В нашей рубрике "Стартап" сегодня не совсем обычный проект. Необычен он тем, что его можно назвать не технологическим, а контент-проектом, которых в Байнете вовсе не так уж и много. Более того, OfficeArt освещает события в жизни ИТ-индустрии Беларуси, что вдвойне интересно. Рассказать о том, почему была выбрана такая рыночная ниша, мы попросили основателя проекта Антона Марченко, известного как экс-главный редактор Dev.by и оператор нашумевших "Хроник района".
- Что такое OfficeArt? Какова концепция проекта?
- В настоящий момент OfficeArt позиционируется как рекламное агентство с фокусом на провокационный маркетинг (вирусное видео, скандальная реклама, etc.)
- Почему именно Office и именно Art?
Вообще-то, OfficeArt задумывался как сервис по продажам актуального искусства для офисного планктона (одна из моих очередных бредовых идей, которые я попытался реализовать). В идеале, можно было реализовать бизнес-модель по типу Тьерри Гетта. Вам нужно посмотреть фильм "Выход через сувенирную лавку", чтобы понять, что я имею ввиду. На практике же я хотел заказать серию смешных картин. "Девочка с персиками" Серова сидит рядом с макбуком, Мона Лиза фотографирует себя на айфон в клубе Dozari и т.д. Должен был быть холст-масло. Но из трёх художников, кому я заказывал, мне никто ничего не нарисовал.
Потом я решил продолжать действовать под этим же брендом. Зачем пропадать хорошему названию.
- Почему ты решил делать OfficeArt, неужели недостаточно существующих "айтишных" сайтов Байнета?
- Я некоторое время работал главным редактором Dev.by, где мне мягко говоря, не получилось реализоваться. Мне интересны люди и стартапы. В рамках Dev.by я не мог написать, скажем, о том, что в этой компании стоит автомат с платным кофе, что несколько удивительно. Или задать какие-то провокационные вопросы Аркадию Добкину.
Для авторов нет ничего хуже, чем внутренний цензор, который ограничивает тебя. Когда же его нет (нет ограничений, и ты берёшь все риски на себя), пишется гораздо свободнее. То есть, я начал проект для самовыражения, в надежде, что меня кто-то поддержит и подтянутся другие авторы. Всем же интересны скандалы, кто куда ушёл, кто что начал и др. Но, к сожалению, в Беларуси мало любопытных личностей, переходов из компании в компанию и др. Интересных стартапов и того меньше.
- На чем планируете зарабатывать?
- Отличным product placement мог стать проект "Хроники района". Но мы там во второй части немного переборщили, и Руслан получил 7 суток административного ареста. Если бы серия продолжалась, то у нас бы появился канал на 50 тыс. просмотров еженедельно. Сейчас мы ищем заказы на вирусное видео, SMM и другие вещи. Но мы не хотим делать обычный, скучный и неэффективный маркетинг. Нужны рекламодатели, которые не боятся экспериментов, и больше фокусируются на эффективности.
- Есть ли у OfficeArt какой-то прототип или идеал, который уже был бы где-то как-то реализован?
- Да, у нас полно бизнес-моделей для подражания. В России это вирусная студия vsmetane Андрея Бузины (я предлагал ему, кстати, открыть представительство в Беларуси, но он отказался). Рекламное агентство r&I group Юния Давыдова, креативная студия My Duck's Vision. С точки зрения наших спецпроектов, можно выделить caramba-TV (проект "+100500"), camedoz (проект "Наркоман Павлик").
- Что самое сложное в создании своего стартапа?
- Мне достаточно трудно выделить какие-то конкретные пункты. Какие-то сложности есть только вначале. Когда я решил открыть парикмахерскую, мне было 22 года. Произошла некоторая психологическая трансформация. Из подчинённого в руководителя, которому нужно самому всё решать и нести всю ответственность за других людей. Создание своих проектов, в которых учувствуют другие люди, даёт важные психологические навыки, которые очень помогают, и даже могут помочь на позиции наёмного менеджера.
У нас в Беларуси достаточно низкий уровень предпринимательской активности, есть большое количество людей, которые будут тебя отговаривать. Мол, сиди и не высовывайся. Но потом круг общения меняется, и ты начинаешь больше общаться с другими предпринимателями, и не можешь представить, как ты раньше мог действовать как-то по-другому.
- Что бы ты посоветовал другим - тем, кто тоже задумывается о собственно стартапе?
- Очень сложно брать на себя ответственность, давать какие-то советы людям, которые находятся в начале пути. С одной стороны, мы не должны слушать людей, чьи бизнесы были основаны десяти лет назад, потому как правила игры меняются достаточно быстро. С другой стороны, непонятно, пойдёт ли бизнес у меня. Могу посоветовать прочитать книгу Lean Startup и смело двигаться вперёд.
Беседовал Вадим СТАНКЕВИЧ
Горячие темы