Мир глазами айтишника: путевые заметки Юрия Зиссера о Норвежских фьордах

Вообще в Норвегию хотелось давно. Столько слышали о фьордах. О том, что там безумная северная красота, природа, диковинка. Что это очень изысканное, необычное путешествие.  Слово «фьорды» всегда манило, викинги тоже интересовали. Собрались восполнить пробел и поехали вместе с дочерью в Норвегию.


Хочется выразить особую благодарность компании Air Baltic за обеспечение нашего перелета. Мы составили маршрут, позволяющий охватить «все в одном флаконе»:  из Минска через Ригу прилетели в Берген, где взяли напрокат автомобиль на четверо суток и доехали на нем через абсолютно все известные фьорды аж до Тронхейма. Там сели в местный самолетик и перелетели на самый юг края фьордов в Ставангер, откуда вернулись домой Air Baltic опять же через Ригу.

Надо сказать, что самолеты на участке Минск-Рига-Минск были переполнены в оба конца. Даже бизнес-класс и в будний, и в выходной день был заполнен. Поэтому когда говорят, что Минск-Рига – это слишком дорого, поэтому все летают той же AirBaltic через Вильнюс, аэропорт которого для белорусов постепенно становится вторыми Смолевичами и уже получил неофициальное название «Минск-3», не верьте: через Вильнюс, конечно, существенно дешевле, но и любителей прямого перелета более чем хватает. По-хорошему, пора «кукурузник» на участке Минск-Рига сменить на какой-нибудь Boeing-737-500, которым мы летели из Риги в Норвегию.

Фьорды

Согласно Википедии «фьорд –  узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами». Фьорды образовались в результате сдвигов тектонических плит и движения ледников в ледниковом периоде.

Самое красивое зрелище, которое можно увидеть в Норвегии -  виды на фьорды сверху. Для этого нужно забраться высоко в горы на машине. Тот, кто бывал в Альпах или Карпатах, представляет себе, какое счастье для души смотреть на горные пейзажи сверху, видеть где-то там внизу воду и горы. Мы заехали даже на ледник! В Норвегии, даже на юге, есть никогда не тающие ледники. Довольно необычное зрелище, когда лед лежит на плоскогорье штабелями. Есть даже музей ледников, он находится у подножия огромного ледника, мы и там побывали.

Наименее интересной для нас частью путешествия, как ни странно, оказалось плавание по фьордам. Как будто плывешь по реке, или как морская прогулка– впечатлений не больше. Снизу горы кажутся не такими интересными. Те же Карпатские горы по фактуре ничуть не хуже, а в Таиланде или Турции сами горы, их структура, ландшафт увлекательнее, разнообразнее, природа богаче. В Норвегии же ты плывешь часами между одинаковых живописных зеленых шапок, с которых стекают потоки воды. Северная природа.  Если честно, все фьорды показались одинаковыми на вид, и для получения ощущения вполне достаточно было съездить, например, только на Нерёй-фьорд. И уж точно не было смысла тратить день на хваленый Хардангер-фьорд и 4 часа на фьорд возле Бергена, куда возят на катере прямо с городской пристани – мы были разочарованы обоими фьордами. Снимки получились блеклыми из-за стены дождя, на самом деле видно было еще меньше.

 

Хотя июль считается основным туристическим сезоном, погода все равно стояла не летняя. Даже пару раз нечаянно проговаривались друг другу: «Вот бы сюда летом приехать!» (и это в самое жаркое время года) В Бергене 300 дождливых дней в году. С утра до вечера был дождь, ветер и 13 градусов. Важно: без штормовки, непромокаемой одежды и хорошей горной непромокаемой обуви в том регионе делать в принципе нечего. Зато в Тронхейме, Мольде и Ставангере была хорошая погода – до 20 градусов и солнце. Совсем другое дело.

Вид у подножья ледника. Редкий случай, когда повезло с погодой

Всего за 8 полных дней путешествия мы проехали по всем мало-мальски значимым фьордам. Были на Хардангер-форде недалеко от Бергена, на Согне-фьорде — самом большом в мире фьорде. Плавали по нему и по Нерёй-фьорде, который считается самым красивым в мире фьордом, почитаемым ЮНЕСКО. Вообще чем уже берега, тем красивее фьорд и тем интереснее по нему плыть. Понравился Гейрангер-фьорд, который красив не столько сам по себе, столько в его районе очень красивая автодорога, так называемая Дорога троллей. Она спускается к этому фьорду с двух сторон. С каждой из сторон – красивейший эффектный горный серпантин на 11 поворотов. Захватывающее зрелище! Можно остановиться и посмотреть, есть смотровые площадки.


