Корпоративная почта – это те данные, которые часто содержат в себе достаточно много такой информации, которую не слишком хотелось бы показывать посторонним людям. Когда с почтой работают только из корпоративной сети, особых проблем не возникает. В то же время, часто с корпоративной почтой работают с мобильных устройств, и в связи с этим возникает немало сложностей.
Думаю, что рассказывать о важности сохранения конфиденциальности деловой переписки вряд ли стоит: каждый, кто её ведет, понимает, что обнародование некоторых писем может привести к не самым приятным последствиям. В корпоративной сети организации с обеспечением безопасности почтовой переписки проблем, как правило, не возникает. Системные администраторы следят за тем, чтобы на серверах и на компьютерах сотрудников не было троянов, способных похитить почту, а использование только корпоративного почтового сервера позволяет проконтролировать практически весь путь почтовой корреспонденции от отправителя до адресата.
Когда почта принимается и отправляется со смартфона, всё заметно усложняется. Дело в том, что защитить мобильный телефон теми же средствами, которые защищают корпоративную сеть в целом, довольно затруднительно. Остается и проблема, присущая всем портативным устройствам – она связана с сохранностью данных при их краже или потери. Нет принципиальной разницы, получит злоумышленник доступ к аккаунту корпоративной почты в результате перехвата логина и пароля или просто посмотрев её на найденном возле офиса телефоне.
Разные компании решают проблему по-разному. Наиболее распространенным и наиболее дешевым вариантом является использование корпоративной почты только на работе и полный отказ от работы с ней через мобильные устройства. К сожалению, такой вариант можно признать приемлемым только для весьма ограниченного количества компаний, которые могут позволить себе отказаться от оперативного реагирования на рабочую почту своими сотрудниками, в особенности относящихся к руководящему звену. К сожалению, такая возможность есть далеко не у всех, поскольку современная бизнес-среда, особенно для компаний, которые работают с клиентами и партнерами в разных часовых поясах, требует постоянного присутствия многих руководителей онлайн.
Поэтому всё-таки большая часть компаний старается так или иначе обеспечивать приемлемую оперативность отклика на приходящие на корпоративный почтовый ящик сообщения. И для этого существует несколько решений, степень защищенности которых соответствует их стоимости.
Самое дешевое – это использование корпоративной подписки на сервисы интернет-провайдера, обслуживающего компанию, или использование аналогичных решений от ведущих игроков на рынке бесплатных решений для почты (например, Google). В этом случае конечный пользователь почты просто настраивает почтовую программу на своём смартфоне таким образом, чтобы она могла работать с данным почтовым сервисом, а затем полностью полагается на возможности провайдера почтового сервиса по защите своего трафика. В ряде случаев компании предпочитают не связываться со сторонними почтовыми сервисами, а использовать для этого собственный почтовый сервер. Во втором случае затраты на поддержку работы с корпоративной почтой для средних и небольших организаций могут быть даже больше, чем при использовании сторонних сервисов, но при этом можно польностью контролировать всю работу пользователей с почтой.
К сожалению, этот подход не решает проблемы, связанной с кражей и утерей портативных устройств. Кроме того, не все почтовые программы, предлагаемые на современных смартфонов, поддерживают работу по защищенному каналу передачи данных. Поэтому другим вариантом является использование Web-почты или специально разработанных для организации программ для той операционной системы, которая является стандартом для корпоративных смартфонов. И тот, и другой метод достаточно эффективны только в том случае, если пользователь не ленится каждый раз самостоятельно набирать логин и пароль, а не сохраняет их в телефоне. Зато браузер, созданный известным разработчиком, или сделанная специально по заказу компании программа позволяют быть уверенными в отсутствии «бэкдоров» и уязвимостей, которые могут быть в почтовых приложениях малоизвестных разработчиков, предлагаемых в онлайновых магазинах приложений для мобильных платформ.
