"PR-чтения" - название конференции по обмену опытом профессионалов общественных отношений, ежегодно проводимой в Минске. Среди целей мероприятия ставятся обсуждения примеров реально осуществляемых кампаний по формированию общественных отношений и путей развития белорусского PR. Комьюнити собирают для представления удачных проектов, ознакомления с новыми идеями гуру и дискуссий по способам оценки результатов применения PR-технологий. Организатором проведения и, можно сказать, перманентной подготовки отраслевого события является Институт общественных связей (Институт PR).
В основе акцентов актуальности при выборе направлений обсуждений и конкретных оценок на "PR-чтениях"лежат достижения быстроразвивающихся трендов и тенденции рынка.
Именно поэтому в составе выступающих с докладами постоянно присутствуют авторитетные представители IT-отрасли. Что касается приглашенных гостей, смею уверить, что наибольший процентный состав участников представляли специалисты из компаний информационно-коммуникационного профиля. Не зря IT, как сфера, всегда стоит на первом месте в программе анонса PR-чтений-2007.
На "чтениях" занимательного было много. И не только для пиарщиков и аналитиков рынка, получивших сведения с необычного ракурса. Для обычных компьютерных пользователей также интересны многие факты. Например, то, что, оказывается, вызвавшая недавно бурный всплеск в СМИ тема телефонного пиратства при работе через dial-up в интернет была не чем иным, как PR-акцией РУП "Белтелеком". Далее - скомпилированные подробности мероприятия на заявленную тему.
Алексей Федоринчик, РУП
"Белтелеком": "Нам
достаточно трудно, так как мы -
монополисты..."
Алексей Федоринчик, пришедший работать в РУП "Белтелеком" из Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, вызвал наибольший отклик у аудитории благодаря своему докладу, посвященному борьбе нашего национального оператора с телефонным пиратством PR-методами. Алексей разрисовал целую структурную схему сети доступа в интернет, по которой злоумышленники "выманивают" деньги у белорусских пользователей сети. Из схемы следовало, что некая зарубежная интернет-провайдерская компания Х заключает договор о пользовании каналами передачи данных с локальным зарубежным оператором электросвязи, формируя завышенные расценки. При поступлении телефонного звонка из сети связи Беларуси, в соответствии с международными правилами, для РУП "Белтелеком" выставляется счет за трафик, сформированный из поминутных расценок как сумма международного тарифа и тарифа на услуги этого локального зарубежного оператора электросвязи. Белорусский национальный оператор, соответственно, перекладывает оплату на своего абонента. А дозвон для получения доступа в интернет через этого пресловутого локального зарубежного оператора электросвязи чаще всего, как все знают, осуществляется небольшими программками "Диалерами", которые могут устанавливаться через интернет с минимальным уведомлением пользователя. Причем говорить о мошенничестве в чистом виде нельзя, так как такие программки-аплеты часто используются пользователями за рубежом для оптимизации доступа в сети на вполне взаимовыгодных принципах. Основными причинами получения нежданно больших счетов белорусскими интернетчиками называют плохое знание иностранных языков и недостаточное обращение внимания на предупредительные надписи при предложениях загрузки установочного софта из интернета. Год от года число обращений абонентов РУП "Белтелеком" для разбирательств увеличивалось, и национальный оператор решил провести PR-кампанию по снижению недовольства общественности под названием "Борьба с телефонным пиратством". Что интересно, среди целей PR были определены снижение убытков оператора и продвижение среди пользователей выгодности перехода на ADSL-доступ в интернет. Как еще раз подтвердил в процессе обсуждения Алексей Федоринчик, скрытой целью "Борьбы с телефонным пиратством" было обращение абонентов внимания на ADSL-услуги, и это имело эффект. В качестве методов использовались интернет-опросы, передача полезной информации через СМИ и выборочный обзвон тех абонентов, которые пользуются услугами "Белпак". Такая просветительская кампания признана успешной, так как за 3 месяца после ее завершения было зафиксировано всего одно обращение в РУП "Белтелеком", относящееся к категории "телефонного пиратства". Задачами PR-мероприятий ставилось снизить претензии со стороны пользователей и предоставить инструменты защиты, под которыми подразумевались в большей степени только советы со стороны РУП "Белтелеком". Хотя существует ПО блокирования, несомненно, в той или иной мере способного помочь более существенно при его инсталляции. Но бороться с проблемой несанкционированной установки "Диалеров" из интернета посредством блокирующего ПО, как видится "Белтелекому", так же бесперспективно, как бороться с назойливой рекламой из Сети. Любопытно, что при обсуждении присутствующие, казалось бы, не искушенные в технических вопросах слушатели с уверенностью стали предлагать варианты решений проблемы на основе установки специализированных программных средств, отслеживающих угрозу в виде выпадающих окон или запросов на загрузку файлов. При этом, правда, путаясь, что "Диалеры" - не вирусы, а обычные средства удаленного соединения. Однако такая всеобщая компьютерная грамотность порадовала. Вопросы к РУП "Белтелеком" также задавались насчет борьбы с убытками не только просвещением белорусских граждан, но и обращением в суды на явно недобросовестных зарубежных операторов связи, а также поднятием проблемы в международных организациях. Что касается судов, то обращения предпринимаются, но спорная бизнес-политика упомянутых зарубежных операторов электросвязи, в общем-то, проводится на легальной основе, а в Международном Союзе Электросвязи вопросы ставятся, но решения идут не так гладко и не очень быстро.
