На минувшей неделе на закрытом совещании в Минкомсвязи России было определено, что контролировать реестр запрещенных сайтов будет Роскомнадзор. Прежде на эту функцию (и соответствующие бюджетные деньги) претендовала общественная организация – «Лига безопасного интернета».
Напомню, что закон РФ «О защите детей от противоправной информации», предусматривающий ряд поправок в законодательство, был принят Госдумой в начале июля 2012 года. Поправки предусматривают возможность досудебного блокирования доступа к Web-ресурсам, размещающим детскую порнографию, рекламу наркотиков или информацию о способах суицида. В первой редакции законопроекта предлагалось блокировать не только контент этих трех типов, но и вообще «информацию, которая может нанести детям вред», однако после возмущения интернет-сообщества этот пункт ко второму чтению из законопроекта был убран.
Теперь заинтересованные лица в общих чертах определили, кто и как будет «пилить» бюджетные деньги, выделяемые на реестр запрещенных сайтов. Принципиальное решение: ведением реестра сайтов с запрещенной информацией будет заниматься Роскомнадзор, а не уполномоченная общественная организация, как предполагалось ранее.
Однако для доработки закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» будет создана отдельная рабочая группа при Минкомсвязи. В группу войдут депутаты Госдумы, представители министерства и интернет-сообщества, причем как компаний Google, Yandex, Mail.Ru, так и отраслевых профессиональных ассоциаций: «Лиги безопасного интернета», Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), Российского общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ).
«Большинство участников заседания сошлись в том, что на первоначальном этапе контролировать создание Единого реестра должно государство. Скорее всего, эти функции будет выполнять Роскомнадзор. При обсуждении необходимости оперативного анализа правоприменительной практики экспертами было предложено участие индустрии в просветительских мероприятиях с участием представителей судейского корпуса», – прокомментировал итоги переговоров в Минскомсвязи вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк.
При этом остается открытым главный вопрос, никак пока не обозначенный в законодательстве – сам принцип блокировки сайтов. «Главный вопрос, по какому принципу будет производиться блокировка: по URL (адресу конкретной страницы) или по IP (сетевому адресу), – рассказал «Газете.Ru» один из участников совещания в Минкомсвязи. – Если блокировать ресурс по IP, то из-за одной противоправной страницы, на которой пользователь сайта выложил что-то запрещенное, может быть перекрыт доступ ко всему сайту или соцсети, так как перекрывается весь узел. В случае блокировки по URL доступ блокируется только к конкретной странице».
Главной же проблемой на пути блокировки по URL, по его словам, является физическое состояние российских сетей: «В больших городах у провайдеров стоит современное оборудование, позволяющее установить систему фильтрации DPI (Deep Packet Inspection – технология, позволяющая проводить глубокий анализ трафика), которая может разделить пакет данных по URL-адресам. Но в небольших городах или регионах, удаленных от центра, оборудование, на котором работают интернет-провайдеры, не позволяет установить такие системы, или же это будет очень дорого стоить, а то, на котором они работают, сортирует данные по IP, что не устраивает интернет-сообщество. Окончательного решения пока нет».
Председатель правления РОЦИТ Марк Твердынин подтверждает, что интернет-сообщество в диалоге с властью отстаивает необходимость блокировки сайтов не по IP, а по URL: «Если производить блокировку по IP-адресу, это может привести к тому, что из-за одного пользователя под ударом окажется целая соцсеть. В настоящее время те же соцсети мониторят своих пользователей и блокируют вредоносный контент по жалобам с их стороны, но это делается именно по URL, то есть блокируется одна страничка пользователя, где размещена запрещенная информация, а не весь ресурс. Блокировку надо производить точечно – такова наша позиция. Исходя из этой проблемы, мы выходим на вторую – затраты на обеспечение эффективного мониторинга контента. Пока никто не делал еще точной оценки, сколько денег понадобится вложить в создание системы анализа трафика и выявления URL страниц с незаконным контентом. Я слышал разные мнения о расходах, которые потребуются на установку такой системы, от нескольких миллиардов до нескольких миллионов рублей, но точных экспертных оценок пока попросту нет», –сказал Твердынин. Он добавил, что если Россия в вопросах интернет-законодательства старается следовать по пути западных стран, то, в соответствии с этим опытом, расходы лягут на бизнес-сообщество, а не на государство.
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии
:))) Лично меня не колышет, кто и как в России "будет «пилить» бюджетные деньги". А вас?
Скоро и в России, и у нас читать что-то можно будет только через Тор:((
К-н. ОПГ инфа о "пильщиках" пригодится, и поделом.