IP-телефония вызывает массу эмоций у пользователей и у операторов классической телефонной связи. У первых эмоции, в основном, положительные, у вторых - сугубо отрицательные. Потому что посредством IP-телефонии можно совершать звонки по всему миру в десятки раз дешевле, чем если бы вы звонили по обычному телефону. Кроме обычных телефонных разговоров, посредством IP-телефонии можно устраивать многопользовательские аудио- и видеоконференции (когда в разговоре участвует несколько человек), посылать факсы.
Если быть более точным, то IP-телефония - это довольно обширное понятие. Мы же уделим наибольшее внимание технологии VoIP или же просто интернет-телефонии. Это частный случай IP-телефонии, требующий от каждого из участников сетевого разговора подключенного к Сети компьютера (поэтому часто обозначается как "компьютер<->компьютер"). В этом случае не требуется установка какого-либо оборудования, понадобится только специальное программное обеспечение. Возможны еще схемы: "компьютер<->телефон" и "телефон<->телефон". Вкратце поговорим о каждой.
При связи "компьютер<->компьютер" используется следующий алгоритм. Записанная на микрофон речь отправителя преобразуется в цифровую. Затем оцифрованный сигнал сжимается в зависимости от алгоритмов сжатия, в 4, 8 или 10 раз (удаляются ненужные шумы, оптимизируется кодирование), разбивается на пакеты данных и отправляется по назначению. Система IP-телефонии получателя принимает пакеты и отправляет закодированный голос на раскодирование, после чего цифровой сигнал конвертируется обратно в аналоговый, который уже выводится на колонки или наушники. Немного по-другому обстоит дело в простейшей схеме "компьютер<->телефон". Пакеты отправляются не напрямую получателю, а провайдеру услуг IP-телефонии, который выступает в качестве посредника - декодирует сигнал в аналоговый и передает его по телефонным сетям абоненту.
И, наконец, "телефон<->телефон". Судя по названию, два абонента связываются по телефону. При чем же здесь IP-телефония? А при том, что сигнал идет не по стандартным коммутационным телефонным сетям, а по их IP-аналогам, что является очень выгодным решением. Абонент по обычному телефону получает доступ к шлюзу, заставляя последнего соединить его с нужным номером. Шлюз анализирует номер и решает, какой его собрат имеет с этим номером самую быструю связь. Далее два шлюза соединяются (может быть, даже через интернет), и через выходной шлюз, связанный со своей телефонной сетью, вызывается требуемый абонент.
IP-телефония во много раз эффективнее в использовании, чем обычные телефонные линии. Дело в том, что классические телефонные сети для разговора двух абонентов нуждаются в физическом выделенном канале. Это неудобно и невыгодно сразу по двум причинам. Во-первых, кабель стоит денег, а его протягивание и, в случае чего, ремонт требуют времени и нудной работы. Во-вторых, в аналоговых системах присутствует эффект бесполезной траты ресурсов, которые можно было бы выгодно использовать, экономя значительную сумму. Даже если вы молчите в трубку, канал все равно занят. А в сетях IP-телефонии вся информация передается по виртуальным каналам, не зависящим от каких-либо физических факторов.
Частный случай IP-телефонии - интернет-телефония - очень распространен и широко используется сотнями тысяч людей в разных странах, и выбор этот сделан неспроста. Позвонить через интернет из России в Австралию будет стоить почти в несколько десятков раз дешевле, чем сделать это, прибегая к услугам обычной международной связи. Эта огромная разница в цене очень тревожит операторов традиционной телефонии, потому что представляет реальную угрозу полного вытеснения последней.
Есть у IP-телефонии и свои недостатки: так как передача данных идет по протоколу TCP/IP, который изначально создавался для других целей, плохая связь может привести к "глотанию" слов, бульканью и иногда к полной потере связи. Еще одно неудобство - динамичность телефонных IP-адресов. То есть создать единую записную книжку, по которой из любой программы для интернет-телефонии можно вызвать абонента, невозможно. В рамках одной программы эта проблема решаема. Третьим минусом IP-телефонии является безопасность работы, существует несколько основных видов угроз, представляющих наибольшую опасность для разговаривающих по сети:
- Можно перехватить звонок абонента1 к абоненту2, если просто войти в сеть, выдав себя за абонента2 (так называемый hi-jacking, то есть похищение звонка).
- Можно прослушать разговор двух абонентов, а также любой трафик в VoIP-сети, используя специальную программу снифер.
Надо сказать, что сооружение серьезной системы, построенной на базе IP-телефонии, обойдется в несколько десятков, а то и сотен тысяч долларов. Если же речь идет об интернет-телефонии, то потребуется только одна из нижеперечисленных программ. И все. Затрат вообще никаких не надо.
Наиболее популярной и достойной программой для интернет-телефонии является Skype (www.skype.com). После установки она настраивается автоматически и работает по технологии, схожей с пиринговыми сетями, то есть у него нет центрального сервера, который обрабатывает звонки. Все клиенты соединяются друг с другом напрямую. Программа Skype хорошо защищена с помощью самого современного алгоритма шифрования AES (Advanced Encription Standart) и не испытывает трудностей при работе с брандмауэрами. Качество голоса в Skype на высоте.
"Скайпом" пользуется очень много людей, программа превращается в своеобразный стандарт. Нередко в подписи к e-mail можно увидеть примерно такие строки: "Теперь вы можете общаться со мной не только по почте, ICQ, но и через Skype - мой ID x403.minsk".
Более простым и компактным программным продуктом для интернет-телефонии является программа Roger Wilco (rogerwilco.gamespy.com). Внешний вид программы довольно симпатичный. На первой вкладке главного окна Roger Wilco, которая называется Chаnnel, можно создать свой сервер для общения или же подключиться к уже существующему каналу. Каналы бывают простыми и запароленными.
Вкладка Transmit позволяет настраивать режимы работы программы. Можно настроить передачу речи по нажатию "горячей" клавиши, которая выбирается на свой вкус. Roger Wilco в этом случае будет работать по принципу рации: нажал кнопку - ответил, отжал - принимаешь сигнал. Это очень удобно для людей, которые предпочитают разговаривать во время игры через интернет со своими партнерами. К тому же налицо экономия: в процессе игры не будет передаваться лишняя информация и не будет загружаться канал, и без того занятый игрой.
Второй вариант работы программы, когда Roger Wilco активизируется при определенном уровне шума (например, по щелчку пальцев возле микрофона, что будет небольшим раздражителем и даст программе команду проснуться) и начинает передавать всю информацию, поступающую в микрофон, собеседнику. На вкладке Adjust настраивается уровень громкости колонок и микрофона.
Нельзя не отметить, что интернет-пейджер ICQ тоже предоставляет своим пользователям услуги интернет-телефонии. Для этого требуется плагин ICQ Phone, который изначально не идет в комплектации с ICQ. Чтобы настроить эту функцию, надо просто зайти в пункт Services > ICQ Phone и, если плагин еще не установлен, скачать его.
Все пользователи, имеющие возможность принимать звонки по схеме "компьютер<->компьютер", помечаются в контакте телефонной трубкой правее ника. Чтобы вызвать абонента, нужно кликнуть по его нику правой кнопкой (или левой, в зависимости от того, как настроена ICQ) и выбрать пункт ICQPhone > Send PC-to-PC call. Также в ICQ имеется возможность звонка в любую точку мира на обычный телефон, но за это придется заплатить.
Дмитрий БАРДИЯН,
x403@yandex.ru
Горячие темы