Awem - нетипичная для Беларуси ИТ-компания. Во-первых, она не занимается аутсорсингом, а производит собственные продукты. Во-вторых, эти продукты - игры, и не какие-нибудь, а казуальные. В-третьих, она расположена не в Минске, а в Могилеве. О компании, о геймдеве и о многом другом мы говорили с руководителем Awem Олегом Роговенко.
- Как возникла идея создать компанию, занимающуюся геймдевом?
- Изначально, еще в студенческие годы, геймдев привлек тем, что находится на пересечении творческих задач (дизайна, графики, музыки, написания текстов) и точных наук (математики, физики, программирования).
Оба направления мне нравились, и не хотелось жертвовать чем-то одним в пользу другого. В этом было своеобразное удовольствие, возможность выбрать под настроение, чем сегодня заниматься: С++ или Photoshop, Ассемблер или 3D Max.
Спустя пару лет таких экспериментов, пришло понимание, что в одиночку создать законченный и качественный продукт нереально. Я показал свои наработки другу, и мы решили продолжить работу вместе. Он занялся 3D-моделированием и анимациями, я же занимался дизайном и писал код. Совместными усилиями придумали название компании, а через несколько месяцев, весной 2002-го, появился первый продукт - PacBoy.
- Сложно ли сегодня конкурировать на игровом рынке?
- Сложно успевать за трендами. Мы несколько лет успешно работали на PC-рынке, потом появилась мода на игры в социальных сетях, и часть нашей аудитории мигрировала на Facebook и "В контакте". Не прошло и пары лет, на смену социальному буму пришел мобильный - игроки перебрались за смартфоны и планшеты. Каждый такой "поворот" в игровой индустрии для нас - это изучение новых технологий и перестройка сознания у дизайнеров. Следование трендам - вопрос выживания. Чем быстрее команда способна реагировать на перемены, тем больше у нее шансов.
Следование трендам - вопрос выживания. Чем быстрее команда способна реагировать на перемены, тем больше у нее шансов.
Что касается конкуренции - успехи других вдохновляют и мотивируют. Мы постоянно изучаем топовые игры. Это и источник новых идей, и возможность чётче понимать желания игрока.
- Почему было принято решение разместить офис не в Минске, а в Могилеве?
- Я давно заметил, что столь популярный у нас вопрос, не так часто встречается в интервью западных изданий. Конечно, мы пока отстаём от Европы - и различия между столицей и регионами у нас существеннее, и инфраструктура слабее развита. Но разве создание этой самой инфраструктуры нам не под силу? :)
Когда появился "Авем", в Могилеве была только одна средняя IT-компания и парочка небольших стартапов. Прошло 10 лет, и у нас в городе появилось несколько достаточно больших IT-компаний, а количество стартапов измеряется десятками. У специалистов есть хороший выбор куда пойти, а, следовательно, и возможность самореализоваться, не уезжая из родного города.
- Мешает ли последнее обстоятельство развитию компании, в частности, поиску сотрудников? Чем вы стараетесь их привлечь?
- Практически не мешает. В Могилеве 4 ВУЗа и несколько IT-компаний. Специалистов среднего и высокого уровня хватает - потихоньку набираем их и, при необходимости, доучиваем. Минус один - нет возможности для резкого роста, даже если готовы предложить очень высокую зарплату.
Что касается нашей HR-привлекательности - тут у нас все замечательно.
Во-первых, сама индустрия, в которой мы работаем, очень интересна. Делать игры гораздо веселей, чем писать скучные бизнес-приложения по спецификациям заказчиков. Многие специалисты только ради этого приходят к нам из других компаний.
Делать игры гораздо веселей, чем писать скучные бизнес-приложения по спецификациям заказчиков.
Во-вторых, у нас очень хороший психологический климат в команде - мы все проводим треть своей жизни на работе, и хорошо когда это время проходит в творческой и веселой обстановке.
В-третьих, по уровню зарплат мы успешно конкурируем с Минском. Особенно учитывая стоимость аренды жилья в столице.
У нас свой автономный 5-этажный офис. В офисе просторно и уютно - созданы все условия для творческого процесса. Мы живем по принципу "хорошо работаем, хорошо отдыхаем". Четыре раза в году устраиваем корпоративы. Когда тепло - выезжаем на природу, если погода не позволяет - арендуем какой-нибудь клуб. Зайдите на www.awem.ru - сразу станет все понятно ;)
- Чем должен отличаться от других программист, который хочет создавать казуальные игры?
- Он должен любить игры и понимать, что игра - программа, цель которой не просто работать, а приносить радость пользователю. Кажется очевидным, но почему-то не все это понимают.
- Есть ли в Вашей компании сотрудники, сознательно переехавшие из Минска (или другого, более крупного, города) в Могилев, чтобы работать у Вас?
- У нас есть пока только один хороший специалист, который специально переехал из Минска в Могилев. Последнее время нам приходит много резюме из столицы, это одна из причин, почему в этом году Авем планирует открыть офис в Минске, руководить которым будет второй основатель компании Александр Разумов. Так что, кому интересна тема казуальных, мобильных и социальных игр - добро пожаловать!
- Труднее ли, по Вашему мнению, ИТ-компании развиваться в регионе, чем в центре? В чем состоят трудности?
- Я думаю, в обоих случаях есть свои трудности. Многие мои коллеги из Минска жалуются, что трудно найти свободных профессионалов. Их, конечно, много, но ведь и конкурирующих компаний намного больше. Существенная часть специалистов, которые сейчас работают в Минске, когда-то в поисках хорошей работы приехали в столицу из регионов. Именно желание найти своим талантам достойное применение - главная движущая сила всех этих переездов. Однако, с развитием Интернета в стране, привязка IT-компании к столице теряет свой смысл. Я часто слышу от наших сотрудников: "Хорошо, что есть Авем - можно остаться в родном Могилеве, и при этом иметь интересную работу".
Многие мои коллеги из Минска жалуются, что трудно найти свободных профессионалов. Их, конечно, много, но ведь и конкурирующих компаний намного больше.
- Какие преимущества есть у ИТ-компаний в регионах?
- Возможность вкладывать больше денег в развитие офиса, а не в его аренду. Гораздо меньше времени и сил сотрудников уходит на дорогу. Мобильность в организации корпоративов и студийного досуга, да и экология лучше.
- Как вы планируете развиваться следующие 10 лет?
- Мы стараемся не заниматься сизифовым трудом, поэтому долгосрочные планы строим не более чем на 3 года вперёд.
Основной нашей задачей остаются рост и развитие компании с упором не на количество, а качество. Это касается и профессионализма, и позитива. Как уже упоминалось ранее, в ближайших планах - открытие офиса в Минске.
В этом году мы продолжим набор специалистов. У нас всегда есть интересная работа для талантливых и целеустремлённых дизайнеров, программистов и художников.
Мы активно развиваем и продолжим развивать образовательные процессы внутри компании. Кроме посещения различных конференций, мы проводим тематические семинары и тренинги, и каждый сотрудник может не только узнать много нового, но и поделиться своим видением внутренних процессов, собственными мыслями и планами с коллегами.
Конечно же, мы продолжим создавать качественные, интересные игры, и так как рынок мобильных приложений активно растёт, мы будем и дальше развивать данное направление в нашей студии. В планах закрепление позиций на этом рынке и покорение топов во всех Stores. В данный момент мы работаем над двумя инновационными проектами, на которые возлагаем большие надежды.
Горячие темы