Возле Ставангера на юге есть Люсё-фьорд, где находится скала Прекестулен (в переводе – «кафедра проповедника»). Это огромная скала (или небольшая гора – кому как больше нравится) с почти правильным квадратным плоским верхом на высоте 600 метров над уровнем фьорда. В любой рекламе путешествий по фьордам можно увидеть фото этой скалы с сотнями туристов. Оттуда действительно захватывающий вид на фьорд. Туда ничем не доехать: можно лишь подъехать к подножью и карабкаться 2 часа пешком по скалам в спортивной одежде и обуви. У нас ушло даже немного больше времени. Народу уйма! Никогда не видели в горах такого количества людей. Очень много норвежцев и немцев. Также шведы, датчане,  китайцы, канадцы… и кого только нет! Встречались и русскоязычные, но в основном не из СНГ, а жители разных стран Балтии, которые уехали на работу в Норвегию и на выходные решили погулять, побаловаться горами. На этой скалистой тропе были прямо очереди желающих подняться и спуститься – такое количество народу. На самой скале стояли, лежали, сидели в самых разных позах несколько сот человек одновременно. Покажите эти фото мечтателям, верящим, что Беларусь – страна,  созданная для сельского и вообще природного туризма. Вот как должна выглядеть пешеходная тропа для неорганизованных туристов.

Городская жизнь

В целом страна пустынная. Низкая плотность населения, мало народу на улицах. Вечером всё вымирает даже в крупных городах. Деревянная набережная Бригген в Бергене занесена в список памятников ЮНЕСКО, но в тамошних ресторанах вечером нам не удалось поесть! В 10 вечера закрывается кухня в последнем ресторане, до 11 можно лишь выпить, а после ничего не купишь и нигде не посидишь. И это в высокий туристический сезон. Для нас это был шок. Ночной жизни практически нет и выглядит все слегка депрессивно. Люди вежливые, спокойные. В горах многие лица показались настороженными. Совсем не похожи на южные народы — горячих испанцев, эмоциональных турков или арабов, добродушных грузинов. Даже странно, что в Норвегии не слишком высокий уровень самоубийств на душу населения, в отличии от Беларуси, находящейся в числе лидеров.

Иногда мы попадали просто в комические ситуации. Долго ехали в отель в горах, с трудом нашли. Приехали, значит, в полдесятого вечера туда, первый вопрос: правда, у вас можно поесть, да? Ответ хозяйки отеля: конечно, нет! Кухня закрылась в 6 часов, ближайший ресторан – в часе езды, но он через 20 минут закрывается (в десять). Забавно, что угостить нас или продать продукты, которые наверняка были, хозяйке даже не пришло в голову (а формально — это гостиница с таверной). В общем, мы сели на лавочке и умяли килограмм морковки, купленной утром в супермаркете.

В Ставангере с ночной жизнью дела обстоят лучше, а может, нам просто повезло. Мы попали во время Фестиваля Еды — было весело, праздничная атмосфера, даже нашли серебристые извивающиеся «живые статуи», как во всех туристических столицах Европы. Может, потому, что это нефтяной центр страны? Кстати, там же находится довольно занятный музей нефти, где посетители могут узнать историю происхождения земли и освоения нефти. Кстати, Норвегия до 1971 года была сравнительно бедной страной, теперь это одна из богатейших стран мира и самая богатая европейская страна. Они в Шенгене, но не в Евросоюзе: им не нужен ЕС, вынуждающий делиться своими доходами с беднейшими странами союза. Кстати, поэтому у них есть Duty Free в аэропортах, даже при выезде из Норвегии в страны ЕС. Хотя в «дьютике» аэропорта Ставангера (в отличие от Бергена и Осло) нет  традиционных норвежских свежих продуктов – сладковатой сельди, коричневого плавленого сыра со вкусом вареной сгущенки и лосиной колбасы, что нас крепко расстроило – мы не смогли привезти «правильные»  подарки. Купили там только сувениры и водку VIKINGFJORD, которая по составу все те же 40% спирта, что и во всем мире.

Классические достопримечательности

О набережной Бригген мы уже писали. Кроме фьордов, в Норвегии красивые водопады — знаменитый Вёрингсфоссен, водопад на дороге Берген-Осло, очень эффектный, мощный, необычный, высотой 183 м. Вообще в Норвегии много водопадов: с гор постоянно течет огромное количество ручейков, из каждой скалы, страна просто наполнена водой. При этом когда мы попробовали воду из фьорда – выяснилось, что она пресная! И это несмотря на то, что фьорд – часть моря. В лесах в основном растут хвоя, береза — все-таки север, сравнительно холодно. За время путешествия мы посмотрели с десяток крупных водопадов и сотни мелких, все не перечислить.

В плане искусства страна весьма самобытна. Так, мы побывали в Урнесе в ставкирке – самой древней в Европе деревянной каркасной церкви 1130 г. Она почти 900 лет находилась в частном владении фермерства стояла в стороне от дорог, поэтому не сгорела, как тысячи других. Внутри даже есть почти нигде в мире не сохранившиеся изображения черта – ведь в далекие времена они не были запрещены церковью. Ставкирке стоит над фьордом на холме, куда мы карабкались через плантации малины. Да-да, мы ничего не перепутали! В Норвегии всюду разводят малину и клубнику, и они вкуснейшие, сладчайшие и красивые как на подбор. Мы прямо там покупали их у местных торговцев и уплетали с удовольствием. Как они там на севере разводят теплолюбивые плоды, осталось загадкой. А на Хардангер-фьорде – целые плантации яблонь, которые цветут в мае, поэтому не застали. А из яблонь норвежцы изготавливают весьма популярный в стране яблочный сидр.