Лучшие отчеты о проектах в IT
"PR-чтения" имеют международный статус, подтверждаемый участием специалистов из зарубежных стран. Среди лучших иностранных докладчиков выделялся Андриус Каспаравичус из Литвы. На основе своего большого консалтингового опыта работы с IT-компаниями Oracle, Cisco Systems и Tele2 Андриус сделал вывод, что скоро маркетинговые принципы продвижения продукции и услуг перестанут существовать. Со своими футуристическими прогнозами он аргументированно поделился с аудиторией. Как будто поддержал Каспаравичуса директор TUT.BY Кирилл Волошин, заявивший в своем выступлении, что в интернете не всегда различимо, где PR, а где - вирусный маркетинг. Контент доклада Волошина содержал в большей мере те данные авторского обзора, которые недавно были опубликованы в "Компьютерных вестях". Может быть, чуть больше внимания было уделено корпоративным блогам, 32% владельцев которых используют такие ресурсы для прямых коммерческих целей. В продолжение доклада, для завода целевой аудитории, Кирилл показал красочные видеодемонстрации выбранных им удачных PR-кампаний в Сети.
Последней в разделе обмена опыта профессионалов на "PR-чтениях" выступила руководитель IT-практики Оксана Мандрыка из украинского PR-агентства. Оксана работает над PR-проектами c Microsoft, IDC, Siemens, Canon, EMC, Samsung. Доклад Мандрыка касался последнего проекта Microsoft на Украине по защите прав интеллектуальной собственности, позиционировавшегося как образовательный, но отнесенный также к PR-кампании (подробности см. в материале "Практика Microsoft в нашем регионе"). Как оказалось, юридические представители корпорации Microsoft "развели" очень активную деятельность в нашем регионе. Наверное, стоит ожидать неожиданностей в сфере продаж всеобще используемого софта.
Конкурс "PRемiя-2006"
Одной из наиболее волнительно притягательных составляющих PR-чтений считается награждение номинантов и победителей ежегодного профессионального конкурса в области развития общественных связей "PRемiя". Из 7 номинаций достижений в PR за 2006 год новой на прошедшем конкурсе стала номинация "Лучшее электронное корпоративное издание года". Победителем в ней была признана внутренняя электронная газета холдинга "Атлант-М" с названием "Наша газета". В остальных номинациях, так или иначе, доминирование сохранилось за компаниями информационно-коммуникационной отрасли. Вот факты.
В номинации "Лучший PR-проект 2006 года" лауреатом стал TUT.BY, а победителем признано СООО "Мобильные ТелеСистемы". В номинации "Лучший PR-специалист 2006 года" лауреатами стали Карина Дмитриева из СП ООО "Мобильная цифровая связь" и Таисия Пастухова из ЗАО "Белорусская сеть телекоммуникаций", а победа отдана Алине Провоторовой из ЗАО "Второй национальный телеканал". В номинации "Лучшая пресс-служба 2006 года" лауреатами стали пресс-службы РУП "Белтелеком" и "Белтелерадиокомпании". За звание "Лучшее печатное корпоративное издание 2006 года для внешней аудитории" подали заявки на борьбу компьютерная компания "Белана", мобильный оператор МТС, РУП "Белтелеком" и другие. Но победу завоевало белорусское издание журнала производителя электронных средств для медицины "Microlife".
Комментарии участников
Драйвовый настрой "PR-чтений" бесспорен. Сотрудники компаний, работающих в информационно-коммуникационном бизнесе, по окончанию конференции поделились своими мнениями и впечатлениями от услышанного и увиденного.
Оксана Харькова, координатор PR-Labs по брендам OKI, Microlab, ViewSonic: "Посещая мероприятия ежегодно, я наблюдаю тенденцию перехода от теоретических дискуссий к практике конкретной работы. Очень приятно, что своим опытом делятся зарубежные профессионалы. PR в IT-сфере использует общепринятые подходы с учетом своей специфики товарного продвижения. Поэтому отслеживать общие тенденции и направления развития очень полезно".
Виктор Лукьянов, PR-менеджер ASBIS: "С каждым годом на PR-чтениях растет как профессиональный уровень докладчиков, так и число участников. Мероприятие приобрело реальные международные масштабы. По моему опыту, в последние годы особенно ярко виден рост PR-специалистов в ведущих на рынке компаниях, когда они переходят от медиа-релейшнс к формированию стратегических коммуникаций. Для лучшего понимания бизнес-процессов необходимо расширять рамки своего образования, в том числе и участием в PR-чтениях".
Таисия Пастухова, пресс-секретарь ЗАО "БеСТ": "Институт PR, организатор мероприятия, протянул "БеСТ" руку помощи, когда компания только начала свою работу. Именно Институт PR помог организовать нашу первую пресс-конференцию. Ставшее традиционным мероприятие "PR-чтения" для меня не столько средство для приобретения готовых знаний, сколько источник получения эмоционального заряда для последующей активной работы. Но есть и много нового для познания. Особенно интересны инструменты в сфере информационных интернет-технологий, как инновационные методы в выстраивании PR".
Александр ОАКЛИ,
[email protected]
Горячие темы