Сегодня трудно найти более именитого игрока на рынке web-дизайна и создания сайтов, чем "Студия Борового". История студии началась еще в 2003-м году, и сегодня в портфолио компании - более 350 различных проектов, реализованных для компаний, осуществляющих свою деятельность в различных сферах. Об истории десятилетнего пути к успеху "Компьютерным вестям" рассказывает директор "Студии Борового" Виталий Денисенков.
- С чего начиналась студия?
- Начало было достаточно стандартным для любого бизнеса. Студию в ноябре 2002 года предложил основать мой друг, с которым я вместе учился сначала в школе, а затем в университете. Учредителей на самом деле было трое - третий тоже учился с нами в одном классе. А началось всё с того, что юридической организации, в которой работал один из нас, потребовался сайт. Угадайте, кто его делал... Первые пять лет бизнес формировался, выживал, мы накапливали опыт, знания. Более серьёзное отношение к нему появилось только по прошествии нескольких лет, когда студия стала для нас основным местом работы, и мы сняли офис. Один из учредителей к этому времени уже ушёл из студии. Спустя некоторое время её покинул и "титульный" сооснователь - Дмитрий Боровой. Так студия Борового осталась без Борового. Так что из троих остался только я.
После ухода Димы некоторое время было достаточно трудно. Но это послужило толчком к профессиональному росту. Как известно, кризис всегда подталкивает к развитию и переходу на новый уровень. Сначала я собрал команду из пяти человек, мы успешно работали некоторое время, но вскоре несколько человек ушли, включая единственного на тот момент дизайнера. В то время в разработке был десяток проектов, так что его уход было чрезвычайно "своевременным".
После этого я пытался понять, почему так происходит. Как раз в этот момент мне попала в руки книга "От хорошего к великому" Джима Коллинза. Из книги я вынес, что очень важно ставить большие цели и подбирать команду подходящих людей. Тогда я стал тщательнее подходить к поиску сотрудников. Сначала появился очень хороший менеджер - девушка, которая пришла и продала сразу несколько крупных проектов для известных белорусских брендов. Потом появился сильный дизайнер - Александр Ревяко, который долго проработал в студии и очень много сделал для ее развития. Мы поставили себе большую цель - стать лучшей компанией на белорусском рынке, и постепенно шли к её достижению. C 2008 по 2011 сделали все, чтобы стать лучшими. И в 2011 году мы подтвердили свое лидерство - стали первыми в рейтинге лучших веб-студий Беларуси.
- Почему было решено дать студии имя Дмитрия Борового?
- В тот момент, когда у нас появилась идея создания своего проекта, была уже хорошо известна студия Артемия Лебедева. Вначале в работе мы ориентировались именно на эту компанию (что достаточно трудно, т.к. бюджеты у нас были далеко не "Лебедевские" :). Поскольку дизайнером в нашем трио был Дима, решили назвать студию его именем - "Дизайн-студия Дмитрия Борового". После ухода Димы несколько раз вплотную подходили к обновлению названия, но ничего стоящего так и не придумали. Да и название уже получило хорошую известность. К 2008 году мы уже работали с Heineken, "Твоей Столицей", "Речицапиво", газетами "Республика" и "Прессбол", магазинами "Новатек" и Opinions, "Парекс Лизингом" и многими другими крупными клиентами из Беларуси, России, США, Чехии и Турции, в активе Студии были 2 статуэтки "Кибермастера" и много призовых мест от Всероссийского конкурса "Золотой сайт", мы вошли в Рейтинг Tagline-2007, заняв 2-е место в рейтинге минских веб-студий. Бренд Студии уже был на слуху как синоним качественной веб-разработки, и мы решили его оставить, сократив - "Студия Борового". Это изменение также подчеркнуло, что мы уже не специализируемся просто на качественном дизайне, а готовы делать сложные интеграционные проекты. Хотя отличный дизайн до сих пор остается нашей визитной карточкой.
- Если не секрет, почему ушли ваши соучредители?
- У Алексея, которому и пришла в голову идея создать студию, появились другие бизнес-интересы, и он их с успехом реализовал. Что касается Дмитрия, то он - исключительно талантливый веб-дизайнер. В 2007 году рынок заказной разработки в Беларуси еще находился в стадии формирования, ситуация была нестабильна. При этом в мире началось очень быстрое развитие технологий, стали появляться новые инновационные компании (так называемые "стартапы"), которые стремились занять свободные рыночные ниши. Это бум дошел и до Беларуси. В результате Диме на очень хороших условиях предложили возглавить очень амбициозный стартап. И он согласился, т.к. на тот момент не было никакой уверенности в светлом будущем Студии. Не могу сказать, что я не понимаю своих соучредителей - на тот момент уход каждого из них был обоснованным решением.
- А почему вы не ушли? Было какое-то предчувствие, что всё-таки ваше детище вырастет во что-то большее?
