В своём очередном мастер-классе бизнес-ангел Александр Кнырович рассказал о взаимоотношениях стартаперов и инвесторов: что интересует инвестора прежде всего и какие типичные ошибки допускает стартапер.
Ошибка первая: переоценка своей идеи. Классический стартапер считает, что он является обладателем уникальной задумки, которая не имеет близких аналогов, будет нужна всем и каждому в мире. Здесь уже кроется подводный камень: Беларусь сама по себе не является передовой страной, и по развитию отстаёт от США и европейских стран на лет двадцать. По этой причине подавляющее большинство идей уже вторичны и, следовательно, не уникальны. Вторичность идеи, как и любая вещь, обладает и плюсами, и минусами. Плюс в том, что её тестирование уже прошло, можно прогнозировать какой-то результат. Минус, конечно же, в том, что есть конкуренция как минимум на европейском рынке и ценность такой идеи невелика.
Таким образом, уповая на мнимую гениальность, стартапер самоуверенно планирует завоевать весь мировой рынок, не рассматривает конкурентов, отметает возможность провала. И запрашивает баснословную сумму денег.
Ошибка вторая: неполное раскрытие плана из-за боязни кражи идеи. Бизнес-ангел – не бизнесмен лихих 90-х с низкими моральными принципами. Идей для бизнеса очень много, и большинство из них, как уже говорилось раньше, вторичны. Также у инвестора уже есть свой бизнес, и одна из причин, почему он становится бизнес-ангелом – это моральное удовлетворение от того, что он может быть полезен не только в своём бизнесе, но и в чужом.
Ошибка третья: предложение низкой доли проекта. Но инвестору нужно вернуть свои деньги, поэтому доля проекта в 5-10% ему неинтересна. В таком случае ему проще положить деньги в банк и получать проценты, не неся особых рисков. В то же время бизнес-ангелов интересует доля не более 49%, поскольку, по их мнению, проектом должен управлять основатель. В классическом случае они просят 25-30 %.
Ошибка четвёртая: пренебрежение советами бизнес-ангела. Даже в случае проинвестированного проекта разработчик выполняет в лучшем случае половину рекомендаций из-за непонимания, зачем это нужно делать. Стартаперам следует помнить, что у инвесторов гораздо больше опыта в ведении бизнеса, и что их опыт – это ещё один бонус, который можно получить помимо финансирования.
Ошибка пятая: пускание пыли в глаза в попытке выглядеть экспертом. Например, оперирование модным словом «маркетинг» без реального понимания, что это такое. Или уклонением от вопроса длинными и бессмысленными фразами. Инвесторы же ценят честность, с их точки зрения будет намного достойнее признаться, что раньше над таким вопросом не задумывался, и попросить день-два на размышление.
Прежде чем принимать решение о финансировании, инвестор задаёт себе три вопроса:
- 1) доверяет ли он человеку, который будет её воплощать;
- 2) верит ли он в предлагаемую идею;
- 3) можно ли вообще на таком заработать деньги.
Ключевым моментом непосредственно для бизнес- ангелов «БАВИН» является человек, а идея – скорее приложение к этому человеку.
Например, проект ORO – идеальный случай человека: у него уже запущен бизнес, он уже что-то понимает в этом бизнесе и ему действительно нужна поддержка как финансовая, так и в плане опыта и связей. Также плюсом для стартапера в глазах инвесторов является наличие коммуникационных навыков, понимание своей сферы деятельности и правильная мотивация, нацеленность на результат.
Оценка идеи представляет собой вопрос, хочет ли инвестор быть причастным к ней, какова её полезность. Так, например, инвесторы БАВИН не инвестируют в проекты, связанные с алкоголем и компьютерными играми. Также бизнес-ангелов интересует рынок и конкуренты. Поэтому если стартапер утверждает, что конкурентов нет, то это означает лишь его некомпетентность, поскольку любая существующая потребность как-то удовлетворяется.
В оценку возможности заработать деньги на идее включаются такие факторы, как средние показатели, например, количество посадочных мест, проходимость, средний чек в ресторане. Отсюда уже можно прикинуть бизнес-план, насколько реальна сама идея. Также интересует инвестора стратегия выхода из проекта. Стратегии выхода могут быть самые разные, идеальная из них – это перепродажа развитой компании другому более крупному инвестору по хорошей цене. На сегодняшний день инвесторы БАВИН ещё не вышли ни из одного проекта.
Видео о выступлении бизнес-ангела БАВИН, Александра Кныровича вы сможете увидеть на Youtube.
Источник: "Бавин"
Комментарии
Ну, в любом случае, имхо, нужно стучаться в любые двери. И если БАВИН кому-то реально помог -- это только плюс. На самом деле у стартаперов есть огромное количество вариантов, и эти пять пунктов -- просто мнение конкретного человека, не больше, имхо. С его точки зрения они разумны.
:)