IT-журналист — это, прежде всего, человек, в той или иной степени увлеченный технологиями. В свое время, в Минске существовала самая настоящая «тусовка» IT-писателей, которые кочевали от одной презентации к другой и, в конце-концов, стали, фактически, «своими людьми» в среде руководителей и менеджеров IT-компаний, мобильных операторов и соответствующих госструктур, таких, как «Белтелеком», например, или Министерство связи и информатизации. Они получали довольно солидные бонусы — еже месячную оплату мобильной связи на много лет вперед, отличные подарки, вроде дорогих ноутбуков или Iphone последних моделей, поездки по приглашению компаний в другие страны. Насколько мне известно своих, доверенных авторов некоторые компании поддерживают и поныне. А кое-кто из журналистов даже работает там.
Всех этих людей объединяло одно — они живо и всерьез интересовались технологиями. Иначе об этой сфере писать было сложно. Причем, от момента старта заинтересованности до глубокого вхождения в тему проходило немало времени. Может это и прозвучит тривиально, но IT-журналисту требовалась самая настоящая учеба или, как минимум, «курс молодого бойца».
Прекрасно помню, как часами сидел со своим хорошим знакомым, сотрудником крупного республиканского издания, не один час, наверное, объясняя ему принципы тарификации мобильной связи и кое-какие термины, сегодня многим уже понятные — например «биллинг», prepaid и postpaid, «сайт», «базовая станция», несущая частота, LTE, WiMAX и т. д. и т. п. Всё это надо было знать и это не так уж легко давалось, ведь даже Google в то время отвечал далеко не на все вопросы.
Сложно было выяснить что-то и в самих компаниях. Любые крупные организации тщательно дозируют информацию для СМИ. IT-сфера — не исключение. Но тот, кто разбирался в тонкостях предмета всегда мог написать хорошую и острую статью, которая запросто наделала бы шума и подняла бы рейтинг автора. К примеру, однажды, после моего «заковыристого» материала, посвященного тарифам мобильной связи, хороший знакомый, сотрудник пиар-службы крупного мобильного оператора, перестал со мной общаться и даже удалил вашего «покорного слугу» из «друзей» во всех соцсетях. А директор компании, напротив — пригласил на длительную дружескую беседу, которая стала залогом последующего долгого и плодотворного общения.
Тогда я усвоил важную истину: нужно хорошо разбираться в том, о чем пишешь. Тогда и статьи будут интересными и в компетентности твоей никто сомневаться не станет. И ляпов, особенно «политических» станет меньше. Что такое «политический» ляп, говорить нужно? Все-таки скажу, без имен и адресов, конечно... Из недавнего: автор пишет статью о замечательной девушке, преуспевающей фотомодели, которая много работала в IT-компаниях и поныне связана с этой сферой. В качестве одной из IT-компаний он называет предприятие, руководство которого замешано в уголовном деле, связанном с кардерством и неуплатой налогов. И героиня материала, оказывается, работала там именно в те годы, когда действовало это самое руководство. Затем этот же автор (а может, кто-то из его команды), уже в комментариях, обиженно вопрошает: что же вы меня критикуете, ведь девушка, действительно, работала в IT-компаниях, читайте внимательно!
Да, мой друг, мы внимательно читаем и видим, как вы «обкладываете» человека компроматом, даже не подумав заглянуть в поисковик и посмотреть открытую и совсем недавнюю, кстати, информацию об этой компании. Представьте себе гипотетическую ситуацию: героиня вашего материала добилась успеха, стала крупным руководителем-директором модельного агенства-заработала состояние (выбрать нужное). И вот на пресс-конференции журналист, более внимательный и вдумчивый, чем вы, задает ей вопрос - "Скажите, а что вы делали в этой компании в такие-то годы?". Хорошо, если это закончится неловкой паузой. А если начнут копать и что-то нароют? Подставите хорошего человека. Думать надо друзья, десять раз думать, прежде чем писать. И это тоже — часть профессии IT-журналиста.
Всему этому можно научиться в «КВ», если, конечно, вы этого захотите. Добавлю, что начинал я свою работу в IT-сфере именно с «Компьютерными Вестями». Вообще, я многим обязан этой газете но это — тема отдельного разговора.
Комментарии
Кто такой IT-журналист? Это либо технарь, пришедший в журналистику, либо журналист, хорошо разбирающийся в премудростях информационных технологий. Но есть общее -- и тот, и другой должны разбираться в основах, как айти-технологий, так и журналистики. Плюс отлично владеть языком, на котором пишешь для читателей. Плюс читать без словаря или по-английски, или по-испански, или по-китайски.
Но без основ -- никуда.
Журналистику, которую сейчас подают в Интернете, я считаю тяжело больной -- всё делается не столько ради добывания информации, сколько для увеличения посещаемости. Эксплуатируются не самые лучшие черты человека, упор зачастую делается на его простейшие чувства. Пример: журналиста обслужили при покупке айти-причиндала не так, как ему бы хотелось. Сразу пишется опус об этой истории. С броским заголовком. И, конечно, он самый читаемый. Да напиши кто-нибудь типа "Как меня вчера чуть не изнасиловали" -- читали бы и причмокивали. Хотя инфы -- ноль.
Слава Богу, есть технарские сайты, как "Хабр". А то бы и не жить.
Во как. Высказал мысль и в ту же минуту получил предупреждение. Впрочем, плевать. Можете даже банить.
Невысокого я мнения о вас, штатные вестийные журналисты. Всё, на что вы способны, -- содержится в моём высказывании. Добавлю: ещё и репостить несвежие новости.
Я бы добавил в базу знакомство с основами литературоведения: что такое статья, как она строится, чем отличается от других жанров и т.п.
Ну это само собой.
Но что сказал, то сказал. По теме блога.