- Это был мой бизнес, я хотел в нём работать, заниматься развитием. Я развивался, пробовал что-то новое, совершал ошибки. У меня не было даже мысли об уходе. Конечно, иногда было тяжело, опускались руки, но каждый раз я собирал волю в кулак и говорил себе, что все получится. Это помогало двигаться вперед.
- Сколько сейчас у студии наград и дипломов?
- Мы не считали, точно больше тридцати. Очень ценный для нас диплом мы получили в 2004 году, уже через год после основания студии. Потом каждая награда приходила вовремя: в трудные времена награда всегда воодушевляет. Но, как говорил Черчилль, трудности, порождаемые победами, такие же сложные, как и трудности, порождаемые поражениями, просто решать их немного приятней. Из любого достижения всегда вытекает ряд сложностей (мотивации, удержания результатов и т.д.), и Студия Борового не стала исключением. Например, в 2012 году мы запустили несколько проектов для Белорусской железной дороги (корпоративный сайт и промо-сайт к 150-летию БелЖД), и некоторым сотрудникам они показались потолком работы в белорусской веб-студии. Хотя проекты стали очередной (очень важной!) ступенью в развитии Студии.
Награды и крупные проекты - это, конечно, приятно, но для нас сейчас гораздо важнее удовлетворенные клиенты. Не так давно мы прошли перестройку производства - полностью перешли в разработке сайтов на платформу "1С-Битрикс". Мы поняли, что не можем больше быть одновременно и разработчиком ПО, которое мы используем в своей работе, и исполнителем заказов клиентов. В продуктах "1С-Битрикс" ОЧЕНЬ много готовых функций и модулей, при этом система позволяет клиентам не привязываться к конкретной студии. Когда же разработчики используют свой "движок", клиенту при редизайне приходится каждый раз платить за повторную реализацию уже имевшихся ранее функций сайта. А "1С-Битрикс" позволяет развиваться поступательно: программная часть обновляется, оставаясь всегда актуальной. За полтора года мы успешно создали большой технический отдел по производству сайтов на "1С-Битрикс" и сейчас являемся ведущим партнером вендора в Беларуси. Студия Борового и компания "1С-Битрикс" регулярно проводят совместные мероприятия, направленные на обучение клиентов. Так, 5 декабря мы провели Федеральный семинар "1С-Битрикс" в Минске, где ведущие спикеры Студии Борового рассказали клиентам о своем опыте разработки, поддержки и продвижения сайтов и интернет-магазинов. Семинар собрал более 200 слушателей и стал самым большим среди всех Федеральных семинаров (а их было более 90), прошедших в 60 городах России, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Эстонии.
Переход на одну из самых популярных систем управления сайтом дал нам огромные возможности в разработке интернет-магазинов. Сейчас мы можем реализовать даже самые сложные e-commers проекты в Беларуси, не говоря уже об относительно несложных магазинах.
- Планируете ли вы работать на другие страны?
- Сейчас мы смотрим на российский рынок. Хотим делать большие ёмкие проекты. Успехи в этом направлении уже есть: мы сделали дизайн для сайта ВТБ - это второй по величине банк России. Также создали корпоративный сайт для компании "Альфа-Лизинг" (дочерней компании российского "Альфа-Банка"), который был признан лучшим сайтом в своей отрасли. У нас амбициозные планы в этом направлении.
Кроме того, у Студии Борового налажены партнерские отношения с UsabilityLab, ведущим игроком рынка юзабилити-услуг в России. Это партнерство помогает нам развивать экспорт услуг, а также обогащает нас знаниями, которые мы не можем получить, работая только на белорусский рынок.
Европейские и американские заказчики - это следующий этап. Но для работы на этих рынках нужен четкий востребованный клиентами продукт. Пока мы только ищем такие возможности... С Москвой в этом смысле всё несколько проще, вот и решили начать с неё.
- Сколько человек сейчас работает в студии?
- В студии вместе с SEO-отделом работает более сорока человек. И мы планируем взять в штат ещё десяток отличных сотрудников. Ищем хороших дизайнеров, SEO-специалистов, менеджеров по продажам, программистов. Мы сами учим людей, главное, чтобы у них был правильный настрой, и им нравилось то, чем они занимаются.
- Есть люди, которые работают с самого начала работы студии?
- Сейчас это только я. В самом начале мы много сотрудничали с удаленными сотрудниками, поэтому понятно, почему нет других ребят, которые бы работали с самого основания Студии.
Сейчас в студии есть костяк опытных сотрудников, некоторые из них работают 5 лет и более. Это руководители отделов и направлений. С другой стороны, сейчас из-за того, что мы проводили реструктуризацию продакшена, мы полностью выстроили новый отдел разработки. Я думаю, что через год у нас будет один из лучших отделов по разработке на 1С-Битрикс в СНГ.
- Как вы принимаете решения, один или с командой?
