За окном шумела листва, и перекликались между собой соловьи. Каждая трель лилась по-особенному, наводя на мысль о том, что птицы специально устроили концерт, дабы взбодрить и воодушевить всех, кто сейчас склоняется над конспектом...
Примерно такие размышления витают в голове студентов факультета радиофизики и компьютерных технологий БГУ, которые мужественно пришли на занятия к первой, самой утренней паре.
Корпуса ФРиКТа расположились за минской кольцевой дорогой, на улице Курчатова. Сразу возникает вопрос, не мешает ли студентам вовремя приходить на пары такая удалённость факультета от центра города? Об этом я в первую очередь спросила исполняющего обязанности декана ФРиКТ, Сергея Владимировича Малого:
- Нет, абсолютно, не мешает. Мы начинаем занятия чуть позже, чем в главном корпусе БГУ, в 9 часов, а не в 8.30. Много наших студентов проживает в общежитии, которые находятся в двухстах метрах от учебных корпусов. А те иногородние, кто не заселился в общежития, могут легко снять жильё в новом микрорайоне поблизости. Если говорить о перспективе для абитуриентов, которые к нам будут поступать, то уже осенью будет введена в эксплуатацию станция метро "Малиновка", от неё пешком минут 10 до нас. Удалённость корпусов компенсируется тем местом, где мы находимся: здесь природа, чистый воздух, прекрасная роща, которая является охраняемым объектом. Наши студенты-старшекурсники, как правило, имеют уже личный транспорт, поскольку работают и могут себе это позволить, а проблемы с парковками у нас нет.
Начав рассказ о факультете, Сергей Владимирович сделал мне небольшой подарок - значок с изображением весёлой вороны - эмблемы ФРиКТа.
- А почему ворона? - спрашиваю я.
- Раньше вблизи нашего факультета гнездовались грачи, которых чаще называли воронами. Они прилетали в конце февраля и были здесь до осени. До самого июня стоял шум и гам, пока грачей не начинали пересвистывать соловьи. Пару лет назад грачи-вороны вновь организованно прилетели. Посидели полчаса, подумали и улетели. И, как говорят наши соседи-биологи, ещё и сов с собой забрали. Что им не понравилось? Ещё недавно здесь, в Брилевичах, не было застроек. С одной стороны от нас были поля, с другой - рощи. А сейчас город подступил, и птицы решили найти другое место, где тише и спокойней.
На входе в корпус, где разместилась большая часть аудиторий факультета, я увидела турникеты, через которые, правда, можно было беспрепятственно пройти.
- Это какая-то система контроля над посещаемостью?
- Это экспериментальная система. Университет отрабатывал технологию, внедрение которой предусматривается, при наличии желания, и в других учебных учреждениях. Её смысл заключается в том, что все наши студенты и сотрудники имеют студенческие билеты или специальные удостоверения, в которые встроен компьютерный чип. Турникеты - это только маленькая часть общей системы, которая включает, среди всего прочего, контроль над прохождением в общежитие и получением книг в библиотеке. Существует возможность следить таким образом за посещением лекций, но мы этими технологиями не пользуемся. Мы считаем, что наши студенты достаточно мотивированы, чтобы идти на занятия не из соображений того, что в противном случае заметят их отсутствие, а из-за того, что им нужны навыки и знания для дальнейшей работы.
- Вы как-то участвовали в разработке этой системы?
- Непосредственно факультет не участвовал, этим занимался Центр информационных технологий БГУ, но там работает большое количество наших выпускников. Директором центра является заведующий одной из кафедр ФРиКТа. ЦИТ БГУ - это структура, которая занимается целым комплексом проблем, связанных с информатизацией, с обеспечением и прокладкой информационных сетей, телефонии, - со всем, что имеет отношение к компьютерным вопросам. Сейчас университет стремится к поэтапному переходу на электронный документооборот, этот вопрос также лежит на плечах центра.
- Как вы относитесь к студентам, которые и учатся, и работают одновременно?
- Конечно, есть регламентирующие документы, которые требуют, чтобы студенты посещали лекции. Свободного посещения у нас нет. В то же время, мы понимаем, что на старших курсах студенты пытаются найти себя, при этом заработать какие-то деньги. Они работают по специальности на условиях совместительства на различных фирмах, имеющих отношение к радиоэлектронике, информатике. Мы это приветствуем, если студент успешно учится. Да, явка на занятия должна быть полной, мы никаких поблажек не делаем. Но есть небольшая лазейка: часть учебной работы - это лабораторные практикумы, они проводятся в небольших группах, поэтому существует возможность гибкой подстройки, чтобы студенты могли выбрать удобное для них и преподавателя время.
- А тем, кто так и не нашёл себя за время обучения, вы помогаете с распределением?
- Распределение - это один из ключевых моментов нашей работы, потому что оно непосредственно связано с объёмом и планами набора. Многие годы оно у нас стопроцентное для студентов бюджетной формы. Студенты платной формы обучения могут распределяться по желанию. Сегодня распределение - это процесс существенно более сложный, многогранный, чем это было в советские времена, когда были крупные потребители наших выпускников, которые могли брать сразу несколько десятков людей, причём, обезличенно, по спискам, и уже потом доводить этих специалистов до нужной им квалификации. Сейчас даже наши базовые потребители желали бы предварительно познакомиться с выпускниками и в течение какого-то срока попытаться их обучить, ввести в курс дела.
- Кто является основными потребителями молодых специалистов?
- Исторически среди потребителей был сам БГУ, который представляет собой мощный научно-производственный учебный комплекс. Он потребляет специалистов и для кафедр, и для НИИ, лабораторий. Нуждается в наших специалистах также Национальная академия наук Беларуси, крупные научно-производственные объединения, такие как "Планар", "Интеграл", новые предприятия, которые занимают активную позицию на рынке радиоэлектронных информационных систем, например, "КБ "Радар". Последнее время, с учётом развития ИТ-сектора, существенная часть наших выпускников (около 30%) ориентирована и распределяется на предприятия-резиденты ПВТ: Epam Systems, Itransition, IBA, Science Soft. Самое приятное, что во многих из таких предприятий в руководящем составе трудятся наши же выпускники, поэтому компании хорошо знают качество нашей подготовки и её особенности. Банковский сектор также является постоянным потребителем выпускников ФРиКТ. Речь идёт не только о вопросах, связанных с поддержанием, скажем, компьютерных сетей, администрированием, сопровождением пакетов программ. Наши выпускники работают в качестве бизнес-аналитиков - специалистов, для которых главным является системный подход к любой проблеме.
Мы не только распределяем выпускников, но и участвуем в формировании новых рынков рабочей силы. Совсем недавно рынок программистов был очень узким, а сейчас он один из наиболее объёмных. Точно так же мы сейчас находимся на этапе бурного возрождения рынка, связанного с радиоэлектронной продукцией, у которого очень большое будущее. Это одно из самых перспективных направлений во всей республике. Раньше этот сектор научной промышленности был чрезвычайно развит. Примером предприятий, ориентированных на него, были "Интеграл", "Планар", а также предприятия наукоёмкой продукции, такие как "Горизонт" и "Атлант". Сейчас наблюдается их потенциальное возрождение, после которого они смогут выйти на новый уровень, а это касается и зарплат сотрудников. Поэтому ориентироваться только на ИТ-сектор и только на разработку ПО было бы стратегически не верно. ФРиКТ смотрит немного вперёд. Структура подготовки наших специалистов такова, что базис, на котором зиждется обучение (физика, математика, информатика, электроника), позволяет сохранять устойчивость при любых колебаниях на рынке.
Выпускник также может распределиться и в собственную компанию. Конечно, пока это явление не получило массовый характер, но у нас были подобные случаи. Главное, чтобы предприятие имело отношение к сфере, которой касается полученная квалификация.
- На какие должности может претендовать молодой специалист при распределении на предприятие типа "Интеграл", "Планар" или НАН?
- Существует классификатор, в котором прописаны первичные должности, подходящие для молодых специалистов. Для наших выпускников это "инженер-программист", "инженер-электронщик", "младший научный сотрудник", "исследователь". Всё зависит от того, научный это сектор или производственный.
Хочу заметить, сейчас настолько гибкая система оплаты труда, настолько разнообразные возможности на тех же государственных предприятиях, что никого не должны вводить в заблуждение эти первичные должности: если специалист работает, и его результатами довольно руководство, то найдётся возможность существенно повысить ему зарплату, потому что предприятия заинтересованы в обновлении кадрового состава, закреплении у себя квалифицированных и перспективных работников.
- А место для прохождения практики студенты всё-таки ищут себе сами?
- У нас есть стабильные партнёры, с которыми мы имеем договоры о сотрудничестве. Оно самое разнообразное и включает участие в учебном процессе, а также предоставление мест для прохождения производственной и преддипломной практики.
Кстати, и в области ИТ-сектора, и в области радиоэлектронного сектора (их сейчас трудно разделить) у нас есть договор о сотрудничестве в плане подготовки наших специалистов. На базе ФРиКТа развёрнуто несколько совместных научно-учебных лабораторий, в которых наши ребята занимаются по программам, согласованным с этими предприятиями.
- Это дополнительные занятия или они входят в учебную программу?
- Компании проводят курсы по обучению студентов технологиям, которые являются базовыми для работы у них впоследствии. Пятикурсники, которые хорошо себя зарекомендовали, могут уже принимать участие в выполнении проектов на этих фирмах. Особенность взаимодействия с такими крупными компаниями в том, что ребята продолжают обучение, при этом работая и получая опыт. Это резко повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
Если говорить о других возможностях, которые у нас есть, то следует упомянуть, что студенты могут получить дополнительное образование на базе Института бизнеса и менеджмента технологий, параллельно с обучением основной специальности. Не секрет, что сейчас на рынке наиболее успешными являются не только те, кто обладает какими-то знаниями или умениями, но и те, которые знают, как эти умения и знания продать и реализовать.
- Много иностранных студентов учится на факультете?
- Не очень много. Несколько десятков. Предметы у нас достаточно серьёзные. Не все студенты хорошо владеют русским языком, это мешает им досконально понимать то, что говорится на лекциях, хоть мы и относимся к иностранцам с пониманием и лояльностью. Интерес с их стороны существует в большей степени по отношению к магистратуре.
- Не планируете начать преподавание для иностранцев на английском языке?
- Сейчас поставлена задача обеспечить этим аспирантуру. Ведётся работа по переводу учебных программ. Рассматривается возможность организации обучения на английском в магистратуре. Обучение же по одной из наших специальностей - в далёкой перспективе. Ведь это огромный объём работы, плюс нужны преподаватели, которые не только хорошо владеют предметом, но ещё и знают иностранный язык.
- Какой факультет БГУ или другого вуза вы считаете своим главным конкурентом в подготовке специалистов?
- Я не хочу никого критиковать. Но мы имеем свою уникальную нишу. Конечно, есть родственные специальности, например, "Физика" и "Прикладная математика" БГУ. Среди других университетов на нас больше всего похож БГУиР, в первую очередь, ФКСиС. Но мы не рассматриваем их как конкурентов. Главное, что умеют наши выпускники, - это решать сложные нестандартные задачи в разных сферах науки, техники, бизнеса и экономики. Это отличает их от выпускников других вузов.
- У вас есть сообщество выпускников?
- Да. Радиофизиком становишься раз и на всю жизнь. У нас много специальностей, но всех выпускников мы называем радиофизиками. Уже на протяжении лет десяти у нас существует Белорусское республиканское общественное объединение радиофизиков. Это официально зарегистрированная организация, которая имеет свой устав, своё руководство. Бессменным руководителем и идеологом организации является Степан Григорьевич Мулярчик - доктор технических наук, профессор, заслуженный работник образования Республики Беларусь. Раз в пять лет мы собираем крупные форумы, где присутствуют представители всех поколений радиофизиков. Представьте себе их объём, если готовить радиофизиков у нас начали с 60-х годов. Обычно для форумов мы полностью арендуем концертный зал "Минск". Кстати, ворона стала официальным символом этого объединения.
Инна РЫКУНИНА
Комментарии
> Среди других университетов на нас больше всего похож БГУиР, в первую очередь, ФКСиС
На РАДИОФИЗИКОВ? Если вы готовите программеров/электронщиков и т.п. - так и скажите. При чем здесь радиофизика?
Ха-ха-ха три раза.