GameDev Startup'2011: как это было

26 марта 2011 года состоялось мероприятие для авторов проектов и разработчиков в сфере игр GameDev Startup'2011. Организаторами выступили Бизнес-инкубатор БГУИР совместно с порталами GameDev.by и it-study.by. В мероприятии приняли участие инвесторы и крупные производители игр России и Беларуси. Итак, эмоции улеглись, бессонные ночи отоспались и уже можно оценить результат и рассказать, что получилось и как все проходило.

К идее этого мероприятия пришли разными путями: в конце прошлого года мы организовали конкурс по разработке игр среди начинающих команд, бизнес-инкубатор БГУИР в ноябре провел Games Marketing Meetup, темой которого стал маркетинг в онлайн-играх. И оба мероприятия показали, что: 1) интерес к области геймдева у людей есть, 2) в стране много команд, которые занимаются созданием игр, 3) давно созрела необходимость в белорусском мероприятии формата и масштаба КРИ или GDC. Конечно, не ставилась цель сразу же провести настолько масштабную конференцию, но даже для первого раза в целом мероприятие получилось замечательным, и, что самое важное, все участники остались очень довольны:

"Орги отрулили на 5+. Мероприятие удалось на славу, было интересно, познавательно и интерактивно. Уровень конфы был очень высок. Первое КРИ вышло более скомканным, чем наше, белорусское".

Сергей Кашинский, организатор фестиваля компьютерного искусства Millennium Demoparty

Конференцию открыла секция докладов, в рамках которой выступили видные представители белорусской геймдевиндустрии. Андрей Ланкин, директор компании Albymedia, сделал доклад на тему "Серьезные игры и игровое обучение". Александр Шиляев, замдиректора по разработке программного обеспечения "Гейм Стрим", рассказал о том, как экономить деньги и время, используя в своих проектах сторонние технологии. Алексей Ярмолик, исполнительный директор Heyworks Unity Studio, поделился виденьем актуальных направлений и ключевых рынков в 2010-2011 годах и опытом применения игрового движка Unity. Дмитрий Воронов, креативный директор Nival Games Lab, интересно и доступно рассказал об игровом дизайне и такой сложной профессии, как гейм-дизайнер, за что его доклад сразу же разобрали на цитаты. :)

Благодаря поддержке tut.by была организована онлайн-трансляция докладов, и интернет-зрители получили возможность следить за конференцией в режиме реального времени и задавать вопросы докладчику, находясь в любой точки планеты (видеозаписи конференции уже доступны для просмотра).

После небольшого чайного перерыва конференция продолжилась историями успеха.

Антон Ярошук (Vizor Interactive) рассказал о том, как группа еще студентов в 2003 году зажглась идеей создания браузерной игры. Разработка велась в почти домашних условиях, и в 2007 году была основана студия. Второй их игрой стал браузерный клон Fallout-а, реализованный на основе flash-технологии, в рамках которого они разработали лучший в мире изометрический flash-движок. После чего в 2008 случился бум игр в социальных сетях, где этот движок оказался очень полезен. Заметив это слегка с опозданием, разработчики взялись за игру из жанра ферм и сделали проект за 4 с половиной месяца. Издатели не заинтересовались проектом, объяснив это тем, что в области подобных игр все, что можно, уже придумано и сделано. Но люди не сдались и решили выводить проект на рынок самостоятельно. Как результат, после 4-х месяцев запуска в игру уже поиграло больше 3 млн пользователей, что является большим успехом в области социальных игр. Но ребята не намерены останавливаться и планируют в ближайшем будущем увеличить аудиторию проекта до 15 млн и попасть в ТОП-30 проектов мира в этой области. Параллельно развивают второй проект, который превысит по показателям текущий раза в полтора, что позволит им войти в тройку лучших фирм в СНГ по разработке социальных игр.

Александр Шиляев, руководитель проекта Word Of Tanks, рассказал об истории создания онлайновой трехмерной многопользовательской игры, в которой в танковых баталиях 15 на 15 человек люди выясняют, у кого больше калибр и толще броня :) Игра довольно реалистична - модели танков сделаны по реальным техническим чертежам, но при этом у нее довольно простое управление. Чтобы начать играть, достаточно скачать клиента и подключиться к Интернету. С 12 августа прошлого года серверы игры были запущены на территории СНГ, и уже 15 февраля этого года игра стартовала в КНР и в середине апреля - в Европе и США. Одним словом, к концу апреля в Word Of Tanks будет играть почти всё северное полушарие планеты. Игра была награждена призами на конференциях КРИ и E3, на сегодня у нее уже больше 2 млн зарегистрированных игроков. И все делается в Минске компанией "Гейм Стрим", которая является Минским центром разработки компании Wargameng.net. Но это все сейчас, а когда проект только начинался, все мэтры индустрии говорили, что ни один игрок не будет ассоциировать себя с танком и, вообще, никто в это играть не будет. Но разработчики рискнули - и добились успеха. Молодцы!

Параллельно с докладами весь день проходила секция машпита, в рамках которой команда энтузиастов в режиме реального времени делала игру. Не все запланированные участники машпита появились, но благодаря его формату команда сразу дополнилась новыми людьми прямо на конференции. Разработчики примерно полтора часа обсуждали, какой геймплей будет у игры - остановились на варианте платформера. После чего преступили к его реализации. Уже в середине мероприятия был готов движок к игре, часть ресурсов и карта одного уровня, а к его завершению - вполне играбельный продукт, который они назвали Mashpitario.