Вполне понятно, что создание заказной программы, соответствующей нуждам компании, будет стоить гораздо больше, чем покупка готовой на Google Play или App Store. Поэтому более часто используются Web-решения на базе корпоративных порталов, которые позволяют организовать единообразную работу с корпоративной почтой и из офиса, и с мобильных устройств, и даже из дома. Портальные решения позволяют интегрировать почту с другими сервисами, например, с CRM и с системой управления задачами, которые также могут быть необходимыми при работе с почтой со смартфона.
Впрочем, использование подобных сервисов требует от компании уделять достаточное количество внимания смартфонам сотрудников, поскольку обычно специальные приложения и корпоративные Web-порталы требуют первоначальной настройки телефона или его браузера. Также существует проблема вредоносного программного обеспечения для мобильных платформ, которое пока что, конечно, не так рапространено, как в случае с Windows на настольных ПК и ноутбуках, однако эксперты полагают, что оно может представлять собой довольно заметную угрозу.
Как показывает практика, наиболее распространенными мобильными платформами на территории России и стран СНГ являются Apple iOS и Google Android. В то же время, стандартом корпоративных мобильных смартфон на западе является куда менее распространенная на постсоветском пространстве BlackBerry. Причины сравнительно малой распространенности этой платформы у нас заключаются как раз в её защищенности: в большинстве стран (Россия, Беларусь и др.) обращение к серверам BlackBerry в других странах запрещено законодательством, а использование собственных серверов из-за низкой популярности платформы нерентабельно для мобильных операторов. Именно поэтому использование фирменных сервисов Blackberry, сделавших эту платформу популярной во всём мире, затруднена, и стоимость её в той же России становится слишком высокой. Поэтому позоволить себе самую защищенную в мире мобильную платформу для работы с корпоративной почтой могут себе только очень богатые компании, которые действительно нуждаются в очень высокой степени защищенности своих данных.
Высокая стоимость использования Blackberry как корпоративной мобильной платформы обуславливается не только использованием дорогого трафика для «общения» с зарубежными серверами, но и приобретением для каждого из работников аппарата с соответствующей платформой, которые стоят отнюдь не дешево. Поэтому ряд компаний предпочитает идти на компромиссы, приобретая Blackberry только для руководящих сотрудников, а для остальных ограничивая доступ к почте с устройств, работающих за пределами корпоративной сети.
Нужно сказать, что даже использование специально разработанных портальных решений или родных приложений для мобильных платформ, равно как и переход на Blackberry, вовсе не гарантируют безопасности корпоративной почты при работе с нею через мобильные устройства. Зачастую проблемой является непонимание сотрудниками компании элементарных основ информационной безопасности, которое присутствует на всех уровнях, начиная с рядовых сотрудников, и заканчивая высшим руководством. Поэтому при любом выборе решения необходимо не забывать об инструктаже и тренингах в области информационной безопасности для сотрудников всех рангов. Это позволит избежать не только проблем при работе с корпоративной почтой с мобильных устройств, но и множества неприятных инцидентов, связанных с утечкой или утерей данных в офисе.
Очевидно, что идеальным вариантом в свете обеспечения мобильной безопасности при работе с почтой является использование Blackberry, однако этот вариант доступен не для всех и не во всех странах. Поэтому наиболее доступным и сбалансированным решение может стать использование Web-почты на корпоративном портале, тщательно контролируемое и сопровождаемое корпоративными системными администраторами. Наихудшим решением можно признать запрет на работу с корпоративной почтой за пределами офиса, однако в том случае, когда средств мало, а защищенность данных важнее оперативности общения, и этот подход может обеспечить выполнение необходимых требований.
Роман Идов,
ведущий аналитик компании SearchInform
Комментарии
BlackBerry это конечно великолепно но проблема в том, что фирма в настоящее время проходит не через лучшие времена И что будет далее - неизвестно.
Ваши рекомендации были актуальны года 3-4 назад, а не сегодня, увы