Адаптивный сайт VS мобильное приложение: что выбрать бизнесу?

На вопросы КВ ответил Иван Панасюк, коммерческий директор компании «Новый сайт», разрабатывающей для бизнеса как сайты, так и мобильные решения. 

- Мобильные приложения сейчас один из трендов в современном мире. Повсюду истории взлета приложений, бизнес-кейсы и рост количества вакансий для разработчиков под мобильные платформы. А какой бизнес в Беларуси сейчас может быть заинтересован в собственном мобильном приложении? Может быть, оно необходимо не всем? Кому приложение может быть полезнее, чем сайт?

- Сегодня многие бизнес-менеджеры закономерно обращают внимание на рост мобильного трафика и видят в мобильных приложениях панацею от всех проблем. Но давайте оценивать целесообразность инвестиций в мобильные приложения именно с точки зрения того эффекта, который они позволяют достигнуть: увеличение доходов, снижение издержек, повышение лояльности клиентов. Актуальная мировая статистика говорит о том, что более 60% мобильных приложений сегодня не окупаются. Более того, рассматривая рынок стран СНГ, можно сделать предположение, что здесь данная цифра будет еще выше. Глядя на многочисленные истории успеха, многие забывают, что приложение - это всего лишь инструмент, за которым стоят сложнейшие отлаженные бизнес-процессы, обеспечить которые большинство отечественных компаний просто не в состоянии. В итоге смело можно сказать, что даже с интенсивным развитием мобильных технологий собственные приложения требуются далеко не всем видам бизнеса. Скорее даже так: можно по пальцам пересчитать отрасли, где приложение может оказаться эффективнее, чем мобильная версия сайта: например, такси, доставка еды или банки.

Вместе с этим, за исключением узкого сегмента b2b e-commerce проектов, которые предназначены для работы с десктопа, сами сайты компаний должны быть максимально адаптированы под мобильную аудиторию. Особенно учитывая новые правила ранжирования сайтов при использовании мобильного поиска Google, вступившие в силу весной этого года. Ведь сегодня ни для кого ни секрет, что доля посетителей сайта с мобильных устройств в РБ в зависимости от специфики бизнеса составляет от 20% до 40%.

Таким образом, сейчас бизнесу актуальнее инвестировать в адаптивную версию сайта, чем в мобильное приложение. Кстати, мобильные версии сайтов (так называемые PDA-версии, когда создается мини-дубликат сайта) — уже уходят в прошлое и становятся историей. Поэтому я предлагаю сравнивать именно адаптивный дизайн сайта с мобильными приложениями.

- В чем принципиальные отличия приложения от адаптивного версии сайта с точки зрения бизнеса?

- Можно выделить следующие ключевые особенности каждого из вариантов:

  • приложение может отправлять пользователю push-уведомления, имеющие при правильной настройке хорошую конверсию. Это не только инструмент продаж и допродаж, но и сообщения об акциях и важных новостях компании по мере их поступления, то есть приложение может быть эффективным в фоновом режиме. Сайт требует целенаправленной активности самого клиента: открыть браузер, ввести адрес сайта и зайти на него или перейти по ссылке из почты/смс.
  • приложение ориентировано в первую очередь на лояльную аудиторию, которая согласится не только установить, но и регулярно запускать приложение. Сайт посещает большая и разномастная аудитория: лояльные клиенты, потенциальные клиенты, те, кто сравнивает компанию с другими, партнеры и так далее. Т.е. при грамотном подходе мы можем рассматривать эти инструменты, как разные маркетинговые каналы для работы с различными сегментами клиентской базы;
  • особенности использования смартфонов и программ для них предполагают, что приложение должно быть актуально для пользователей достаточно часто: если его запускают раз в полгода, то скоро просто удалят, даже если вы уговорили клиента установить и хоть раз запустить свое приложение. Сайт доступен постоянно и не отнимает память на устройстве клиента.
  • большинство приложений позволяет реализовать хотя бы часть функционала в оффлайн режиме, в то время как сайт требует постоянного подключения к интернет.
  • несмотря на интенсивную динамику роста рынка мобильных приложений, основным трендом развития мобильного интерфейса как у Apple, так и Google с Microsoft остается дальнейшее улучшение мобильного поиска, который в конечном счете приводит пользователя на сайт, а не в приложение.
  • стоимость разработки качественного приложения сегодня сопоставима с разработкой сайта. Но, в отличие от сайта, для охвата максимальной аудитории с помощью мобильного приложения, необходима разработка как минимум для трех популярных операционных систем, а иногда - и отдельно для различных типов устройств. Сравнивая данные о количестве пользователей обычного и мобильного интернета, статистику о структуре пользователей Android, iOS и WinPhone и средние цены на разработку сайтов и мобильных приложений в РБ, можно сложить простую пропорцию и сделать вывод, что стоимость маркетингового канала коммуникаций через мобильные устройства на порядок выше. Другими словами, вы можете охватить в 10 раз больше людей за 1 рубль инвестиций с помощью сайта по сравнению с мобильными приложениями.
  • доля пользователей мобильным интернетом пока остается небольшой. Несмотря на динамичное развитие мобильного интернета в РБ, сегодня только порядка 20% белорусов используют смартфон или планшет для входа в интернет. Это означает, что бизнес теряет 80% потенциальных клиентов делая ставку на мобильное приложение. Ведь сайт помимо мобильной будет обязательно иметь полную версию.

