Почему в Беларуси обязаны появиться новые Viber'ы и Wargaming'и?

В Беларуси прошла Всемирная неделя предпринимательства, в рамках которой с 21 по 23 ноября в бизнес-клубе Imaguru состоялась уже третья по счету стартап-конференция. Так получилось, что она совпала с целым рядом других событий, которые все вместе ярко продемонстрировали: и белорусское стартап-сообщество, и белорусская IT-отрасль в целом готовится перейти на следующий уровень своего развития.

Стартап-конференция в Imaguru открылась мастер-классом команды Call-tracking.by – она на собственном примере рассказала о распространенных ошибках стартапов, на которые стоит обращать внимание и делать полезные выводы из этого опыта. Также в ходе конференции молодые предприниматели получили возможность задать свои вопросы инвесторам. Среди таковых были Игорь Маханек (angel investor, Google), Алексей Мельничек (Maxfield Capital), Павел Богданов (Almaz Capital), Макс Гурвиц (Teres Capital) и Даниель Крутцина (Civitta). Много вопросов оказалось также адресовано основателю белорусского проекта Maps.me Юрию Мельничеку и ментору проекта Юрию Гурскому. Напомню, что недавно было официально объявлено о приобретении компанией Mail.ru этого белорусского проекта и участники стартап-конференции активно интересовались, как шел процесс переговоров, и что будет с Maps.me в дальнейшем.

Закончилась конференция воскресными мастер-классами по социальному предпринимательству и креативному проведению питчей для стартаперов, а также награждением «ментора года» и финалом «битвы стартапов» BEL.BIZ Battle.

Обозреватель «Компьютерных Вестей» побеседовал на тему конференции с руководителем группы компаний (и одноименного портала) Bel.biz Татьяной Маринич.

- В программе Всемирной недели предпринимательства в Беларуси стартап-конференция занимает более двух дней. С чем связано такое внимание именно к стартапам?

- Мне кажется, что сегодня во всем мире – и Беларусь тут должна стремиться следовать мировым тенденциям – бурное развитие технологических стартапов – это общий тренд. И для белорусской экономики это очень важно. Мы видим сегодня последние истории успеха – покупка Apalon и покупка Maps.me, они для всех, для общества очевидным образом доказывают, что это экономически выгодно для страны. Мы – все те эксперты, которые работают внутри этой отрасли, понимали это и раньше. Наша группа компаний Bel.biz начала заниматься технологическими стартапами более двух лет назад, и за этот период мы смогли стать признанными игроками на мировом рынке. К нам приезжают международные эксперты, нас знают, мы помогаем молодым белорусским стартапам расти, образовывать команды. Мы их обучаем, приводим сюда международных менторов. И благодаря нашим усилиям уже появилось несколько молодых интересных команд – в том числе белорусско-литовский стартап TrackDuck, MetricsCat.

Возможно вы в курсе, недавно в Беларусь приезжал японский бизнесмен, который купил компанию Viber. И создатели этих двух стартапов, о которых я упомянула, встречались с ним. То есть я уверена, что потенциал для развития очень большой – и у страны, и у белорусских стартапов. Другое дело, что таких конференций, обучающих программ, не хватает, то есть экосистема не развивается. Точнее, развивается не так быстро, как нам хотелось бы. Мы, как обычно, оказались немного позади мировых трендов.

Даже если взять наших соседей, страны Балтии, Финляндию, то там работают по несколько стартап-акселераторов, там вообще очень хорошо развит венчурный рынок. И, безусловно, это примеры, на которые следует равняться.

Наша ежегодная стартап-конференция уже становится самым большим подобным мероприятием в Беларуси. И мне кажется, что это прежде всего возможность молодым стартапам услышать международных спикеров. Ведь конференция проводится полностью на английском языке. Потому что мы считаем, что стартапы, которые ориентированы на глобальный рынок, обязаны говорить на английском языке, учиться на английском языке, общаться с инвесторами на английском языке. Ведь все мастер-классы, которые проходят в рамках нашей конференции, – они практически все от международных экспертов и венчурных фондов. И даже российские венчурные инвесторы разговаривают по-английски. Потому что все мы действуем в едином глобальном рынке, где язык один, и он должен быть понятен для всех.

