17 декабря Госдума России в первом чтении приняла законопроект, в рамках которого предполагается блокировать без решения суда сайты с призывами к массовым беспорядкам и экстремистской деятельности. Официальное название законопроекта - поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - «О внесудебной блокировке сайтов за призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, межнациональной розни, участию в террористической деятельности и в несанкционированных массовых акциях».
Право блокировать сайты получают генпрокурор и его заместители, которые будут сообщать о выявленной информации в Роскомнадзор. Далее предусмотрена такая процедура: «После получения заявления уполномоченный орган незамедлительно направляет операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу или к размещенной на нем противоправной информации». Также этот орган определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-коммуникационной сети информационного ресурса, на котором содержится «нехорошая» информация. Этот орган направляет провайдеру уведомление о принятии мер по удалению такой информации, предполагается в проекте закона. Оператор связи после получения по системе взаимодействия требования уполномоченного органа обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу или к размещенной на нем незаконной информации, говорится в документе. На основании полученного уведомления провайдер хостинга извещает владельца информационного ресурса об обязанности незамедлительно удалить незаконно размещенную информацию и принять меры по ограничению доступа к ней. В случае исполнения владельцем информационного ресурса данной обязанности он уведомляет об этом уполномоченный орган, который после получения такого уведомления незамедлительно принимает меры для возобновления доступа к информационному ресурсу.
Напомню, что сейчас в России по закону блокируются сайты с детской порнографией, информацией о суицидах, наркотиках и с «пиратским» контентом. Как уже заявили оппозиционные депутаты и правозащитники, эта инициатива увеличивает число запретов и ущемляет конституционные права граждан. В свою очередь, автор инициативы, депутат от ЛДПР Андрей Луговой сообщил в ходе обсуждения законопроекта, что к этой идее его подтолкнула «обеспокоенность безопасностью государства российского». Данный законопроект в окончательном чтении надо принимать как можно скорее, считает глава думского комитета по информационной политике Алексей Митрофанов. По его словам, это «показывают события, которые разворачиваются сейчас в различных странах». Депутат хотел бы, чтобы закон заработал уже 1 февраля. Но Владимир Бессонов из КПРФ выразил опасение, что в случае принятия подобного закона будет ограничен доступ к законной информации, но которая просто не угодна власти.
По мнению же Лугового, персональная ответственность ограниченного круга лиц, которые получат право блокировки, поможет избежать этого. «Эти ограничения не помешают самоорганизации граждан, которые просто будут по-другому писать призывы», – уверен депутат Дмитрий Гудков. Он привел пример, когда вместо известного слова из трех букв пишут «пуй». От этого закона могут пострадать добропорядочные владельцы сайтов, предупредил оппозиционный депутат.
Законопроект вызвал обеспокоенность и у Совета при президенте по правам человека. «Предлагаемый подход к правовому регулированию интернет-пространства, выдержанный в логике увеличения числа запретов, чреват серьезным ущемлением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, с учетом технологической легкости обхода установленных запретов предлагаемые изменения будут, с одной стороны, подпитывать рост правового нигилизма, а с другой – создавать иллюзию борьбы с экстремизмом вместо реальной работы по его искоренению», – считают в СПЧ.
На следующий день после принятия законопроекта в первом чтении министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Россия, несмотря на противодействие ряда зарубежных стран, будет добиваться создания международной организации, которая контролировала бы интернет. «Западные коллеги тщательно противятся тому, чтобы были какие-то транспарентные и понятные процедуры формирования международной межправительственной структуры, которая обеспечивала бы контроль за недопустимостью злоупотребления интернетом в каких бы то ни было целях», – сказал Сергей Лавров на правительственном часе в Совете Федерации.
По его словам, речь идет о «целях, не совместимых с принципами морали, нравственности, международного права: это и терроризм, и детская порнография, и педофилия». «Встает во весь рост вопрос об управлении интернетом. Он давно обсуждается, в том числе по инициативе России и в Международном союзе электросвязи», – сказал глава МИД РФ.
По данным мониторинга Ассоциации АГОРА, в России в 2008 году, было всего шесть предложений отрегулировать интернет, в 2012-м – 49, а за девять месяцев 2013-го – уже 35. При этом даже те, кто инициирует законы об интернете в духе «закрыть, запретить и ограничить», признают их юридическую слабость. В реальности те, кто атакует свободу в Сети, преследуют разные цели. Одни верят в существование педофильского лобби и враждебного Запада, другие лоббируют коммерческие интересы, третьи просто нашли громкую тему, чтобы сделать себе PR.
Российское государство также относится к интернету крайне консервативно. Так, Кремль поручил Минсвязи выработать новые правила, устанавливающие ответственность интернет-СМИ за оставленные читателями комментарии. А директор ФСБ России Александр Бортников заявил, что международный терроризм активно использует интернет, потому его требуется регулировать. В Московском патриархате считают, что в России принимаются недостаточные меры по выявлению и наказанию распространителей детской порнографии в интернете. Кузбасские депутаты предлагают усилить ответственность за слухи в Сети о смерти живых губернаторов. Питерские депутаты предложили запретить в СМИ пропаганду конца света.
