В интервью в штаб-квартире Apple в Купертино, штат Калифорния, исполнительный директор Тим Кук широко распространялся о положении компании Apple на протяжении последних девяти лет. Он говорил о том, как компания переживает период экономического спада, как развивается некогда «священный, характерный исключительно для Купертино» образ мышления, а также о важности выпуска разноплановой продукции.
Тим Кук пролил некоторый свет, хоть и в несколько противоречивых выражениях, на слухи о попытках Apple создать автомобиль iCar, не подтверждая однако его существование. Он намекнул на то, что в конечном итоге Apple может принять решение о создании такого автомобиля, но подчеркнул, что если бы компания пошла на это, она могла обратиться к своим предприятиям-субподрядчикам, также как в случае с компьютерами и телефонами.
Журнал Fortune: Критики резко осуждали компанию Apple за ее однообразную финансовую деятельность в первом квартале, несмотря на продажи 7 миллионов iPhone и получение 18 миллиардов долларов прибыли. Какова Ваша реакция?
Тим Кук: Я способен не обращать внимания на малозначительную информацию. Вернемся к следующим вопросам: Правильному ли курсу следует компания? Не забыли ли мы о нашем центре продаж North Star? Действительно ли мы нацелены на создание лучшей продукции и в некотором смысле на обогащение жизни наших потребителей? И мы действительно делаем все вышеперечисленное. Люди любят наши товары. Потребители счастливы. Именно это движет нами. А все упущенное, я уверен, мы со временем наверстаем.
Вы заявляете о том, что компания Apple уже сталкивалась с подобными претензиями, или вы избегаете распространяться на данную тему?
Это помогает напомнить людям о том, что компания проходит через определенные циклы: «И этот также пройдет». И я полагаю, каким-то странным образом эти циклы могут быть полезны. Это происходит с Apple из-за того, что мы упорно продолжаем вкладывать деньги в инновации в то время, как другие компании отступают. Некоторые из наших величайших разработок были созданы именно в такие трудные времена. Кроме того, активы дешевеют, так что можно удвоить ставку на инновации в период спада.
Вы упомянули дешевые активы, но ведь Apple исторически никогда не была крупной поглощающей компанией.
Ну, активы могут являть собой разные формы. На одни и те же деньги можно построить больше магазинов. Можно отправиться в такие страны, как например Индия, где все намного дешевле. Мы приобретаем акции компаний в среднем каждые 3-4 недели. Так что да, это правда, что компании дешевеют как на рынках частных заказов, так и на публичных рынках. Так же дешевеет и ваш собственный магазин. Так что для меня стакан наполовину полон, а не наоборот.
У компании Apple была установка, что все важное с точки зрения интеллектуальной собственности происходит в Купертино. Подвергается ли она изменениям?
Подавляющее большинство объектов интеллектуальной собственности продолжают создаваться здесь. У нас также есть филиалы в Израиле, так что частично разработки перенесены и туда. В общем, мы приобрели несколько компаний, расположенных за пределами Купертино. И поскольку мы это сделали, как только мы познакомились с новой местностью, мы сразу наняли людей для работы в этих районах.
Я уверен, что доходы от продажи Mac в свое время, также как доходы от продажи iPhone сегодня, составляли 75% выручки компании. Вы не задумывались об идеальном балансе выручки от различных продуктов?
Можно сказать, что было время, когда продажи Mac составляли 100% доходов компании. Затем был выпущен iPod и ситуация изменилась. Так что сейчас, на мой взгляд, наша главная цель – создавать самые лучшие продукты. А к какому балансу доходов от устройств это приведет, уже не столь важно. Результатом такой политики стал миллиард устройств, используемых по всему миру. Мы постепенно добавляем услуги, запрашиваемые нашими потребителями, и реальный размер прибыли от них в прошлом квартале составил $9 миллиардов.
Сформулирую вопрос немного по-другому. Согласно общепринятому мнению, на протяжении долгого времени компания Apple была сконцентрирована на предложении услуг с тем, чтобы иметь возможность прекратить продажу девайсов.
Мы никогда этого не хотели. Вновь вернемся к тому, что все, чего мы хотели – создавать великолепную высококачественную продукцию. А что касается услуг, к ним мы тоже относимся как к продукции. Неважно, предлагаем ли мы Apple Pay, или Apple Music, или огромное количество приложений в App Store, все они доступны на наших устройствах, функционирующих на базе нашего ПО. С финансовой точки зрения это открывает для нас множество возможностей.
Я обожаю систему Apple Pay, но хотелось бы, чтобы география ее функционирования расширилась.
Можете быть уверены, мы работаем над этим. По оценкам специалистов, в течение пары последних кварталов мы получили значительные результаты. Уже через несколько месяцев вы сможете воспользоваться услугой в популярных общественных местах.
Хотелось бы вернуться к теме инноваций, самой важной в последнее время. Вы в основном говорили об автомобилях, но не упомянули о широко обсуждаемом автомобильном проекте Apple. Википедия пестрит списками выдающихся деятелей автомобильной индустрии, присоединившихся к Apple. Почему бы не использовать эту возможность, чтобы заявить: «А знаете что? Все уже известно и есть причина, по которой мы это делаем»?
Этого я точно не скажу. Все мы здесь, в компании, любознательные люди – и это прекрасно. Мы исследуем технологии и создаем продукты. И мы всегда думаем о том, чтобы выпустить замечательную вещь, которую люди полюбят, которая будет им полезна. Вы знаете, что мы не распыляемся по мелочам. Мы вносим очень много поправок. Мы обсуждаем многое, но делаем гораздо меньше. Говорим о многом, но создаем лишь немногое из этого.
Можете ли вы позволить себе тратить относительно крупные суммы денег на проекты, которые не принесут прибыли?
Могли бы мы это сделать? Да. Но стали бы? У нас нет необходимости тратить много денег на исследования. Так что я не могу говорить конкретно о той области, которую вы имеете в виду. Но когда мы начинаем тратить крупные суммы денег, мы преданы преследуемой цели. Целые команды исследуют выбранную тему. В этом и заключается наше любопытство: в умении исследовать технологии и выбрать ту единственную, разработав которую, можно увидеть пути ее дальнейшего применения. Для нас никогда не являлось первостепенным быть всюду первыми. Мы хотим быть лучшими. Поэтому мы изучаем множество вещей, множество технологий. И поначалу мы можем даже не знать, каков будет конечный продукт. А в последствие мы увидим, что это по-настоящему классная технология дает возможность сделать что-то большее, что-то новое из того, что у нас уже есть. Но если мы начинаем тратить тонны денег – например, на оборудование или что-то подобное – мы преданы своей идее до конца.
То есть вы проводите различие между тоннами денег, потраченных на оборудование, и затратами на формирование команд исследователей, которые иногда исчисляются сотнями? Последнее обычно не означает серьезных затрат?
Нет, я бы не назвал эти расходы очень серьезными.
Вы могли бы сказать, что в скором будущем наступит такой день, когда производитель будет выпускать автомобили на контрактной основе для какой-нибудь сторонней компании?
Мне кажется, такая схема существует уже сейчас, но я не считаю ее оптимальной для [автомобильной] индустрии. Она была задумана не так. Автомобильная индустрия зародилась примерно так же, как электронная, в которой работаем мы. Люди начли налаживать свои собственные производства, а с течением времени стало ясно, что с точки зрения каналов поставок, было бы выгодно специализироваться на чем-то одном. И таким образом, многие компании решили идти этим путем, хоть и на разных уровнях и используя разные способы.
А вы можете представить себе, чтобы эта схема работала для автомобильной промышленности?
Да, я мог бы. Определенно. Я не вижу никаких значительных препятствий для ее реализации.
Хорошо. Еще один вопрос: уже назначена дата открытия новой штаб-квартиры?
Мы еще не назначили дату. Но я бы хотел начать процесс переезда примерно через год. Думаю, в начале 2017. Мы очень взбудоражены этим. Множество специалистов снова соберутся вместе, что, по-моему, очень важно. Сейчас мы разбросаны по разным зданиям. Было бы очень приятно вновь всех собрать.
Вы еще не утвердили название? Вы решили отдать дань памяти Стива Джобса?
Мы обсуждаем это. Мы абсолютно точно найдем, как выразить ему свою признательность. Мы работаем с Лорин [Пауэл Джобс, вдова Стива] и его семьей.
Перевод из журнала Fortune
Комментарии
Слава Богу, что есть альтенативы...