Также проходила еще одна секция - презентация игровых и технических новинок, где любой желающий мог поиграть, поучаствовать в конкурсах и получить призы.

А в это время в основном помещении конференции продолжались выступления белорусских стартапов, которые презентовали свои проекты и получали обратную связь от инвесторов и экспертов. Проекты все разные и очень интересные. Например, был докладчик, который представлял предприятие военной отрасли, разрабатывающее с 96-го года танковые и стрелковые тренажеры, которые в текущий момент ищут применение в гражданской сфере - только представьте: кабина танкового тренажера подключается к игре Word Of Tanks. :)

После презентаций стартапов состоялся круглый стол, в рамках которого собрались многие эксперты индустрии и представители таких компаний, как Alawar Entertaiment, Wargaming.net, Albymedia, Vizor Interactive, Heyworks Unity Studio и др.

Во время увлекательной беседы выяснилось, что индустрия геймдева, особенно в РБ, похожа на айсберг, большая часть которого общественности не видна. На самом же деле Минск по концентрации геймдева в одном городе сопоставим только с Сан-Франциско. И именно такие мероприятия позволяют взглянуть на этот айсберг целиком. В нашей республике исторически сложилось, что IT-индустрия начала развиваться в области аутсорса и со временем вобрала в себя основные трудовые ресурсы. Поэтому геймдев-компании ощущают сейчас кадровый голод.

С другой стороны, аутсорсинговая отрасль не производит собственного продукта, в то время как создание законченного решения, по мнению экспертов, важно и приносит обществу больше пользы. Одним словом, нужно создавать ценности у себя на родине, чтобы наши разработчики не являлись цепочкой создания ценностей какого-то постановщика задач неизвестно откуда. Но это сопряжено и с большими рисками - проводилась аналогия с рождением ребенка, которого мало родить, надо еще воспитать, обучить, поставить на ноги. И область геймдева - имена та отрасль, в которой небольшая группа увлеченных людей может получить опыт в создании собственного продукта. Более того, уже состоявшиеся геймдев-компании готовы выделять деньги, давать маркетинговую поддержку и поставить процесс внутри этих команд.

Очень многие люди с детства любят играть в игры, но потом оказывается, что делать их гораздо интересней, чем играть. Если вы один из этих людей, если вы увлечены и умеете работать в команде - то вас уже сейчас готовы взять на работу, даже если нет большого опыта, главное - желание обучаться. Поскольку любой бизнес делается на нюансах, и если вы хотите создавать в дальнейшем свой стартап, то вы должны понимать предметную область. По мнению экспертов, для получения такого опыта лучше всего поработать в уже состоявшихся фирмах.

Эксперты также указали, что самая требуемая сейчас специальность - гейм-дизайнер. С одной стороны, на вид это кажется легко - пофантазировал и придумал. Однако, как выяснилось, гейм-дизайнер - это сложная смесь из бизнес-аналитика в области игр, который должен уметь математически раскладывать игромеханику по полочкам на составляющие, и человека, который много читает и смотрит, причем то, что смотрит и читает, и есть целевая аудитория тех игр, которые он пишет.

Еще одну проблема, которую выделили эксперты в РБ - это менталитет: люди боятся делать самостоятельные проекты. Но команды в США, которые делают проекта ААА-класса, не умнее тех, что уже есть в Минске. Общайтесь, спрашивайте и пробуйте - только так можно научиться. Не бойтесь своих ошибок, не бойтесь показаться глупыми, верьте в себя и делайте законченный продукт. Возможно, с первого раза и не получится - это нормально. Именно это позволит вам, как минимум, поднять свою ценность на рынке и получить большой опыт. И если вы не сдадитесь, то второй, третий или четвертый проект обязательно "выстрелит". И это понятно - в геймдеве как нигде человек должен быть нацелен на результат, а не на процесс. Так что если у вас есть друзья, как и вы увлеченные играми, - собирайтесь, делайте, показывайте спонсорам, издателям на любой стадии готовности проекта - вы обязательно получите, как минимум, обратную связь и ценные советы.

На этих советах начинающим стартаперам круглый стол завершился и началась секция B2B-переговоров между игровыми компаниями, инвесторами, стартаперами, студентами и разработчиками. Параллельно с этим в другом помещении продолжилась секция докладов, где Иван Поляков (организаторов фестиваля компьютерного искусства Millennium Demoparty) рассказал про разработку AI для логических игр. Виталий Мороз (автор проекта ChessChest) поделился полезным опытом того, как собрать команду и начинать реализацию своей идеи. Секция завершилась докладом Константина Медведева (студент БГУИР) о 3D-конструкторе 3D Rad и его возможностях. На этом мероприятие торжественно было объявлено состоявшимся и все желающие приняли участие в афтепати.

Оглядываясь на все это, можно однозначно утверждать, что наше сотрудничество с командой бизнес-инкубатора БГУИР оказалось очень плодотворным, за что им большое спасибо. Также хотелось бы выразить благодарность всем участникам конференции - зрителям, докладчикам, экспертам и гостям - за то, что поддержали эту инициативу. Ну а мы, в свою очередь, не намерены останавливаться - в планах много идей, которые придутся по душе стартаперам в области геймдева: различные тренинги, конкурсы и т.д. Причем было принято решение сделать GameDev Startup ежегодным мероприятием. Так что ожидайте в скором времени наших совместных с бизнес-инкубатором пресс-релизов и следите за новостями - мы еще не раз приятно вас удивим.

И ждем всех в марте следующего года на GameDev Startup 2012: Armageddon.

Виктор НИКОЛАЙЧУК,
администрация
GameDev.by

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!