Глобальная сеть интернет предполагает определенную долю анонимности общения. При этом одновременно она обеспечивает наибольший охват потенциальных потребителей работ, услуг и товаров. Именно по этой причине, так велик соблазн осуществлять предпринимательскую деятельность вроде бы анонимно, полагая, что быть пойманным контролирующими органами невозможно. По данной причине, в сфере незаконной предпринимательской деятельности молодежи велика доля тех, кто предлагает свои товары, работы и услуги в интернете: на различных досках объявлений, интернет-форумах, и т.п.
Надо отметить, что данные обстоятельства хорошо известны контролирующим органам, и поиск подобных "нелегалов" в Сети осуществляется ими довольно активно, о чем свидетельствуют поступающие в суды административные материалы.
Особенно популярным видом рекламы своей нелегальной деятельности в интернете является сдача в аренду, прокат, продажа всевозможного имущества, выполнение различных работ и оказание услуг.
В соответствии с ч.1-1 ст. 12.7 КоАП, предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
Об этом стоит помнить перед тем, как размещать в Сети информацию, направленную на привлечение клиентов. Вначале стоит зарегистрироваться в качестве субъекта хозяйствования, а уже потом рекламировать свою деятельность. Последствия обратного порядка действий довольно печальны.
Приведем пример.
Судьей хозяйственного суда было рассмотрено дело об административном правонарушении, поступившее из ИМНС в отношении гражданина Б., не женатого, не имеющего иждивенцев, ранее привлекавшегося к административной ответственности за данное правонарушение, о совершении правонарушения, предусмотренного ч.1-1 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Архив хозяйственного суда Гродненской области, постановление от 18.02.2013 по делу № 6-12Ап/2013).
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении гражданина Б., при проверке установлено, что Б. в административном здании ОАО "Г" по предварительной договоренности по объявлению в сети интернет реализовал 1 мобильный телефон "BML ТМ №9300 Galaxy S III" на сумму 1500000 руб., а также предлагал к реализации 2 мобильных телефона "Galaxy S III" и "Samsung Galaxy Europa" на сумму 3000000 рублей, не имея свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Все три мобильных телефона общей стоимостью 4500000 рублей арестованы и изъяты у гражданина Б. согласно протоколу описи арестованного и (или) изъятого имущества.
Деятельность направлена на систематическое получение дохода. Доход от занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации налоговым органом по настоящему делу не установлен.
При составлении протокола об административном правонарушении, а также в судебном заседании гражданин Б. с протоколом согласился, просил строго не наказывать. Доказательства государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в материалах дела отсутствуют. Со слов гражданина Б., индивидуальным предпринимателем он не является. В судебном заседании гражданин Б. пояснил, что причиной занятия нелегальной торговлей мобильными телефонами через гродненский интернет-форум forum.grodno.net явилось его сложное материальное положение: проживает совместно с братом в его квартире, квартплату частично оплачивает сам в размере 100000 рублей в месяц, совместное хозяйство ведет с братом, недвижимого имущества в собственности не имеет, нигде не работает, ищет работу.
Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь.
Факт совершения правонарушения и свою вину Б. признает, в совершенном раскаивается.
В материалах дела содержится выписка из базы данных административных правонарушений, а также копия постановления хозяйственного суда Брестской области, в соответствии с которым за осуществление нелегальной торговли мобильными телефонами Б. ранее в течении 1 года был подвергнут административной ответственности в виде штрафа в размере 5 базовых величин (500000 рублей) с конфискацией мобильного телефона Nokia 9. Кроме того, в материалах дела содержится подписанное Б. предупреждение о необходимости постановки на учет в качестве ИП для целей розничной торговли.
Согласно статье 7.3. КоАП Республики Беларусь обстоятельством, отягчающим административную ответственность является совершение административного правонарушения повторно.
В соответствии со статьей 2.5. КоАП Республики Беларусь совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физическое лицо, его совершившее, или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Как следует из материалов дела, пояснений Б. постановление хозяйственного суда Брестской области до настоящего времени не исполнено, с момента его вынесения 1 год не прошел.
В соответствии со статьей 2.8. КоАП Республики Беларусь физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения.
Таким образом, на момент совершения гражданином Б. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь имелся признак повторности.
Исследовав приложенные к протоколу об административном правонарушении документы, являющиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1-1 ст. 12.7 КоАП.
В соответствии с ч.1-1 ст. 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:
факт совершения административного правонарушения и вина гражданки подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;
- Б. факт нарушения и свою вину признает;
- отсутствует причинение вреда;
- имеются смягчающие административную ответственность обстоятельства - чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
- установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства - Б. к административной ответственности за данное правонарушение привлекается повторно.
Поэтому, руководствуясь принципами справедливости и гуманизма административной ответственности, с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения, степени вины, личности и материальному положению гражданки, привлекаемого к административной ответственности, необходимым и достаточным для его воспитания, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, совершившим административное правонарушение, так и другими физическими лицами судом было определено административное наказание, предусмотренное ч.1-1 ст. 12.7 КоАП, в виде штрафа размере 30 базовых величин - 3000000 рублей с конфискацией мобильных телефонов, поименованных в протоколе описи арестованного и (или) изъятого имущества.
Следует отметить, что срок уплаты штрафа физическими лицами составляет 1 месяц. При этом как видно из приведенного примера - за повторность совершения правонарушения размер штрафа вырос в 6 раз.
С.Ч. БЕЛЯВСКИЙ,
судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя Гродненского областного отделения ОО "Белорусский республиканский Союз юристов"
Горячие темы