Сегодня в нашей стране модно говорить о венчурных инвестициях и о продуктовой модели заработка на ИТ-продуктах и услугах. Почему можно - вполне понятно: маржа продуктовой компании может быть заметно выше маржи компании аутсорсинговой. Но и трудностей у такой компании заметно больше.
Конечно, раньше или позже любой бизнес, у которого хватает на хлеб с маслом, задумывается о черной икре. Или хотя бы о красной - черную уже, вроде бы, запретили добывать. Белоруссий аутсорсинговый ИТ-бизнес - не исключение из общего правила. ИТ-компании сегодня практически достигли потолка зарплат для своих сотрудников, и ни на одном рынке труда не стоит так остро проблема нехватки квалифицированных кадров. У продуктового бизнеса такой проблемы нет: успешная продуктовая компания может платить сотрудникам так много, как захочет. И кадры, соответственно, тоже к себе легко переманит. Вся проблема в этом маленьком слове: успешная.
Успех продуктового бизнеса - это успех продукта. А вот это трудно. Сколько в мире существует моделей смартфонов? А почему тогда каждый второй хочет иметь iPhone? Аналогично с любым продуктом. Почему из всего множества белорусских игродельческих компаний на слуху только "ГеймСтрим" с их "Миром танков"? Наверное, всё не так уж и просто в этой продуктовой модели, иначе все аутсорсеры давно бы побросали свои сравнительно малодоходные бизнесы, и с радостным гиканьем устремились на рынок собственных продуктов, не так ли?
Да, всё непросто. Есть такая сложность, которая называется маркетингом. То есть, нужно, во-первых, создать что-то, что вызовет восторг у пользователя, а во-вторых, донести это до него. Вот тогда продуктовая компания будет действительно успешной. Так что, в общем-то, дело за малым.
Только вот узнать, что нужно пользователю, практически невозможно. Потому что он сам не знает. Как в том анекдоте: пока ученые узнавали, чего хочет женщина, она уже передумала. Единственный годный метод - эксперимент. Любой ученый скажет, что эксперимент - это дорого. Кто не верит - погуглите, в какую сумму обошелся Европе их Большой адронный коллайдер. В бизнесе то же самое: прежде чем понять, что продукт никому не нужен, в него нужно вложить немало сил и средств. Именно эти средства, которые могут никогда не вернуться, и призваны давать венчурные фонды.
Скажите, много ли в Беларуси таких средств? Думаю, не очень. И что мало кто готов сегодня вкладывать что-то "под честное слово", особенно государство. Даже если это "что-то" завтра может принести миллиарды долларов. Ведь может и не принести, и даже, скорее всего, не принесет.
Поэтому мне кажется, что Беларусь не созрела для венчурных инвестиций. Слишком много проблем в экономике, слишком мало свободных денег. Поэтому разговоры останутся разговорами, а белорусские светлые головы будут делать свои проекты там, где денег больше. То есть, не в Беларуси.
Вадим СТАНКЕВИЧ,
главный редактор "КВ"
Горячие темы