С утра 13 февраля (по другим данным - с вечера 12 февраля) абоненты государственного интернет-провайдера ByFly (торговая марка, принадлежащая РУП "Белтелеком") сообщили о прекращении доступа к ряду популярных сайтов IP-телефонии - в том числе sipmarket.net и zadarma.com. Эти сайты принадлежат популярным SIP-провайдерам, осуществляющим телефонные вызовы посредством технологии VoIP. Одновременно эти сайты стали недоступны и для абонентов других провайдеров - это понятно, ведь все они проводят трафик через "Белтелеком".
"Все трассировки к сайтам указанных провайдеров обрываются на оборудовании Белтелекома", - утверждают на форумах продвинутые пользователи. Эти же пользователи выдвигают различные версии происходящего. По одной из них, затруднения с доступом к SIP-сервисам связаны с тем, что "Белтелеком" запустил свой собственный сервис IP-телефонии под торговой маркой "Максифон". Другая версия гласит, что ограничение доступа связано с запущенной "Белтелекомом" системой борьбы с мошенничеством в области информационных технологий, в том числе с незаконной IP-телефонией.
Обозреватель "Компьютерных Вестей" 16 февраля проверил ситуацию. Действительно, сайты, предоставляющие услуги VoIP и позволяющие звонить через интернет на стационарные и мобильные телефоны по всему миру буквально за копейки, а часто и вовсе бесплатно, оказались недоступными для клиентов государственного провайдера. Кроме того, что были недоступны sipmarket.net и zadarma.com, также из Беларуси не было доступа к web-сервисам "Альтерфон" (alterphone.ru), Flaphone (flaphone.com) и "Евафон" (evaphone.ru), хотя через прокси они прекрасно открывались.
При этом, однако, исправно работали все сервисы, где связь организуется через скачиваемую и устанавливаемую на ПК либо смартфон программу для IP-телефонии - Skype, ooVoo, ClickPhone и т. д. Также отлично работала IP-телефония, встроенная в такие программы, как QIP, "Mail.ru Агент", Numbuzz.
Кстати, у того же ClickPhone вполне была доступна из Беларуси связь и через Web-интерфейс. Получается, что в "Белтелекоме" прикрыли доступ только к тем сервисам, у которых IP-телефония была реализована исключительно в виде Web-сервиса, а VoIP-трафик через приложения ограничивать не стали.
Тут стоит отвлечься и посмотреть, что же из себя представляет собственный сервис IP-телефонии от "Белтелекома" - "Максифон". Признаться, странное IT-решение. Рассчитано на работу только внутри страны: звонки из "Максифона" абонентам любых сетей за пределами Беларуси вообще не предусмотрены. Для пользования "Максифоном" потребуется заключить договор с "Белтелекомом" - разумеется, с предоставлением государственному мегаоператору своих паспортных данных.
Абонентская плата на "Максифоне" (в частности, на тарифном плане "Выгодный") составляет 21.600 белорусских рублей. Звонки на стационарные телефоны по всей Беларуси, как и другим абонентам "Максифона", бесплатны. А вот за звонки абонентам мобильных операторов придется платить по 300 рублей за минуту, если вы находитесь в Беларуси, и 4140 рублей - если вы звоните из-за ее пределов.
По словам юристов, ограничение "Белтелекомом" доступа к сайтам IP-телефонии теоретически можно рассматривать как преднамеренное ограничение конкуренции, которое преследуется как белорусским законодательством (статья 247 Уголовного кодекса), так и законодательством других стран. Однако в реальности все совсем не просто.
"На практике юридическое преследование "Белтелекома" за блокировку, в частности, российских сайтов IP-телефонии, практически нереально, - говорит юрист общественной организации "Гражданский вердикт" Владимир Сенкевич. - Прежде всего потому, что есть нормы закона, но в сфере интернет-отношений не отработаны процедуры их реализации. Кто должен подавать жалобу на действия "Белтелекома"? Как подтвердить, что блокировка происходит именно на уровне серверов БТК? Какой орган может провести независимую экспертизу этого? Каким образом? Как вообще подступиться к ситуации, когда белорусская госкомпания "тиранит" частных конкурентов - но не у себя в стране, а за рубежом? Ведь они могут в ответ заявить, что защищают внутренний рынок... И так далее. То есть лично я как юрист за разгребание этого завала не взялся бы".
В самом деле, в середине дня 13 февраля ранее отмалчивавшиеся официальные представители "Белтелекома" прокомментировали журналистам проблемы с доступом к сайтам sipmarket.net и zadarma.com. По их словам, "никаких запросов об их работе от клиентов не поступало". Также в "Белтелекоме" добавили, что все системы, предназначенные для борьбы с мошенничеством, в том числе и незаконной IP-телефонией, работают в штатном режиме. Считают ли они сервисы sipmarket.net и zadarma.com "мошенническими", сотрудники государственного оператора связи не пояснили, однако известно, что ранее никто из клиентов данных сайтов на них не жаловался.
Впрочем, сложно сказать, как много вообще в Беларуси абонентов данных сервисов. Тут стоит также заметить, что в ряде стран доступ к VoIP-сервисам блокируется местными провайдерами (например, Verizon) на вполне законных основаниях - защиты своего бизнеса.
Тут самое время вспомнить, что еще несколько лет назад "Белтелеком" вел беспощадную борьбу с сервисами IP-телефонии. Впрочем, тогда причиной противостояния было то, что IP-технологии использовались незарегистрированными частными предпринимателями для организации переговорных пунктов, заменяющих своими услугами услуги чрезмерно дорогой международной и междугородной телефонной связи, монополия на которую по сей день принадлежит "Белтелекому". Частным пользователям "Белтелеком", стиснув зубы, дозволял пользоваться программами типа Skype или ooVoo. Но если кто-то организовывал на базе IP-технологий международный переговорный пункт или даже онлайн-сервис - его преследовали с милицией.
Справка "КВ"SIP (англ. Session Initiation Protocol - протокол установления сеанса) - это один из наиболее распространенных открытых протоколов IP-телефонии. SIP позволяет использовать большое количество разнообразных сервисов - помимо передачи голоса, возможна передача видео, текстовых сообщений, факсов и др. Строго говоря, протокол SIP непосредственного участия в передаче голоса, сообщений и видео не принимает, он отвечает только за установление связи между абонентами. Разработкой SIP занималась организация IETF MMUSIC Working Group. Протокол начал разрабатываться в 1996 году Хенингом Шулзри (Колумбийский университет) и Марком Хэндли (Университетский колледж Лондона). В ноябре 2000 года SIP был утвержден как сигнальный протокол проекта 3GPP и основной протокол архитектуры IMS (модификация 3GPP TS.24.229). Наряду c другим распространённым протоколом H.323, SIP - один из протоколов, лежащих в основе Voice over IP. Устройства и программы для IP-телефонии, поддерживающие протокол SIP, образуют SIP-сеть. В этой сети каждому абоненту присваивается уникальный SIP-адрес, подобный e-mail. Формат адреса "sip:[email protected]". Зайдя в SIP-сеть с любого компьютера или устройства, независимо от географического положения, абонент может звонить и принимать звонки на свой виртуальный номер. SIP интегрирован, в частности, в такие популярные интернет-мессенджеры, как QIP, "Mail.ru Агент" и ряд им подобных. Наиболее популярные альтернативные протоколы - Skype (закрытый протокол, используемый только в сети Skype) и H.323 (в частности, по этому протоколу работает программа NetMeeting). |
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы