Научное искусство Science Art как способ познания

Здание Московского университета впечатляет и сегодня - огромный и величественный символ былого могущества сталинской империи, пронзающий увенчанным звездой шпилем низкое пасмурное небо холодной весны 2012 года... 4-5 апреля 2012 года здесь, в МГУ, состоялось, на мой взгляд, важное и знаковое событие в научной жизни - конференция, посвященная научному искусству или Science Art. Сама конференция проходила, однако, в новом, менее огромном, но комфортабельном и современном первом корпусе МГУ на Ломоносовском проспекте. К конференции была приурочена выставка научного искусства, проходившая в Центральном Доме Художника на Крымском Валу.

К идее о том, что искусство и наука неразрывно связаны и являются, по сути, неотъемлемыми проявлениями единого процесса познания, я лично пришел в конце 80-х - начале 90-х, когда, будучи младшим научным сотрудником АН БССР, усиленно размышлял о природе и принципах организации эволюционирующих структур живых организмов. Именно тогда я понял, что адекватная интерпретация научных теорий базируется на когнитивных образных конструктах, которые далеко не всегда попадают на страницы официальных научных работ и по своей сути скорее могут быть отнесены не к науке, а к искусству. В те времена я еще не был знаком с работой Томаса Куна и не знал, что данные образы следовала бы назвать парадигмальными.

Именно в то время я попробовал нарисовать и в каком-то виде материализовать образы, возникающие в моем мозгу. Эти опыты привели меня тогда на ставшую впоследствии исторической первую совместную советско-американскую конференцию по компьютерной графике - "ГрафиКон'91", проходившую в холодной, мрачной и неуютной перестроечной Москве в феврале 1991 года. Благодаря усилиям российских организаторов конференции и американским коллегам (среди которых, впрочем, было немало поистине легендарных имен) праздник тогда удался... В пику серости, царившей тогда на московских улицах, за стенами Дворца Молодежи развернулась целая суперкомпьютерная феерия фотореалистичной графики, полной красок и полета творческой фантазии. Помню, что особое впечатление на меня тогда произвели работы фирмы Pixar, вступившего в период руководства Стива Джобса, и семинары генерального директора компании Эда Кэтмулла... Запомнились также бутерброды с икрой, апельсины и бесплатный кофе :) так контрастировавшие с пустыми московскими магазинами, в которых все, включая хлеб и макароны, отпускалось только по талонам.

Ментальные образы, которые сопровождали мои эволюционные размышления, предполагали фотореалистичную визуализацию. В то время она была доступна лишь суперкомпьютерам. Кроме того, сами эти образы очень сложно было как-то позиционировать - что же это? - наука или искусство? Именно тогда мне пришло в голову название - Science Art. Может быть, мне следовало быть настойчивей и смелее в публикации своих мыслей. Однако, я ограничился статьей в академической многотиражке Навiны АНБ под названием "Ад камп'ютернай графiкi да вiзуальнай фiласофii". Поэтому теперь, спустя почти двадцать лет, нет смысла карябать гвоздем свое имя на очередном куске гранита науки :).

Тем не менее, я был очень воодушевлен и рад, когда узнал, что сама идея синтеза науки и искусства проросла и воплотилась в серьезный международный научный форум. И, конечно же, я не преминул в нем непосредственно и лично поучаствовать. Для этого я извлек из одной из старых папок пожелтевшие карандашные рисунки и, воспользовавшись изрядно развившимися с тех пор технологиями трехмерной графики, материализовал некоторые из них на своем домашнем компьютере.

Мой доклад назывался "Научное искусство как средство кодирования и передачи глубинных парадигмальных смыслов в обучении и познании". Это возможно несколько длинное название отражает мое понимание научного искусства и его роли и места в процессе познания. Доклад был понят и достаточно благожелательно принят российскими коллегами. К старым рисункам и мыслям я добавил и некоторые новые изображения и соображения, в частности, касающиеся происхождения планетных систем из протопланетных облаков с вложенной вихревой структурой.

Если я двигался в сторону искусства от науки, то определенная часть присутствующих на конференции художников, напротив, двигались в сторону науки от искусства. К таковым относился, например, известный московский художник Александр Панкин, унаследовавший и развивающий идеи русского авангарда путем их синтеза с математикой и философией. На выставке был представлен его триптих "Мнимость черного квадрата" (одна из картин на рисунке, снимал телефоном и при выставочном освещении, поэтому качество соответствующее) и некоторые другие работы.

На конференции было представлено значительное количество теоретических докладов в области философии и методологии науки, искусства и научного искусства в частности. Московская и в целом российская школа научной мысли в данном направлении традиционно сильна. Именно стараниями инициативной группы российских ученых был организован и проведен данный представительный научный форум, который, несомненно, повлияет на оформление и развитие всего направления научного искусства.

