Технология передачи голоса в виде данных - VoIP - знакома, пожалуй, каждому первому интернетчику благодаря сверхпопулярному сервису Skype. Однако сама компания Skype хоть и стоит миллиарды долларов, но крупный бизнес на основе VoIP построить не сумела. Разве что телекоммуникационным гигантам нервы изрядно попортила. Зато теперь сделать бизнес на VoIP попытаются совсем другие люди.
Российский олигарх Михаил Прохоров известен, в частности, тем, что контролирует холдинг РБК ("РосБизнесКонсалтинг"). Ну а РБК, в свою очередь, владеет компанией "Медиамир", которой принадлежит крайне популярный на постсоветском пространстве интернет-пейджер QIP (месячная аудитория - 10,2 млн пользователей, больше, чем у ICQ). Вокруг него-то и закручивается сейчас интрига нового бизнес-проекта Михаила Прохорова, который вознамерился на базе QIP-а создать эффективного конкурента сотовым и фиксированным операторам.
На сегодняшний день QIP позволяет пользователю совершать бесплатные голосовые и видеозвонки другим пользователям QIP (платя только за интернет-трафик), а также бесплатно отправлять SМS-сообщения. Также сервис оказывает и платные услуги - например, его пользователи могут совершать исходящие внутрироссийские и международные вызовы. Для обеспечения работы услуг передачи голоса и видео QIP сотрудничает с компаниями Sipnet и Mango Telecom.
Однако замысел Прохорова состоит в том, чтобы QIP мог предоставить своим пользователям телефонные номера, аналогичные номерам фиксированного или мобильного телефона. Владелец сервиса, компания "Медиамир", сейчас ведет переговоры об использовании QIP-ом номерной емкости оператора связи "Скай Линк". Кроме того, "Медиамир" сейчас тестирует новую коммуникационную технологию, которая появится в следующей версии QIP Infium. Если переговоры со "Скай Линком" пройдут успешно, в России (а надо полагать - и в странах СНГ) появится принципиально новый оператор сверхдешевой голосовой связи. Не исключено, что полноценный VoIP-проект "Медиамира" заработает до конца года.
То есть пользователи популярнейшего сервиса по обмену мгновенными сообщениями смогут принимать входящие звонки с городских и мобильных телефонов. При этом, скажем, пользователь в Москве сможет со своего проводного телефона позвонить QIP-пользователю в Минск по вполне внутримосковским расценкам на фиксированную связь. Будет ли возможен аналогичный обратный звонок - пока неизвестно. "Фактор "Белтелекома"" пока до конца не отменен.
По сути, Михаил Прохоров ничего нового не придумал - он просто пытается, используя QIP, скопировать бизнес-модель сервиса Google Voice. Там, правда, предоставляется единый Google-номер для всех телефонов пользователя. К тому же абонент Google Voice может совершать бесплатные звонки (и SMS) на территории США, а международные телефонные звонки идут по низким тарифам (от $0,01 за минуту). В Google Voice реализовано еще великое множество полезных функций, однако в наших краях данный интернет-сервис недоступен. Посмотрим, впрочем, что из Google Voice позаимствует очередная версия QIP Infium.
Кроме Google, услугу по присвоению пользователям телефонных номеров оказывает сервис Skype. Получить номер для входящих вызовов могут пользователи в 25 странах мира. Однако в России и других странах СНГ подобная услуга также пока не оказывается.
Между тем, "большая тройка" российских сотовых операторов (МТС, "Мегафон" и "Билайн") начала очередное наступление на Skype в России. В частности, представитель МТС (компании, настроенной наиболее агрессивно) назвал Skype и его аналоги "паразитирующими элементами". Конечно, о полном запрете популярного интернет-сервиса речь не идет. Но телефонисты предлагают властям выставить против VoIP-сервисов законодательные барьеры, задача которых - "компенсировать" потери мобильных операторов. В громкой истерике "сотовиков" тонут голоса вменяемых аналитиков, твердящих, что для операторов намного выгоднее сотрудничать с голосовой интернет-телефонией, чем пробовать отгородиться от таких сервисов.
Недавно в России по инициативе Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации прошел круглый стол "Рынок альтернативных услуг голосовой связи в России". Присутствовавшие на нем представители "большой тройки" мобильных операторов дружно заявили, что "Skype в России нуждается в государственном регулировании". В частности, руководитель департамента по развитию продуктов и услуг МТС Павел Ройтберг потребовал "изучить деятельность Skype в России с точки зрения антимонопольного законодательства и законодательства в сфере связи". По его словам, "не вкладывая собственных средств в телекоммуникационную инфраструктуру, предоставляя сервис по низким ценам, операторы VoIP паразитируют на чужих сетях", в результате чего падают доходы традиционных операторов связи. С подобными заявлениями в духе "нам это не нравится, значит, это надо запретить" еще недавно выступал "Мегафон" - но его руководство оказалось умнее и, прекратив сотрясать воздух, просто запустило собственный аналог Skype.
А вот Павел Ройтберг на круглом столе потрясал опытом британского оператора Vodafone, который либо блокирует в своей сети доступ к VoIP-операторам, либо предоставляет его за отдельную плату. Умерить гнев "сотовиков" попробовал начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Рутенберг. По его словам, VoIP-сервисы, вообще, и Skype, в частности, представляют гораздо большую угрозу для операторов дальней связи.
Вообще же наступление VoIP-сервисов на рыночные позиции операторов традиционной голосовой связи - тенденция общемировая. Если в 2007 году VoIP-сервисы занимали лишь 2% мирового интернет-трафика, то в 2008-м этот показатель увеличился до 10%, а в 2009 году - до 15%. По итогам 2010-го доля VoIP-трафика и вовсе может подняться до 20% - это мнение компании J'son&Partners, которая также прогнозирует рост VoIP-трафика до 30% в 2011-м и до 40% - в 2012 году.
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии
И что, внёс деньги (60 руб. россии). Пробую звонить сам себе, гудки идут, телефон молчит, деньги списываются... Думаю, может номер, не правильно набрал, нет, всё правильно. Так допробовался, пока не
осталось 16 руб. Написал в службу поддержки, а в ответ тишина ...