С какой попытки можно купить электронную марку у Белпочты?
Электронная марка - чрезвычайно удобная услуга. Вместо того чтобы совершать путешествие до ближайшего почтового отделения и терять время на стояние в очереди, отправку письма или открытки можно оплатить за две минуты через интернет. Во всяком случае, так предлагала сделать "Белпочта". На деле же оказалось, что покупка электронной марки - задача совсем не тривиальная.
О запуске услуги "Электронная марка" "Белпочта" объявила ещё в 2010-м году, но протестировать "Компьютерные вести" решили её только сейчас - как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Для того, чтобы отправить письмо с электронной маркой, нужно зайти по адресу estamp.belpost.by, зарегистрироваться там, выбрать страну назначения, оплатить марку, распечатать и наклеить на конверт. В теории всё выглядит очень просто, на практике... впрочем, с практикой давайте лучше познакомимся подробнее.
С регистрацией никаких проблем не возникло. Меню, которое появилось на экране после регистрации, тоже никаких затруднений не вызвало: мы начали создавать марку:
Здесь уже возникли некоторые затруднения. Связаны они были с необходимостью уместить американский адрес в форму, явно заточенную под адрес советского образца. Впрочем, это оказалось не такой уж и сложной задачей:
Но не тут-то было! "Неверный формат Почтового индекса в адресе получателя", написал красными буквами сайт Белпочты. Опытным путем прояснилось, что правильный индекс должен быть длиной в 6 цифр, не больше (а больше просто не удастся ввести) и не меньше. Буквы вводить тоже нельзя. В общем-то, всё правильно: белорусские почтовые индексы имеют именно шестизначную длину, а то, что в других странах она может отличаться от "идеологически правильной", и что в индексе могут быть не только цифры - это проблемы исключительно того, кто хочет что-то в эти страны отправить.
Поняв, что эта проблема не имеет решения, читаем вверху страницы: "Вы можете заполнить адрес доставки полностью или ввести только страну получателя. Если указан полный адрес доставки, то на конверте, на котором Вы распечатаете марку, будет указан полный адрес адресата". Что ж, мы люди не гордые, можем написать адрес и от руки. Убираем все поля из адреса отправления, заполняем поля отправителя... и получаем новую ошибку: "Неверный формат ФИО в адресе отправителя". Проблема в том, что у отправителя двойная фамилия, которая, само собой, подразумевает не только буквы, но и знак дефиса - он-то и не понравился сайту "Белпочты".
Заполнив, наконец-то, правильно поля, выбираем вид отправления - "Почтовая карточка", неприоритетное. И...
Приоритетное отправление система, к счастью, смогла тарифицировать - этакий ненавязчивый способ предложить более дорогую услугу. Нажимаем "Оплатить заказ", и нас ждут новые чудеса. Оказывается, что оплатить заказ с помощью банковской пластиковой карточки можно. Но...
"Если Вы являетесь владельцем пластиковой электронной карточки Eurocard / Mastercard, либо Cirrus / Maestro, эммитированной Белгазпромбанком, Вы можете воспользоваться услугой системы интернет-оплаты iNterPlat для осуществления платежа по данному заказу. Для этого нажмите кнопку "Оплатить через iNterPlat". Вы перейдете на страницу оплаты Вашего заказа по карточке посредством системы iNterPlat".
Кто бы мог подумать, что "Белпочте" нужны карточки не одного из трех главных государственных банков - "Беларусбанк", "Белинвестбанк", "Белагропромбанк", - а именно карточки "Белгазпромбанка"!
Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что "Белпочта" предлагает и альтернативный вариант оплаты своих электронных марок - с помощью системы EasyPay. При этом WebMoney, который также официально "ходит" по территории Беларуси, не говоря уже о прочей экзотике вроде "Яндекс.Денег", не принимают.
Понимая неизбежность этого действия, регистрируем кошелек на EasyPay, кладем на него деньги с карточки "Белинвеста" (коммисия 1,5%), выставляем сами себе счет через сайт "Белпочты", оплачиваем. "Белпочта" подтверждает оплату и вежливо предлагает посмотреть на получившуюся марку. Но вместо неё мы видим вот это:
К счастью, если выбрать в меню "Печать заказа", то всё быстро находится. Вы скачиваете PDF-файл, в котором и содержится похожая на QR-код электронная марка. Этот файл нужно распечатать, а марку вырезать. Получается примерно так:
"Компьютерные вести" честно хотели рассказать "Белпочте" о проблемах с системой заказа электронных марок, но, к сожалению, она сама не дала нам это сделать. По ссылке "Вопрос специалисту" выдается вот такая красивая страница:
Судя по тому, что купленной нами марке был присвоен порядковый номер заказа чуть больше 20000, пока эта услуга не очень популярна у белорусов - бумажных марок "Белпочта" за три года продала, думается, всё-таки больше. Но, вероятно, не последнюю роль в этом играет то, что покупать электронные марки не проще и не быстрее, чем обычные бумажные. А ведь любители посткроссинга, число которых в Беларуси растет буквально с каждым днем, могли бы принести "Белпочте" немало денег покупкой электронных марок, и при этом не возрастала бы нагрузка на операторов почтовых отделений.
Впрочем, видимо, электронную марку поразила та же болезнь, что и многие другие государственные начинания. Кто-то просто отчитался о внедрении, не удосужившись протестировать новую услугу, и в итоге получилось именно то, что мы теперь можем увидеть. Будем надеяться, что "Белпочта" всё-таки обратит внимание на свои электронные марки и решит все те проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться при их покупке.
Вадим СТАНКЕВИЧ
Комментарии
Страницы
А в коде что? Т.е. там есть то, что мешает мне один раз получить код, а потом генерить его самому?
Там обычный QR, как я понимаю. Вопрос интересный, но это тема отдельного исследования.
Очень полезная для обеих сторон статья! Правда, меня терзают смутные сомнения, что сами почтари её не увидят, а если увидят, то никому не скажут, чтобы не увидело начальство. Ну и далее по инстанции - все будут молчать, а то придётся работать, а награды уже все получили за внедрение. )))
Интересно было бы узнать и продолжение - пропустит ли такую марку сама Белпочта, и далее другие города и страны по ходу к адресату. Признают ли почтари других стран эту марку за символ оплаты услуг и не заставят ли адресата платить за доставку. Можно было бы потестить хотя бы на России. Да и на РБ тоже.
Ну мы, собственно, и тестируем. Только пока отправление идет, и сложно говорить о результатах.
Когда принесёшь конверт в отделение связи там марку сканируют (или вводят код вручную, если нет сканера) и он проверятся по центральной базе, была ли оплачена такая марка, не погашена ли уже, не истёк ли срок действия. И после этого гасится, повторно использовать нельзя.
Но в нашей реальности электромарка никому не нужна, даже конторам которые каждый день сотни писем шлют. Вот и не развивается софт и не тестируется.
Но вы пошлите ссылку на статью на office@belpost.by, да и форма обратной связи http://vopros.belpost.by/index.php работает.
Конторы, которые шлют письма сотнями, быстрее и проще купят упаковку марок, нежели будут заморачиваться с оплатой каждой марки. Я вообще не вижу перспектив в электронных марках -зачем это надо? По-любому заказное письмо отправляют на почте, там и посчитают, и нужное количество марок наклеят, ну т.п. Т.е. любой визит на почту - это и возможность заодно купить марку. То ли это визит за покупкой открытки-конверта, то ли отправка. А в отстальном люди пользуются электронной почтой. Просто была или задача, без смысла и нужды, или личная инициатива рубануться перед руководством, а заодно и финансирование под это получить. Это по сути вопроса, а не по самой статье.
Возможно, за рубежом это применяют, но для других нужд.
По-моему так.
2 veska. Ввести QR-код руками? Это как? Да и сканеров таких я ещё не видел на почте, это же не штрихкод. Только в аэропортах. Хотя... когда я был на почте-то в последний раз? Год назад?
Там рядом с QR-кодом цифровой, его и ввести. И сканеры под QR пару лет назад массово закупили (универсальные, как для QR, так и для штрихкода).
Совершенно аналогичную печаль вызывает еще одно детище Белпочты - система оформления подписки на периодические средства массовой информации "Интернет подписка". С грехом пополам пользуюсь им несколько лет, но каждый раз это воистину "чрез тернии к звездам" ... Напрашивается вопрос, как такие, в общем достаточно ответственные проекты, неизменно оказываются в руках настолько беспомощных исполнителей. При том, что в Минске нет недостатка в специалистах любого хорошего уровня ...
Правда справедливости ради, совершенно то же можно сказать и о других интернет-"сервисах", реализуемых национальными монополиями: продажи авиа и железнодорожных билетов - после каждой покупки хочется с досады застрелится ...
Кому интересно: электронная марка работает, всё нормально дошло.
Страницы