Два дня подряд – 3 и 4 апреля – в Минске в Национальной библиотеке проходила уже вторая по счету отраслевая конференция eTrade для интернет-магазинов. Как и год назад, она собрала всех тех, кому так или иначе интересна тема электронной коммерции. Конечно, год, прошедший со времени первой конференции, – не самый большой срок. Однако электронная торговля – это та сфера, в которой перемены происходят очень быстро. А потому участникам конференции было о чем поговорить.
В Беларуси сейчас действует около 7 тыс. интернет-магазинов, розничный оборот которых составляет более $400 млн. И рынок e-commerce активно растет, поскольку растет число пользователей, подключенных к интернету. По некоторым оценкам, скоро уже практически 100% белорусов будут подключены к Сети, по другим, более трезвым, оценкам, в числе активных пользователей – пока немногим более половины белорусов. Однако развиваются и платежные системы, и законодательство, а главное – люди, особенно жители крупных городов, уже привыкли к покупкам через Интернет, они перестали быть какой-то экзотикой.
Открыл конференцию своим приветственным словом и вводным докладом генеральный директор белорусского портала TUT.BY Александр Чекан. Он рассказал про основные тренды, которые преобладают сегодня в e-commerce в мире и в Беларуси – такие, как персонализация, мобильные покупатели, мультиканальность, B2B и брендинг. Отдельное внимание Чекан уделил использованию Big Data в розничной интернет-торговле. Он прокомментировал это так: «Появились сервисы, в том числе для электронной коммерции, которые позволяют пользоваться большими массивами данных и делать это на лету. С помощью Big Data можно анализировать бизнес-процессы. Безусловно, они будут полезны и для электронной коммерции».
По словам главы Тутбая, это связано и с тем, что Big Data cтало относительно дешево обрабатывать и хранить. С другой стороны, у малого бизнеса (а это подавляющее большинство белорусских интернет-магазинов) обычно нет доступа к большой аудитории и нет доступа к большим объемам данных. Значит, по мнению Александра Чекана, данные нужно собирать, и чем раньше начать это делать, тем будет лучше.
«С помощью больших данных онлайн-торговлю можно сделать более персонализированной, – сказал Александр Чекан. – На сегодняшний день 99% рассылок от белорусских интернет-магазинов никак не учитывает предыдущую покупательскую историю клиента. Очевидно, что такого рода персонализация позволяет увеличить конверсию на десятки процентов. Любопытно, что малому бизнесу проводить персонализацию проще, так как он ближе к своим клиентам».
Еще одна тенденция, которую отметил гендиректор TUT.BY, – «мобилизация» покупателей. По его данным, посещаемость белорусских интернет-магазинов с мобильных устройств практически удвоилась с июля 2013-го по март 2014 года. «Интересно, что растет и конверсия с мобильных устройств. Обязательно обращайте внимание на то, как выглядит ваш магазин на мобильных устройствах», – настоятельно рекомендовал Чекан слушателям.
Далее руководитель проекта KUPI.TUT.BY Евгения Чернявская представила свой доклад, в котором сконцентрировалась на самых разнообразных цифрах, характиризующих разные стороны белорусской интернет-торговли. По ее словам, сегодня в Беларуси действует около 7000 интернет-магазинов, на которые приходится 1,5% от всего розничного товарооборота ($430 млн в год). Респонденты, опрошенные в рамках соответствующего исследования, больше всего денег тратили на приобретение бытовой техники и электроники. Но быстро растут и другие сегменты. «В последнее время белорусы все чаще покупают через интернет одежду и обувь. Мы это связываем с ростом числа пользователей Интернета слабого пола», – сказала глава KUPI.TUT.BY.
В цифрах это выглядит так: почти половина опрошенных за минувшие полгода совершили четыре и более покупок. 4% пользователей совершили более 20 покупок в интернете, а 18% за полгода совершили покупку в онлайне только один раз. Около 28% опрошенных говорят, что стали тратить больше на онлайн-покупки. 57% считают, что тратят столько же, а 15% рассказали про уменьшение общей стоимости покупок через интернет. С точки зрения белорусов, главные преимущества покупок через Интернет – более низкие цены и удобство (нет необходимости куда-то ходить). При этом до половины опрошеных считают, что в интернет-магазинах выбор больше.
Средние затраты на покупки белорусов в интернете составили $290 за последние полгода. При этом 60% покупателей оплатили заказы наличными деньгами при доставке. Банковской картой на сайте воспользовались порядка 12%, банковским переводом – 8%, системой «клиент-банк» – 7%, электронными деньгами – 4%, а банковской картой при доставке – всего 3%. 53% онлайн-покупок было доставлено курьерами, на почту приходится 29%. 8% респондентов забирали свои заказы самостоятельно.
Мнение организатора
На вопросы обозревателя «Вестей» ответила программный директор конференции eTrade, руководитель проекта KUPI.TUT.BY Евгения Чернявская.
- По свежим данным Белстата, по состоянию на конец 2013 года на 1000 жителей приходилось 996 интернет-абонентов. Эти цифры выглядят завышенными, но в любом случае, значительный прогресс в проникновении интернета в белорусское общество налицо. Насколько это способствует развитию интернет-торговли в стране?
- По данным нашего самого свежего исследования, проведенного буквально в марте, две трети интернет-пользователей хотя бы раз совершали покупки онлайн. Точнее, это 65% опрошенных белорусских пользователей. Главное – покупать в интернете стало привычным. Скажем, десять лет назад человек приходил в Интернет, планируя купить бытовую технику, электронику. Сегодня же люди покупают куда больший ассортимент товаров. На первые места вырвалась одежда, обувь, все, что касается сегмента fashion, товары для детей. Это говорит о большей интернет-активности женщин. Скажем, раньше приходил мужчина, долго смотрел обзоры мобильных телефонов и потом, наконец, покупал какую-нибудь модель в каталоге. Теперь же – множество интернет-магазинов с самым разнообразным ассортиментом.
Скажем, вот на нашую торговую площадку за последние несколько месяцев подключился магазин Мяско.by, который продает мясо, потом пришел клиент, который предлагает ассенизаторские услуги, и тоже хотел разместить у нас свой интернет-магазин, потом объявился интернет-магазин гранитных памятников… То есть сегодня через интернет можно купить все.
- Ваше личное впечатление: дала конференция те результаты, на которые Вы рассчитывали, или нет?
- Конференция еще не закончена, но уже очевидно, что она удалась. Пришло около 500 человек, они сидят уже второй день, они задают вопросы, зал полный, российские спикеры в восторге и говорят, что у них не собираются такие залы, а гости не задают вопросы так активно. Я вижу интерес, я общаюсь с людьми и слышу их вопросы. Бесспорно, все удалось.
- Чувствуется ли изменение отношения белорусских чиновников к интернет-торговле в целом?
- У нас с интернет-торговлей работают несколько ведомств. Это Министерство по налогам и сборам, Минская региональная таможня, которая занимается принятием посылок из других стран, «Белпочта» и Министерство торговли. Минторг, естественно, связан с этим больше всего, и я чувствую, вижу готовность к диалогу с их стороны. Я сама работаю в этой сфере не так давно – около полутора лет, но за это время уже вышел, к примеру, закон об обязательном использовании кассовых аппаратов. Конечно, сказать, что его применяют повсеместно, тяжело.
Но, по крайней мере, на конференции была замминистра торговли Наркевич, которая в том числе регулирует вопросы, связанные с интернет-торговлей. Она однозначно и открыто заявляет о том, что нужен диалог, нужны отраслевые ассоциации. Но вот к вопросу об ассоциациях: Интернет не может регулироваться только сверху, только снаружи, только со стороны государства. Сейчас у нас, наверное, оптимальный баланс – интернет-торговля не совсем зажата. Министерство не закрутило совсем гайки, не штрафует за нарушения каждого первого и не хочет проводить слишком много проверок.
- Оформилось ли уже в Беларуси сообщество предпринимателей, специализирующихся на торговле именно через интернет?
- Я считаю, что нет, и я думаю, что я достаточно глубоко в рынке и знала бы, если бы такие сообщества были. Есть какие-то сообщества вокруг конференции eTrade, которая делается второй год, хотя это время недостаточно для того, чтобы собрать устойчивое сообщество. Тем не менее, мы в этом году уже начали активный поиск будущих членов Ассоциации интернет-торговли. Хотя большинство интернет-магазинов пока не видят очевидных плюсов в том, чтобы взаимодействовать. Но все же если на прошлой конференции все смотрели друг на друга волком, то на этой конференции я лично познакомила между собой 10 или 20 представителей крупного бизнеса.
Я думаю, нужно чтобы прошло какое-то время, и у нас изменится ситуация. Все не может регулироваться одной только Наркевич. Все должно регулироваться какими-то сообществами, ассоциациями.
- Есть ли в Беларуси, скажем, веб-студии, студии разработки и так далее, специализирующиеся на разработке решений именно для интернет-торговли?
- Да, безусловно, есть. Среди них есть и белорусские решения, я работала как минимум с двумя поставщиками услуг для e-Trade, и они предлагают интернет-магазинам решения за какую-то абонентскую плату в месяц. Одна из этих компаний минская, вторая – могилевская. Обе они усиленно работают в направлении стартапов и инвестиций, ездят в Америку на разнообразные инвестиционные мероприятия, и они за последние полтора-два года, что мы знакомы, очень сильно развились.
Есть веб-студии, которые адаптируют какие-то массовые решения, например «1С Битрикс». Вот, например, «Студия Борового» – она тоже делает сайты для интернет-магазинов. А есть белорусские программисты, которые делают решения по e-trade, ориентированные на Запад.
- Все-таки, те, кто специализируется на решениях для интернет-торговли, они большую часть денег получают от белорусских, или от зарубежных заказчиков?
- Тяжело сказать. Потому что, условно говоря, если ты выходишь на рынок Америки, ты можешь занимать там на рынке долю в одну сотую процента – и иметь при этом денег больше, чем во всей Беларуси. Но раз они продолжают работать на рынке Беларуси – то, я думаю, им это выгодно.
- Каковы сегодня основные тренды развития белорусской интернет-торговли?
- Во-первых, это очень неплохая частота покупок. В среднем белорусский интернет-покупатель делает четыре покупки за полгода. Это не очень много в сравнении с другими странами, но это больше, чем могло бы быть у нас. Здесь речь идет о покупках не только в белорусских интернет-магазинах, но о покупках через Сеть в целом.
Второй тренд – это зарубежная интернет-торговля. У нас 90% покупок делается в Беларуси, 20% – в Китае и 11% покупок – в российских интернет-магазинах. По моим оценкам, цифра, связанная с Китаем, будет расти и дальше. В России уже каждый третий онлайн-покупатель делает покупки в китайских интернет-магазинах.
Еще, что касается белорусской аудитории, у нас достаточно высокий показатель покупок билетов на концерты, в театры, а также железнодорожных и авиабилетов. Около 18% интернетчиков покупали билеты онлайн. Это очень большой показатель по сравнению с соседними странами.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы