История Apple и ее продуктов, которые изменили мир, сильно связана с невероятно противоречивой личностью Джобса. Стив Джобс - это обаяние, деспотизм, маркетинговый гений, грандиозные неудачи и успехи, жестокие заблуждения и создание настолько героических и продуктивных творческих команд, что просто дух захватывает от гордости за человечество вообще. Формальным и неформальным лидером творческих команд каждый день и каждую минуту был именно Стив Джобс - и это говорит о многом. Стив Джобс вдохновил целое новое поколение, а его команда создала продукты, которые не просто хорошо продавались, которые изменили всю суть технологий и заставили всех остальных следовать за ними.
В первые дни Apple Computer, Стив Джобс часто говорил о Томасе Эдисоне, как о великом американском изобретателе и предпринимателе, изменившем мир своими блестящими устройствами.
Немногие из нас знакомы с историей коммерчески неуспешных продуктов Apple, особенно если в них фигурирует имя девочки деспотичного гения. Проекты Apple в свое время очень тесно переплетали тайны и жизни людей, которые изменили мир и ход истории целой компьютерной, музыкальной и печатной индустрии. В свое время Стиву Джобсу пришлось пройти через пару "трупов", для того, чтобы реализовать трехгодичный проект под названием Lisa. Неимоверными усилиями были предприняты попытки продвинуть ПК на коммерческий сектор рынка для широких масс, а после пришлось "сжечь" его.
Проект Lisa вошел в историю, как коммерчески неуспешный проект после нежеланного ребенка Apple III, или второй урок судьбы Apple Computer. Что же заставило Apple Computer в начале 1980 года резко изменить свой курс и пойти впритирку с разработкой Apple III? Ответ один - Xerox PARC. С чего началось зарождение имени девочки в истории второго урока судьбы Apple Computer? Ответ один - с истоков поломанных судеб, которые принимали участие в создании и разработке пользовательского графического интерфейса.
Рождение души Lisa, или история развития пользовательского графического интерфейса
В начале 1930 года учёный Ванневар Буш придумал концепцию устройства под названием Memex. Согласно его описанию, это была доска, содержавшая два сенсорных графических дисплея, клавиатуру, а также подключённый к ней сканер. Благодаря Memex пользователь получал доступ ко всем человеческим знаниям посредством электронной связи, по принципу своей работы очень похожей на гиперссылки в настоящее время. Предполагалось, что в Memex человек может хранить все свои данные, записи, связи, которые могут быть легко доступны по его желанию в мгновение ока. В то время привычных нам цифровых вычислительных машин ещё не существовало, поэтому о создании подобного устройства можно было только мечтать. Общественность отнеслась к замыслам Ванневара Буша с иронией и сарказмом.
В 1940 году миру были представлен электронно-лучевой прибор Уильяма Крукса, который лег в основу алфавитно-цифровых мониторов, на базе которых исследовательские центры Xerox PARC разработали пользовательский графический интерфейс.
В июле 1945 года Буш переосмыслил свои идеи относительно концепции Memex в статье "Как мы можем мыслить", которая была опубликована в газете Atlantic Monthly. 10 сентября 1945 года журнал Life перепечатал сокращённую версию статьи, снабжённую, однако, несколькими эскизами, демонстрировавшими, как могла бы выглядеть Memex. Прочтение этого материала вызвало у молодого ученого, исследователя из Стэнфордского института Дугласа Энгельбарта невероятный интерес к проблеме, и он задался целью построить машину, вложив душу - графический интерфейс. Дуглас Энгельбарт был одним из первых исследователей человеко-машинного интерфейса, изобретателем графического пользовательского интерфейса и компьютерной мыши.
Одним из первых средств автоматизированного проектирования с графическим интерфейсом стала программа Sketchpad, разработанная Иваном Сазерлендом для компьютера Lincoln TX-2 в 1963 году. Благодаря программе Sketchpad пользователь мог с помощью светового пера манипулировать объектами на экране - видоизменять геометрические фигуры, производить над ними необходимые манипуляции, сохранять и распечатывать графические данные на плоттере.
Инновационной программой, разрабатываемой Дугласом Энгельбартом, являлся Журнал. Он представлял собой примитивную версию коллективного редактора по созданию различной документации. Несколько пользователей могли одновременно создать документ, содержавший текст и графику, который затем сохранялся на жёсткий диск SDS 940. Между различными документами можно было устанавливать связи, которые получили название "гипертекстовых" ссылок. Они могли содержаться и в теле документа, позволяя тем самым пользователю моментально получить доступ к интересующей части блока документа. Таким образом, Журнал Дугласа Энгельбарта воплощал в себе главную идею концепции Memex Ванневара Буша - единую графическую среду быстрого доступа к пользовательской информации. Инновационные изобретения Энгельбарт продемонстрировал 9 сентября 1968 года на презентации The Mother of All Demos. Впервые были продемонстрированы возможности "мыши" на компьютере SDS 940 производства компании Scientific Data Systems, когда текст отображался на 12,7 см электронно-лучевой трубке рабочей станции, перед которой была установлена профессиональная чёрно-белая камера.
