее, так как оно зависит от того, считается ли iMac, который я купил по завышенной цене, средством разработки для специальных целей либо же обычным устройством.

Допустим, так как это был пробный месяц, я использовал iMac как теневой сервер, так что он немного использовался. С другой стороны, я мог бы использовать для этой же цели ПК за $300, который бы, ко всему прочему, занимал меньше места на столе. Честно говоря, у меня была возможность выбрать намного более дешёвый Mac mini, когда я покупал iMac, но мне нужна была хорошая техника (и я, вполне вероятно, влюбился в дизайн iMac).

Так что давайте не будем учитывать эти дополнительные траты на компьютер. Скажем, я потратил $396 на программу для разработчиков, и моя чистая прибыль - за 4 года - составила $7014.77, валовая прибыль составляет $6618.77.

Неплохо для месяца работы.

На что я трачу своё время для сайдовых проектов сейчас? Что ж, я пишу плагины для WordPress. Я переношу систему управления контентом, которую написал в начале 2000-х, с UserLand Frontier на WordPress, так что мне приходится много кодировать на PHP.

Честно говоря, так как на данный момент у меня не очень много времени на сайд-проекты, мне намного больше нравится писать на PHP под Windows, чем когда я писал на Objective-C под примитивной версией Mac OS X Snow Leopard. В те времена было даже невозможно изменить размер окна в Mac со всех четырёх сторон.

Так что вот такие дела. Вот мои откровения как уже бывшего разработчика iPhone. Нет, у меня даже и в мыслях не было разрабатывать приложения для iPad.


Несколько заключительных идей для потенциальных разработчиков iPhone

Я заметил пару комментариев, оставленных людьми, которые возможно сами хотели бы разрабатывать приложения. Позвольте Вас предупредить о парочке вещей. Большинство разработчиков работают НАМНОГО больше, чтобы разрекламировать свой продукт, чем это делал я. Это был мой сайд-проект, не основная работа, и я нарочно игнорировал всякого рода рекламу. В первую очередь мне хотелось узнать, что произойдёт, если использовать поиск на iTunes, а во-вторых, мне не очень хотелось возвращаться в бизнес программного обеспечения.

Если Вы создаёте продукт, рекламируете его и следите за ним, у Вас есть все шансы на то, что он будет хорошо продаваться.

Не думайте, что вы сможете создавать маленькие пинпойнт-приложения, и они будут успешными и замеченными. Когда я начинал, была возможность изучить App Store и быть в курсе каждого приложения там. В общей сложности, на тот момент имелось около 15000 приложений. Сегодня же их там полмиллиона. Так что мои цифры (какими бы они Вам ни казались, хорошими либо же плохими) не сравнятся с вашими.

Запомните одно простое правило: хорошие товары в сочетании с хорошим рынком и хорошим маркетингом (и хорошим присмотром) - залог хорошего бизнеса. Безусловно, сделать бизнес на приложениях в App Store возможно. Это не было моей целью, но я не хочу отговаривать никого, кто хочет пойти по этому пути.

Неважно, чем вы решите заниматься, в любом случае - удачи!

David GEWIRTZ,
ZDNet

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Anunnaki

Я за всегда был за мировой DOS. Чтобы все и чтобы всем. 

Аватар пользователя mental

Обидели его яблочники, беда, какая. Нельзя же за всеми уследить, а раз не ответили просто, писал не туда. И заработал копейки из-за того что приложения ни о чем. Вот пусть и ковыряет свой вордпресс, ios - не для неудачников.

Аватар пользователя DA

Вот пусть и ковыряет свой вордпресс, ios - не для неудачников.

каким боком wordpress относится к платформам разработки iOS?

И заработал копейки из-за того что приложения ни о чем.

А вы думаете что заработать на iOS разработках и создать действительно качественный программный продукт - это легко? Вы понятия не имеете о платформах разработки под iOS