- Работа лидера, директора - это, по большей части, работа с людьми, принятие важных решений и разрешение проблем. Но один человек не может брать всю ответственность на себя. Сейчас руководителям отделов делегирована часть функция по управлению и принятию решений и в дальнейшем количество вопросов, по которым линейные менеджеры смогут самостоятельно принимать решения, будет расти. При этом нельзя сказать, что передача ответственности и делегирование полномочий проходит легко. Не все сотрудники с охотой берут на себя дополнительные полномочия, т.к. это предполагает повышенную ответственность и выход из зоны комфорта. Но мы работаем в этом направлении.
Также я сторонник командного обсуждения наиболее важных вопросов. При таком подходе решения получаются более взвешенные и приходят как бы сами собой. Я заметил такой эффект: когда мы работаем втроём или вчетвером, мы находим более качественные решения, чем когда я сижу и думаю один. Сейчас мы стараемся использовать некие глобальные тренды в управлении компанией, научные подходы при построении бизнес-процессов.
- Какие ещё книги вы читаете?
- Книг очень много. Для директора, как минимум, есть пять сфер, в которых он должен оттачивать свои навыки, начиная от стратегии и формулирования целей компании и заканчивая публичными выступлениями. Он должен понимать отрасль, в которой работает, понимать ценности клиента, понимать, как происходит технологический процесс. Толчок мне дала книга Джима Коллинза, о которой я уже говорил. Это мотивационная литература, в которой говорится о том, что не нужно довольствоваться посредственными результатами. Результаты "хороший" и "отличный" находятся достаточно близко. Но есть такое выражение "последняя миля", она, как в марафоне, отделяет посредственный и хороший результат от отличного и выдающегося. Мы ориентируемся только на последние два.
Если эта тема действительно интересна, то введите в поиск Google запрос "Виталий Денисенков: что почитать?" и получите список книг, который я рекомендовал к прочтению на встрече со студентами в рамках проекта AlterEDU.
- Как вы ищете клиентов?
- В первую очередь мы продвигаем бренд "Студии Борового", подтверждаем свою экспертизу в веб-разработке демонстрацией наших новых работ, участием в рейтингах, выступлениями на мероприятиях. Это всё приводит к нам большое количество заинтересованных клиентов.
При этом мы не стараемся работать с каждым. Только если клиент понимает, зачем ему нужен проект, какие цели и задачи стоят перед ним, согласен с нашим подходом и процессом - мы готовы к работе.
Мы не хотим завоевать абсолютно всех клиентов - это невозможно. Есть люди, которые просто хотят креатива, им нравится заниматься процессом ради процесса. И есть студии, которым нравится сам процесс. И если они найдут друг друга - им будет хорошо вместе. Мы же ищем заказчиков, которые подходят нам: хотят получить одновременно качественное интернет-решение, эффективный инструмент для существования и развития своего бизнеса, при этом сами готовы прикладывать много усилий для этого (создавать контент, согласовывать, анализировать, предоставлять бизнес-информацию). Только Студия сделать качественный проект не может, необходимо участие двух сторон - разработчика и заказчика.
Особенно ценным и способствующим отличным результатам совместной работы является доверие со стороны клиента, уверенность в компетентности наших специалистов, а также четкое понимание особенностей собственного бизнеса, сформулированные цели для сайта и осознание, что после запуска проекта работа с ним только начинается.
Насколько мы подходим друг другу, показывает совместная работа. Очень важно много и предметно общаться на предварительной (предпроектной) стадии разработки сайта. Если же Студия не может удовлетворить ожидания клиента (по сервису, уровню работы, срокам, подходам и т.д.) - мы не берем в работу такие проекты, т.к. из этого ничего дельного не получится. Наша главная задача - работать с клиентами, которых мы можем удовлетворить и делать то, что у нас получается лучше всего. А лучше всего у нас получается разработка и продвижение корпоративных сайтов и интернет-магазинов.
- Вы помните свой самый первый проект?
- Да, это был сайт для компании "Бизнесконсалт". У нас после сдачи проекта возник небольшой финансовый спор. Потом мой коллега шутил, что мы доказали свою правоту и убедили одних из лучших юристов-хозяйственников Беларуси.
- В чём секрет успеха Студии Борового?
- Мы сфокусированы на четкое понимание, для чего работаем, кто наши клиенты и каких результатов они от нас ожидают. Мы понимаем, каковы важнейшие факторы в разработке успешных сайтов и интернет-магазинов, и методично прокачиваем необходимые компетенции.
"Студия Борового" ориентирована на потребности клиента: мы отлично понимаем, что приносит бизнесу клиента ценность, а что нет. Очистив свою работу от ненужных и бесполезных действий, мы стали значительно чаще достигать целей проектов и, соответственно, удовлетворенность клиентов существенно возросла.
А еще "Студия Борового" - амбициозная компания, мы хотим добиваться результатов и двигаться вперед. Энергия успеха - это позитивная энергия, она привлекает позитивных людей. А по мере количественного и качественного роста команды Студии нам становятся доступны новые вершины.
Беседовала Инна РЫКУНИНА
Комментарии
Дежа вю прям какое-то.))
О! Кто появился!
Всем доброго вечера!)
Hi Dear! Не пропадай!