Тронхейм – неофициальная духовная столица Норвегии. Главная достопримечательность города –1000-летний храм Нидарос, построенный на месте  захоронения скандинавского святого Олафа (кто был в Таллине, помнит древнюю церковь Олевисте – тоже храм св.Олафа).
Нидарос – огромный и значительный готический храм, наверное, больше Нотр-Дама. Там венчались все норвежские короли. До сих пор они туда ездят на инаугурацию, хотя саму коронацию как анахронизм отменили, и корона стоит за стеклом в находящемся рядом музее. Зрелище храма великолепное, да и внутри он интересный. Мы забрались по узким лестницам на самый верх. Здорово! Хотя стоит признать, что Кельнский или Реймский соборы совсем ему не уступают.

Дороги

Автодороги в Норвегии сопоставимы по качеству с белорусскими — приличные, но не очень гладкие. Гораздо хуже то, что они очень узкие. На горных серпантинах бывает сложно разъехаться, на многих дорогах нет бордюров, то есть если «не справишься с управлением» – упадешь в пропасть. Хотя разрешенная скорость – 80 км/ч, в большинстве мест не разгонишься быстрее 30-40 км/ч – такие резкие повороты. Обычно на  них не стоит никаких предупреждающих знаков вроде наших «сороковников», ты и должен сам следить за своей скоростью. Вождение достаточно экстремальное, хотя привыкаешь быстро. Бывает неприятно, когда собираются очереди автомобилей. Зачастую по 20-30 минут подряд невозможно обогнать, да и смысла в этом нет – через минуту упрешься в следующую колонну, возглавляемую «фурой». Кстати, очень приятно, что фуры, понимая проблемы едущих за ней машин, периодически съезжают на обочину (там, где она есть) и пропускают колонну.

Общая скорость передвижения невелика. Если по Европе можно сделать 500-600 км и даже 1000 км в день, то по Норвегии нам ни разу не удалось пройти больше 250-300 км при том, что мы ни разу нигде не останавливались и тратили время только на фотографирование и перекусы.

Мы пользовались GPS, привезенным из Минска, поскольку AVIS заломил за это аж за 11 евро в сутки. За день до отъезда в Минске в представительстве GARMIN  нам закачали современные, обновленные карты — и все равно в устройстве не оказалось нескольких мест. Например, в находящийся рядом с Гейрангер-фьордом джазовый город Мольде нам удалось попасть с трудом. Хорошо, что с собой были бумажные карты. Точно так же в GPS не оказалось Гудвангена, а это очень важный для туристов пункт: с него начинается паромное плавание по самому красивому в мире Нерёй-фьорду.

Отдельно следует сказать о Фломской железной дороге. На взгляд людей, многократно ездивших на электричке через Карпатские горы, ничего потрясающего сознание. Хотя было здорово, когда посреди пути всех пассажиров поезда высадили возле водопада Кьусфоссен прямо под брызги воды, зазвучала музыка, и на скале посреди водопада показались танцовщицы в национальных костюмах. Танцевальный мираж в клубах водопада длился буквально 1-2 минуты и исчез так же неожиданно, как и появился. И это было здорово!

Цены

Цены – это что-то! Нам ни разу нигде не удалось переночевать дешевле чем за 150 долларов. Правда, и больше 220 нигде не отдали. Даже в самых захудалых хибарках на дороге ломовые цены. Бутылочка минералки 0,5 в центре любого города стоит 6 долларов! Еда в кафе в туристических местах (а другие искать некогда или их может просто не быть): 30 долларов – суп, 40 долларов – второе. Причем в гастрономах и универмагах немногим дешевле, даже вода (тут она 4 доллара). Любая переправа на пароме, даже совсем маленькая, – это порядка 100 долларов: два пассажира и машина. Вход в любой музей – 20 долларов на человека, а в Нидарос (собор в Тронхейме) – 50.

Когда едешь в Норвегию, надо быть готовым к очень большим тратам. Честно говоря, я бы рекомендовал поездку в Норвегию, только если вы уже объелись Швейцарией и Альпами, потому что это вполне сопоставимо по качеству и пейзажу, но по ценам все множьте на три французские или немецкие цены и на полтора-два – английские.

В то же время у них и очень высокий уровень жизни. Разговорились с кондуктором на пароме. Парнишка – гражданин Латвии получает 25000 норвежских крон (это примерно 4 200 долларов в месяц). Это оклад обыкновенного кондуктора во флоте. Потому и цены такие. Но если смотреть только на цены, никуда дальше дачи не поедешь.

В итоге мы остались очень довольны. Это был неожиданный экстрим, яркое впечатление. Так что у кого есть возможность и кто уже посмотрел более известные страны и горы — езжайте в Норвегию.

Удачного путешествия!

Юрий Зиссер, Евгения Чернявская.

Фото Е.Чернявской

Блог автора

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!