- Правда, ли что разработать приложение выгоднее, чем внедрить адаптивную версию для сайта?

- Используя готовые шаблоны, можно сделать как сайт, так и приложение за несколько сотен долларов и попытаться адаптировать их под собственный бизнес. Если речь идет о профессиональном, эффективном продукте для бизнеса - то порядок цифр, разумеется, другой, но стоимость разработки приложения и в этом случае будет сопоставима с разработкой сайта или внедрения адаптивной верстки. Объясняется это очень просто: с точки зрения разработки это практически аналогичные продукты. Для функционирования обоих инструментов необходимы: база данных для хранения контента, система для управления им, дизайн интерфейса публичной части, его программирование и тестирование. Очень часто при разработке приложения удается сэкономить на базе данных и системе администрирования, так как можно использовать готовую архитектуру имеющегося сайта, но хочу еще раз напомнить, что приложением только для одной мобильной операционной системы не удастся охватить всю клиентскую базу. В итоге, разработка нескольких приложений в большинстве случаев обойдется даже дороже сайта.  Но самое главное, о чем не стоит забыть: на этом инвестиции не заканчиваются и запуск приложения - это только первый шаг. Чтобы приложение устанавливали, необходимо его продвигать. В мобильных технологиях свои особенности продвижения, но принципы очень схожие с продвижением сайтов, и в годовом сопоставлении инвестиции в трафик зачастую превышают стоимость разработки. И здесь мы возвращаемся к самому первому вопросу: а будет ли приложение эффективным и окупаемым для отдельно взятого бизнеса?

- Какие технологии разработки востребованы сегодня?

- Один из распространенных, достаточно универсальных и бюджетных вариантов — использование HTML5 фреймворков, например Cordova. У данной технологии есть свои плюсы и минусы. Основным преимуществом можно назвать кроссплатформенность и единый код для всех платформ (одно приложение для Android, iOS, WinPhone) , т.е. разработка и сопровождение такого приложения будет стоить значительно дешевле. Однако в этом случае приложения нельзя назвать в полной мере нативными для каждой из платформ, так как отсутствует возможность полной интеграции с аппаратной и программной частью мобильного телефона или планшета. По сути это веб-страница, которая открывается с помощью браузера. Следовательно, не стоит ждать такой же скорости работы интерфейса, как у нативного приложения. Кроме того, универсальность может вызывать закономерные интерфейсные проблемы, так как у приложения на всех платформах будет одинаковый пользовательский интерфейс/дизайн (например, пользователи айфонов привыкли к одному поведению приложений, а владельцы телефонов на системе Андроид - к другому. Это несоответствие сможет вызывать неприятное впечатление от приложения). Хочу добавить, что разработка на HTML5 имеет самый низкий порог для входа с точки зрения программирования. Поэтому на маркетах такое количество HTML5 приложений плохого качества (баги, низкая производительность).

Другим, набирающим популярность, кроссплатформенным вариантом разработки является использование технологии .NET Xamarin или AS3 Adobe AIR. С помощью платформы вы создаете единое ядро приложения, а затем сверху интегрируете пользовательский интерфейс для разных мобильных платформ. Это дешевле и быстрее в случае, если необходима разработка приложения для нескольких платформ. Но такой метод вряд ли будет иметь преимущества, если необходимо приложение только для одной мобильной ОС. В отличие от HTML5-разработки производительность приложений на том же .NET Xamarin (который больше подходит для создания бизнес-приложений) не уступает уровню нативных.