В конференции принимали участие и выступали с докладами представители европейских стран, США и Австралии. Значительная часть зарубежных докладов была посвящена биоискусству. Я для себя отметил, что зарубежные авторы несколько иначе понимают смысл и цели научного искусства, чем, например, я и значительная часть российских коллег. Я бы определил смысл того, что они делают, как игры с технологиями. Игры эти причисляются к искусству преимущественно на том основании, что осуществляются ради самих этих игр без какой-либо прагматичной прикладной цели. То есть, например, генная модификация организма осуществляется не для того, чтобы получить какой-то практический результат, а для того, чтобы произвести его модификацию - приколоться, что ли... например, получить зеленого кролика (правда вот именно зеленых кроликов на конференции не было:). Игры эти, разумеется, небессмысленны. В ходе их осуществления происходит освоение технологий, их возможностей, пределов и перспектив. В этой связи мне вспомнилась кунсткамера Петра Великого. Между прочим, kunst - по-немецки это не что иное, как искусство... В общем - "два мира, две идеологии в биологии" - вспомнилась цитата незабвенного мичуринца... :).

Одна из декларируемых целей такого рода экспериментирования, по словам самих их авторов - агитационная. То есть, борьба с наукофобией, вскормленной узостью современного образования и отсутствием научного кругозора. Так, например, большинство людей в мире панически боятся генетически модифицированных продуктов, в то время, как химизация, необходимая при возделывании естественных не модифицированных культур, вероятно, несравненно вреднее.

Озвучивались, также и возникающие довольно тонкие этические проблемы типа о праве микробов на самоопределение... У меня на этот счет нет четкой позиции. С одной стороны познание должно развиваться, с другой - границы нормы и патологии весьма размыты и часто условны. Вспомните статью в КВ - "Эволюция по Стеларку". Человек пришил себе на руку ухо, как-то зашил глаза и рот, опускал в желудок светомузыкальную капсулу и камеру... прикольно, ново, забавно... Однако такое искусство и настоящее искусство - на мой взгляд - вещи разные. Поэтому на конференции родилась мысль - различать креативность и творчество... Я - за.

На выставке в ЦДХ был целый ряд заметных экспонатов. Прежде всего, меня впечатлила динамическая инсталляция, представляющая собой некий плоский поддон с белой жидкостью, в которую периодически капают некий контрагент, что вызывает бурные многоцветные процессы, напоминающие эволюции океана Соляриса. Все происходящее проецируется на стену и при соответствующем звуковом сопровождении производит впечатление. У авторов произведения мне удалось узнать, что жидкость - ни что иное, как молоко, а контрагент - жидкость, аналогичная по составу знаменитому "Фэйри" :) (видео).

Были натянутые ниточки, забавно играющие со светом... (видео)

Глядя на них, я вспомнил странички из дневника Сальвадора Дали о том, как он собирался снять сцену вознесения некоего святого женского образа. Предлагалось закупить пять мешков гороха и водрузить их на чердак высокого сарая. Затем необходимо было сыпать горох вниз. При этом на падающий горох посредствам диапроектора проецировался образ незабвенной Галы. Все снималось на кинопленку, а потом эту кинопленку просто нужно было смотреть наоборот... Так возникал символический эффект вознесения - красивая идея, неправда ли?

В общем было много интересного, и 3D-ухо (плоская стереопанель), и 3D-распечатка черепа, обо всем, наверное, и не расскажешь...

Запомнилось также выступление и лекция коллеги из Германии - Баррета Кляйна (Barret Klein), который позиционировал себя как entomoartist (www.pupating.org).

Он говорил о любимой мной теме научной визуализации, а также привел данные своего любопытного исследования, в котором построил график постепенного исчезновения изображений из научных журналов начиная с тридцатых годов прошлого века и до наших дней. Однако, тенденция...

Живой интерес, который вызвала конференция в научном и художественном сообществе, указывает на актуальность темы. Тем ценнее организационные усилия уважаемой московской профессуры, сумевшей вовремя разглядеть и обозначить новое непаханое поле познания - научное искусство. Вообще, доклады московских профессоров-организаторов форума, в частности, доклад доктора философских наук, профессора Александра Сергеевича Мигунова, отличались высочайшим уровнем научной эрудиции и профессионализма. Они задавали тон мероприятию и придавали солидную теоретическую основательность всему происходящему...

А. КОЛЕСНИКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя mike

По заголовку понял, кто автор. :) Наука действительно сродни искусству: мало кому по силам. Без сплава науки и искусства нет ни моделирования реальных природных систем, ни автоматизации производства систем искусственных. Только очень тренированное воображение способно представить сущности вне макромира. ИМХО процесс творчества совсем не исследован ни психологами, ни философами. Жаль, автор редко пишет для "Вестей".

Аватар пользователя Dmitry

Интересно, +1

Не секрет, что Леонардо с успехом занимался и тем и другим, это особенно очевидно в конструкторском деле и архитектуре. Аналогичным образом писать программы можно не только для компьютеров, но и для компьютерных танцев, к примеру. Школьная программа это тоже программа, написанная программистами также как сценарий к фильму.