На пороге графических открытий и исследований 1 июня 1970 года был открыт интеллектуальный центр Palo Alto Research Center (PARC). В то время в свои ряды исследовательский центр привлекал множество талантливых специалистов. Среди них оказались и несколько бывших подчинённых Энгельбарта, отказавшихся работать со своим бывшими коллегами из-за различий во взглядах на будущее компьютерных вычислений. Они и продолжили развитие идей графического пользовательского интерфейса. Одними из основателей Xerox PARC стали Адель Голдберг и Джек Гольдман. В исследовательских лабораториях Xerox PARC находились лазерный принтер, представляющий собой кухонный гарнитур, технологии передачи данных Ethernet (локальная сеть), Arpanet (предшественник Интернета), различные системы доставки электронной почты.
Руководителем группы по созданию графического интерфейса был назначен Алан Кей, пришедший в исследовательский центр из Университета штата Юта. С 1967 по 1969 год Эд Чидл, Алан Кей и его команда работает над компьютером под названием FLEX. В данном компьютере впервые в истории разрабатывались элементы пользовательского графического интерфейса (GUI): перекрываемые окна, квадратные иконки, представляющие собой данные и программы.
В 1969 году в Университете штата Юта Алан Кей начал разрабатывать объектно-ориентированный язык Smalltalk. Проект, который задумывался и как язык программирования, и как среда разработки, должен был стать основой пользовательского интерфейса для ещё одного проекта Алана Кея - портативного компьютера Dynabook, который так и не воплотился в жизнь. Smalltalk представлял собой среду визуальной разработки приложений, подобную Visual Studio и Delphi в наше время.
Objective-C, который Стив Джобс лицензировал в свое время для NeXT, является Smalltalk-оберткой над С-кодом. С помощью этой технологии был построен NeXT Framework, который сейчас является сердцем Mac OS X. Несмотря на свою статическую компилируемую сущность, Objective-C сохранил синтаксис, Reflection, Mix-In-ы, динамическую типизацию и другие функции, присущие Smalltalk, и недоступные для C++. До сих пор в Мас ОС Х средством скриптования (аналог WSH) является Smalltalk-скрипт.
Позже, в 1974 году Ларри Теслером был разработан текстовый редактор Gypsy, наглядно продемонстрировавшей возможности Smalltalk. Со-инвестором первого объектно-ориентированного языка программирования Smalltalk стала Адель Голдберг.
В конце 1970 года команду Xerox Alto нацеленную на создание первого компьютера с графическим интерфейсом, возглавлял Чарли Такер. Он же позже участвовал в изобретении лазерной печати, сети Ethernet и помощи Microsoft в "очеловечивании" ее программных продуктов. Позже к группе исследователей присоединился Алан Кей с командой разработчиков. В команду принимали только тех, кто мог повысить общий коллективный IQ. Именно в команде Чарли Такера зародилась крамольная идея сделать компьютеры ближе к обычным людям.
Результатом работы слаженной команды Xerox Alto в исследовательских центрах Xerox PARC стало появление в 1973 году компьютера Alto. Главной особенностью компьютера был его 12,8-дюймовый экран, имевший портретную ориентацию и размер стандартного листа формата А4, и вывод растровой графики с разрешением 606х808 пикселей. Кроме этого, в недрах Xerox PARC один из коллег Дугласа Энгельбарта, Бил Инглиш в 1972 году изобрёл "классическую" шариковую мышь.
В душе компьютера Alto зародилась первая ОС с двухпанельным графическим режимом вывода данных. Условно-графический интерфейс операционной системы AltoOS содержал файловый менеджер, где отображались списки файлов в директориях в виде двух колонок. Вокруг них располагались кнопки, выполнявшие различные команды. Пользовательских "окон" в современном понимании в операционной системе AltoOS изначально не было. Нечто подобное десять лет спустя было воплощено в популярном файловом менеджере Norton Commander для MS-DOS, первая версия которого была выпущена в 1986 году.
В апреле 1981 года на рынок выходит компьютер Xerox STAR с новым пользовательским интерфейсом операционной системы STAROS.
Во время проектирования пользовательского интерфейса STAROS в недрах исследовательского центра была впервые придумана аббревиатура "Окна, иконки, меню, укажи и щёлкни". По мнению разработчиков Xerox PARC, эти элементы должны были стать базовыми при создании любой графической среды, в том числе и при проектировании интерфейса STAROS.
Благодаря применению в STAROS функции Drag & Drop, пользователь мог простыми манипуляциями с помощью мыши переместить объект с "Рабочего стола" в папку, записать документ на дискету, распечатать его или отправить по электронной почте.
STAROS стала первой операционной системой с полноценным графическим пользовательским интерфейсом. В ней были воплощены все элементы графической среды, которые можно встретить в любой из современных операционных систем.
Коренные изменения графического пользовательского интерфейса компьютера Alto и реинкарнация души Lisa начались со встречи Стива Джобса и Криссанн.
Александр СЫРИЦА
Комментарии
Страницы
Хорошо. +
Какие у вас вопросы возникли по тексту?
А мне почему-то не интересно, не осилил. Потому и вопросов нет.
Вы не осилили сплошной текст. Скоро к нему будет добавлено фото.
Возможно вам не интересна яблочная продукция и вы являетесь ее ярым противником. Возможно вам будет интересно узнать как Стив и Криссан совершали поломничество в Индию и почему Стив отказался от своей внебрачно дочери, а потом принял и назвал в ее честь коммерчески неуспешный проект. Ждите эксклюзивные фото. Кстати вы знаете к какой музыкальной группе тяготил Стив?
Да я не только книжки с картинками читаю. Просто для меня эта тема не интересна. Огрызки юзаю, iPhone-iPad, всегда последние модели. Если отследить мои посты, то это можно заметить. Не сторонник, не противник. Истинный мелкософтовец. Жизнеописниями не интересуюсь, глянцы не читаю, дом-2 не смотрю, чужие пристрастия не интересуют. Может, поэтому и не интересно? Но не ругаю статью и не минусую. См. выше почему. Надеюсь, грамматических ошибок в ней меньше, чем в вашем посте. ))
Надеюсь же, не вы автор этой статьи?
Уверен, что кто-то (уж точно не автор!) редактировал и вычитывал обсуждаемую статью, судя по последнему посту автора. Это уменьшило восторг от статьи.
Уважаемый автор, вы пишете, как всё собирали, искали и т.д. Это нормальный труд НОРМАЛЬНЫХ авторов, которых так мало в "Вестях". Поэтому и +. А шашни Джобса... Мужик, как мужик. Все мы полигамны, и большинство из нас реально не брутальны (это показное), а очень сентиментальны. Жду продолжения.
>>Уверен, что кто-то (уж точно не автор!) редактировал и вычитывал обсуждаемую статью, судя по последнему посту автора. Это уменьшило восторг от статьи.
Про восторг не очень понял.
Очень жаль. Вы многое теряете. Как может быть неинтересно то, что накренило IBM и изменило ход истории компьютерных технологий? Мейнфреймы были убиты ПК с графическим интерфейсом, и стали потребительскими продуктами
Как можно юзать яблочные девайсы и не знать их истории? Я бы хотел вас спросить о первом планшете на рынке. Уверен, вы мне ничего не ответите
Поздравляю. Вперед в магазин за Lumia 920. На рынке России уже продано 750 штук. Два Стива идут на рекорд
И очень многое теряете. Вы теряете историю, связи между людьми и становитесь слепым
Нет. Неинтерсно потому что вы не вникли в материал, не увидели судьбы людей на фото
Глупо делать на это акцент вам, как дилетанту. Я вам не пишу о ваших орфографических и стилистических ошибках. Они есть у всех в большем или меньшем количестве
Вы должны быть уверены только тогда, когда вы часами сидели с автором и переживали судьбы людей. Никто не редактировал и не вычитывал уже обсуждаемую статью. Была проделана большая работа, вам ее не понять
Частично восторг от статьи уменьшает то, что не фото и видео материалов. В следующих частях будет добавлено и исправлено шеф-редактором
Все верно. +1
Вам не нужно говорить за всех. Вам просто нужно понять свое предназначение в жизни, найти себя в ней и полюбить то, что вы делаете.
Про авторство я так и не услышал.
"что накренило IBM" - это в смысле наклонило? БТ смотрите? )))
"Как можно юзать яблочные девайсы и не знать их истории?" - Спросите зомбоюзеров Apple, знают ли они это? А их - десятки миллионов. Это справедливо и для шариковых ручек. Миллиарды ручек попадают в руки людей, беззастенчиво использующих их, не подозревая о более чем вековой истории оных. И это нормально! Конечно, в мире есть небольшое количество "нестандартно мыслящих людей", но не о них речь.
"Я бы хотел вас спросить о первом планшете на рынке" - Интернет ещё у меня не закрыли, будет нужно - узнаю. И что?
"Вперед в магазин за Lumia 920" - Можно я сам решу, куда мне идти? )))
"И очень многое теряете. Вы теряете историю, связи между людьми и становитесь слепым" - Напоминает риторику Свидетелй Иеговы и им подобных. Из каких будете? )))
"Неинтерсно потому что вы не вникли в материал, не увидели судьбы людей на фото" - Не надо разворачивать мои высказывания наоборот. А я это говорил.
"Глупо делать на это акцент вам, как дилетанту. Я вам не пишу о ваших орфографических и стилистических ошибках". - Дилетанту в чём? Уточните пожалуйста. Если найдёте в моих статьях ошибки - с удовольствием исправлю. В постах - может быть, но только в виде описок-очепяток.
"Вам просто нужно понять свое предназначение в жизни, найти себя в ней и полюбить то, что вы делаете" - Рон Хаббард, Адам Палюхович, Александр Сырица, список можно продолжить. ))) В тридцать лет это находит на многих. То же Роман Карпач, пусть с другой позиции, но о том же пописывает иногда. Всё пройдёт...
Страницы