Результат такой нездоровой активности был вполне предсказуем: европейские дата-центы сообщают о стабильном росте спроса на услуги хостинга со стороны российских компаний.
Вообще же все предложения по реформированию системы правоотношений в интернете можно условно разделить на несколько категорий. Первая категория – расширение круга информации, распространение которой ограничивается или запрещается. Сюда относятся:
- порнографические материалы, в том числе детская порнография (закон №139-ФЗ внесен депутатами Баталиной, Железняком, Мизулиной);
- экстремистские материалы, в том числе гиперссылки на них (законопроект предложен Минкомсвязи);
- разнообразная информация о наркотиках (закон №139-ФЗ);
- информация о способах и пропаганда самоубийства (закон №139-ФЗ);
- реклама алкоголя (законопроект внесен депутатами Железняком, Кожевниковой, Яровой, Родниной);
- информационные материалы, «покушающиеся на нравственность» (предложение депутата Москальковой);
- упоминание национальной принадлежности персонажей материалов СМИ (предложение депутата Саралиева);
- объекты интеллектуальной собственности (закон №187-ФЗ внесен депутатами Бортко, Кожевниковой, Максаковой, Левиным, Шлегелем и Драпеко);
- материалы, оскорбляющие религиозные чувства;
- рассуждения о конце света;
- программы-анонимайзеры и веб-прокси;
- нецензурная брань;
- критика политических партий (предложил депутат Митрофанов);
- персональные данные, в частности, сведения о несовершеннолетних, пострадавших от правонарушений (закон №139-ФЗ);
- пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений» (внесен законодательным собранием Новосибирской области и депутатом Мизулиной).
Вторая категория – введение или усиление ответственности за правонарушения, совершенные в интернете или с его использованием:
- определение пределов ответственности редакций СМИ за комментарии читателей;
- введение в гражданское законодательство неопределенного понятия «информационный посредник» (лицо, осуществляющее передачу материала в сети интернет или предоставляющее возможность размещения материала в этой сети), который несет ответственность за нарушения авторских прав на общих основаниях (законопроект внесен депутатами Бортко, Кожевниковой, Максаковой, Левиным, Шлегелем и Драпеко);
- установление уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан (законопроект внесен депутатами Железняком, Жириновским, Яровой, Мизулиной, Левичевым);
- введение административной ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних;
- введение ответственности операторов связи за невыполнение требований по ограничению доступа к запрещенной информации.
Третья категория – разработка механизмов контроля распространения информации и деятельности пользователей:
- возложение на редакции сетевых СМИ обязанности премодерировать комментарии читателей (предложил редактор «МК» Павел Гусев);
- сокращение срока реагирования редакции СМИ на требование об удалении информации с трех дней до 24 часов (предложил депутат Железняк);
- создание «горячей линии» для приема жалоб на экстремистские сайты (предложили замминистра связи Олег Духовницкий и министр внутренних дел Рашид Нургалиев);
- упрощение процедур прекращения делегирования доменных имен в зонах .ru и .рф. (новые правила регистрации доменных имен утверждены Координационным центром национального домена сети интернет);
- принятие Конвенции об информационной безопасности – международного акта, закрепляющего принципы «сетевого суверенитета» и основы борьбы с распространением информации, которая вдохновляет терроризм, сепаратизм, экстремизм или подрывает политическую, экономическую и социальную стабильность других стран (предложения Совета безопасности РФ и МИД РФ на Лондонской конференции по киберпространству),
- отказ поддержать Декларацию о фундаментальных свободах в цифровой век, разработанную в рамках ОБСЕ;
- закрепление законами о «черных списках сайтов» и «против интернета» внесудебных процедур блокирования доступа к информации (законопроекты внесены депутатами Баталиной, Мизулиной, Железняком, Ниловым, Шлегелем).
Одни законодательные инициативы подкрепляются развернутыми обоснованиями со ссылками на зарубежный опыт, другие ограничиваются констатацией необходимости защиты граждан от очередной страшилки. Звучит демагогия о том, что духовные и исторические святыни, а также моральные ценности не защищены законом, людей пугают тем, что интернет стал инструментом для вербовки террористами новых членов своих организаций, а общество нуждается в защите от западных спецслужб, использующих блоги для организации цветных революций.
При этом, например, собравшая в рекордно короткий срок сто тысяч подписей петиция за отмену антипиратского закона, получившего название «русская SOPA», даже не дошла до Госдумы. Заместитель министра связи Алексей Волин заявил, что петиция «сформулирована не во вменяемой форме, а отмена «антипиратского» закона ввергнет ситуацию с защитой авторских прав в интернете в хаос».
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы