В этом году Белорусская железная дорога празднует свой юбилей - 150лет. Хочется пожелать всяческих благ и... очередных информационных прорывов. Немногие знают, но опыт специалистов-информационщиков белорусской магистрали был высоко оценён в первые годы освоения информационных технологий на железных дорогах бывшего СССР. Сегодня, вместе с поздравлениями, хочу представить как современных информационные технологии могли бы использоваться на дороге прямо сейчас.
Дополненная реальность (англ., AR), - термин, относящийся ко всем проектам, направленным на дополнение реальности любыми виртуальными элементами. Дополненная реальность - составляющая часть смешанной реальности (англ. mixed reality), в которую также входит "дополненная виртуальность" (когда реальные объекты интегрируются в виртуальную среду).
Из вышесказанного следует, что для того чтобы получить доступ к дополненной реальности (совместить виртуальный элемент с текущей реальность), необходимо устройство, позволяющее реализовать соответствующий функционал. В качестве такого устройства может выступать любой современный мобильный телефон и производные от него устройства, которые оснащены фото/видео камерой для "снятия реальности", экраном для проецирования реальности и отображения на ней виртуального элемента, а также, в большинстве случаев, доступом к сеть для получения/передачи данных.
Мы, работники железнодорожного транспорта, можем использовать кажущуюся столь фантастической технологию. Для начала определимся раз и навсегда в том, что дополненная реальность - это не будущее, а уже вполне устоявшаяся в настоящем технология, которая, конечно же, динамически развивается.
Рассмотрим реальную ситуацию, когда специалист, например, из Гомельского отделения БЖД приезжает в командировку в Минск. Ему необходимо посетить ряд железнодорожных объектов, с минимальными затратами времени на поиск последних. Причём нужно будет взять билет, для усложнения моделируемой ситуации, не на вокзале, а в одной из железнодорожных касс. Конечно же, идеальный вариант - когда специалист прибывает в командировке в Минске не первый раз и всё уже знает, но бывают и обратная ситуация.
В этом случае может пригодиться уже нам знакомая дополненная реальность. Все мы знаем картографический сервис от компании Google - Google Maps. Карты - это проекция реальных объектов. Если мы добавим наши собственные виртуальные объекты, например, объекты БЖД, создав тем самым уникальную специализированную карту с объектами железнодорожного транспорта, то получим удобный инструмент для решения поставленной нами задачи. Пользователю достаточно пройти по ссылке на нашу карту либо со стационарного компьютера,, либо с мобильного телефона, и он получит информацию о ближайших к нему железнодорожных объектах, кратчайших к нему маршрутов, и прочее.
Уже прямо сейчас, в данный момент, вы можете пройти по ссылке со своего компьютера и увидеть следующую картину - карта Минска, с расположенными на ней объектами БЖД.
Для данного типа виртуальных объектов необходимость в доработке технического комплекса отсутствует, т.е. реализация возможна уже на текущем этапе освоения дополненной реальности.
Далее представлена реализация мобильного варианта отображения виртуальных объектов.
Пройдя по ссылке со своего мобильного устройства (телефон/планшет), вы сможете увидеть новый слой карт "Белорусская Железная Дорога".
Запуск стандартного приложения | Выбор из списка слоёв необходимый | |
Общий вид железнодорожных объектов на мобильной версии | Прокладка маршрута до интересующего нас объекта |
Выбрав этот слой, можно:
- просмотреть список доступных объектов;
- просмотреть информацию о конкретном объекте;
- проложить маршрут от одного объекта до другого;
- проложить маршрут от своего текущего местоположения до выбранного объекта;
- получить прогнозное время передвижения по маршруту;
- и др.
Таким образом, можно реализовать слои для карт разных подразделений, городов и отделений.
Другим характерным символом дополненной реальности является QR-код.
Аббревиатура QR производна от англ. quick response, что переводится как "быстрый отклик". Основное достоинство QR-кода- это легкое распознавание сканирующим оборудованием (в том числе и фотокамерой мобильного телефона), что дает возможность использования во всех сферах жизнедеятельности.
Максимальное количество символов, которые помещаются в один QR-код:
- Цифры - 7089
- Цифры и буквы (включая кириллицу) - 4296
- Двоичный код - 2953 байт
- Иероглифы - 1817
Таким образом, кодируется любая информация, доступ к которой можно получить, лишь наведя свой телефон/планшет и воспользовавшись программой-сканером, которым оснащёно сегодня почти любое мобильное устройство.
Самой частой кодируемой информацией является ссылка, таким образом, пользователь распознаёт QR-код и переходит сразу к web-ресурсу, минуя трудоёмкие операции по запоминанию и вводу длинных адресов в мобильный браузер.
Применительно к железной дороге, QR-кодами могут быть помечены любые информационные объекты с динамически меняющейся информацией, актуальность которой может потерять смысл в определённое время. Например, на вокзале могут быть размещены qr-коды со ссылками на виртуальные объекты железнодорожных касс данной местности. Таким образом, пассажир, придя на вокзал, считав у информационного стенда qr-код, получит ссылку на карту, на которой отображены железнодорожные кассы, находящиеся не на вокзале. Выбрав ближайшую, он сможет получить всю необходимую информацию и проложить маршрут уже со своего мобильного устройства.
Таким же образом можно будет получать на своё мобильное устройство:
- Отсканировав QR-код у себя в вагоне:
- Расписание остановок поезда;
- Ознакомится с меню в вагоне ресторане;
- Скачать свежий выпуск "железнодорожника";
- Ознакомится со своими правами и обязанностями во время поездки;
- Ознакомится с предоставляемыми услугами.
- Отсканировав QR-код на вокзале:
- Актуальное расписание поездов;
- Ознакомится с предоставляемыми услугами;
- Получить различную познавательную информацию.
- Отсканировав QR-код на другом объекте жд:
- Информацию об объекте;
- О прокладке скрытых коммуникаций.
- И прочее.
Как мы видим, использование дополненной реальности в некоторых проявлениях, приложив немного усилий, возможно уже сегодня.
Для данного типа виртуальных объектов необходимость в доработке технического комплекса так же отсутствует, т.е. реализация возможна уже на текущем этапе освоения дополненной реальности.
Александр СЕМЧЕНКО
Комментарии
Из статьи я не смог понять - это уже работает или это только описание возможностей? "Сможет", "можно будет", "могут быть". Уважаемый автор, дайте мне пожалуйста конкретный ответ по QR-кодам. Это внедрено? А то ведь, как говорил пёсик Фафик: "Видеть колбасу, иметь колбасу и есть колбасу - это три большие разницы!". Описание возможностей - это как звон денег или запах еды...
Идея с картами - это ведомственное решение, полумера. Это на самом деле внедрено и работает в полном объёме в других странах. В той же России. Пример - 2GIS, Яндекс-карты. А вот QR-коды - это очень удобно. Сам бы юзал с удовольствием, если бы конечно инфа по ссылке соотвествовала качеством и актуальностью запросу.
Кстати, приведенный в статье QR код мой мобильник так и не смог распознать. Хотя другие читает с экрана легко. Это что, просто бессмысленный код?
Al, придираешься. Обрати внимание, что автор пишет: "хочу представить как современных информационные технологии могли бы использоваться... ", "QR-кодами могут быть помечены...", "можно будет получать на своё мобильное устройство", "приложив немного усилий", "реализация возможна" и т.д. Сделают! Думаю, и подрядчики уже есть.
При чём тут "придираешься"? Какой смысл в статье, которая рассказывает, как могло бы быть хорошо? А реальность такова, что, например, CityInfo выходит раз в несколько лет, и то, цитата: "CityInfo 2.9 доступна для свободной загрузки c нашего сайта только зарегистрированным пользователям"! О как! "Свободная загрузка". Хе-хе. А все тормоза - в невероятной секретности и трудности получения лицензии на такую "секретную" работу. Мужики ещё в совке сидят! О какой оперативности и доступности можно тут говорить? В то же время Яндекс-карты со всеми сервисами и ДубльГИС обновляются минимум ежемесячно, причём они широко используются простыми людьми в повседневной жизни на всех соответствующих гаджетах, с GPS и без такового.
Нет, для РБ это глухой вопрос.
>Какой смысл в статье, которая рассказывает, как могло бы быть хорошо?
Ну ты меня удивил! Если людям не рассказывать, как могло бы быть хорошо, они так и будут сидеть в "як ёсьць, так i добра".
Насчёт CityInfo я полностью согласен.
Ну как идея - хорошо. Согласен. Был не прав. Может попадётся кому нужному на глаза, кто сможет двигать дальше. Значит имеет место быть в газете. ))
Именно идея, одна из 1000! Просто некоторые не сразу подхватывают. Вот, ищу единомышленников ;)