Самая распространенная и самая дорогостоящая технология - разработка для каждой платформы своего нативного приложение с нуля, используя SDK каждой из платформ. Плюсы данного варианта очевидны: это максимальные возможности по интеграции с самим устройством и другими программами, установленными нем, и лучшая производительность. По сути единственные, но достаточно весомые недостатки - это стоимость на разработку и доработку для каждой из платформ и сложность в сопровождении и развитии (как это часто бывает, каждое приложение сопровождается своей командой разработчиков, которые специализируются на одной из платформ).

- А если бизнес все-таки разрабатывает свое приложение что это обычно?

- Сегодня белорусскими IT-компаниями разрабатывается и выпускается достаточно большое количество мобильных приложений. В основном это мобильные игры и контентные приложения. Мобильных социальных сетей и бизнес-приложений (приложений для решения внутренних задач бизнеса) значительно меньше, так как их разработка, как правило, носит индивидуальный характер и требует значительных инвестиций.

- Будет ли дешевле и эффективнее разработать сначала какую-то пилотную версию приложения, а потом учесть опыт и наработки и запустить полноценное приложение?

- Во-первых, хотелось бы вернуться к уже озвученной структуре затрат на реализацию проекта собственного мобильного приложения. Инвестиции в продвижения зачастую превышают стоимость разработки, а инвестиции в продвижение сырого продукта с низким рейтингом и негативными отзывами на маркете будут еще выше. Глядя на ситуацию под таким углом, экономия на разработке выглядит весьма сомнительной

Во-вторых, вспоминается крылатая фраза про то, что первое впечатление нельзя произвести два раза. Если пользователи установят приложение, разочаруются в нем и удалят — уговорить их на повторную установку (даже с принципиально новым приложением) будет почти невозможно.

Кроме того, что нам даст опыт эксплуатации пилотной версии? Опыт эксплуатации пилотной версии, а не полноценного приложения, которое, возможно, будет разработано в будущем. В таком случае лучше сразу доверить разработку профессионалам, а не учиться на собственных ошибках. Тем более, что подопытными в данном случае станут ваши клиенты и покупатели, чью лояльность так тяжело заработать.

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Про пуш уведомления не совсем правда, http://updates.html5rocks.com/2015/03/push-notificatons-on-the-open-web! 

По поводу того теперь можно из chrome mobile 42> version добавлять на главный экран иконку как и приложение работает в инстансе хрома. пример сайта https://www.iguides.ru/

получаем пуш уведомления

офлайн режим тоже есть

и т. д.

Если открыть его с мобилы через хром потом через контекстное меню нажать добавить на главный экран получим результат! Не совсем корректная статья, очень много ошибочных пунктов ! 

>https://www.iguides.ru/

>офлайн режим тоже есть

>Если открыть его с мобилы через хром потом через контекстное меню нажать добавить на главный экран получим результат!

НЕ ПОЛУЧИМ - офлайн-режима нет! - Можете проверить - выключить (перевести в режим самолёта) инет на смартфоне и попытаться открыть НА ГЛАВНОМ ЭКРАНЕ иконку с сайтом https://www.iguides.ru/

И будем вам ОБЛОМ!

>По поводу того теперь можно из chrome mobile 42> version добавлять на главный экран иконку как и приложение работает в инстансе хрома. пример сайта https://www.iguides.ru/

>получаем пуш уведомления

НЕ ПОЛУЧАЕМ! Куда веб-приложение вам будет пушить? Куда и когда?

Всё работает ссылка была приведена выше! вот видео подтверждение! https://www.youtube.com/watch?v=cYpiFpbcnTk

https://goroost.com/try-chrome-push-notifications

в том сайте нет оф-лайн режима, во многих есть! пример того gmail.com! Есть офлайн режим! моё мнение статья устарела как минимум на года 2 ! 

>в том сайте нет оф-лайн режима,

Ага, то есть НЕ РАБОТАЕТ!!!!

А выше писали работает.

Надо бы ОПРЕДЕЛИТЬСЯ ТО. Имхо.

>о многих есть! пример того gmail.com! Есть офлайн режим!

НЕТ там офлайн режима!

Можете проверить - выключить (перевести в режим самолёта) инет на смартфоне и попытаться открыть НА ГЛАВНОМ ЭКРАНЕ иконку с сайтом gmail.com

И будем вам ОБЛОМ!