Мне кажется, что все это – новый тренд, который принесет в Беларусь очень много новых и интересных историй успеха. У нас есть очень хорошая техническая подготовка, ряд ВУЗов готовит прекрасных инженеров-программистов. Другое дело, что, к сожалению, ВУЗовские программы не дают им возможности становиться предпринимателями, открывать свои компании. Это прекрасно, что у нас развит аутсорсинговый рынок, но наша задача – помочь молодому поколению создать свой бизнес и сделать так, чтобы они считали себя предпринимателями, для которых мир открыт и границы не существуют. Это самое важное.

Для такой страны с небольшим внутренним рынком, как Беларусь, конечно, очень сложно ориентироваться только на внутреннее потребление. Поэтому представители молодого поколения уже рассматривают свою клиентскую базу не только в Беларуси. Они видят ее на любых рынках – европейских, американских…

На конференции мы говорим о моделях выхода на эти рынки, о том, как разные стартапы выходят, какие выбирают инструменты. И когда у кого-то проект не получается – это тоже нормально. Ведь в мире три из четырех стартапов закрываются в первый год жизни. И к этому нужно относиться с абсолютным пониманием. В Беларуси так называемый «фэйл» – неуспех, неудача, закрытие бизнеса, – это очень негативный момент, который может человека остановить. Общественное мнение, мнение друзей, может так на человека негативно повлиять, что он уже не сделает вторую попытку, не начнет второй бизнес. В Америке «фэйл» – это успех в том плане, что человек чему-то научился, и значит свой следующий бизнес он будет делать более успешным.

- С кем вместе Вы реализуете эту стартап-конференцию как проект?

- Это наш собственный проект, группы компаний Bel.biz. То есть мы сами приглашаем зарубежных гостей, сами все организуем. Соорганизаторы Всемирной недели предпринимательства в Беларуси в целом – это агентство новостей и Конфедерация предпринимателей РБ. Но стартап-конференцию мы проводим уже третий год, и проводим самостоятельно. В ее рамках также пройдет церемония награждения «ментор года» и финал «битвы стартапов» BEL.BIZ Battle – лучшие белорусские стартапы поборются за главный приз – поездку в США в Кремниевую долину.

Упомянутая Татьяной Маринич встреча белорусских стартаперов с японским инвестором Хироши Микитани (основателем и CEO японского интернет-гиганта Rakuten) состоялась в белорусском офисе компании Viber, которая теперь на 100% принадлежит Rakuten. Минская встреча длилась час, и руководитель Rakuten за это время смог пообщаться с представителями шести молодых белорусских IТ-компаний.

Это были представители стартапов Link-Assistant.Сom (провайдер ПО для поисковой оптимизации), MetricsCat (аналитика рынков мобильных приложений: GooglePlay, AppStore), Quote Roller (разработка софта, который помогает компаниям создавать, высылать и отслеживать коммерческие предложения), Split Metrics (A/B тестирование иконок, цен, описаний для Google Play и AppStore, увеличение конверсии установок мобильных приложений), TrackDuck (белорусско-литовский сервис, который позволяет разработчикам, дизайнерам и заказчикам отмечать и комментировать ошибки на веб-сайтах при их создании), Ultralab (рекламные технологии, новые медиа, мобильные приложения).

Справка КВ

По данным журнала Forbes, личное состояние Микитани составляет $7,7 млрд. Руководимый им холдинг Rakuten – это крупнейший японский онлайн-ритейлер, который не только продает онлайн различные товары, но также оказывает финансовые услуги (в холдинг входят Rakuten Card и Rakuten Bank).

Выручка холдинга за 2013 год составила $5,3 млрд, чистая прибыль – $400 млн, рыночная капитализация Rakuten сегодня составляет $18 млрд. За последние несколько лет холдинг Rakuten потратил порядка $2 млрд на поглощения других IТ-компаний, в числе которых – мессенджер Viber, купленный за $900 млн.

Как сообщил информагентству Белта начальник отдела внешних связей инвестиционной компании «Юнитер» Евгений Радионик, в 2014 году объем производства IT-услуг в Беларуси превысит $1 млрд. И далее IT-индустрия Беларуси сохранит потенциал роста. «На 2014 год мы предполагаем, что объем производства услуг превысит $1 млрд, прирост будет 24%», – отметил эксперт.А к 2018 году суммарный объем производства IT-услуг в Беларуси приблизится к $2 млрд.

«Ключевыми тенденциями станут переход части компаний на модель B2C (Business to consumer), снижение рентабельности компаний, работающих на рынке B2B (Business to business)», – уверен Евгений Радионик. По его мнению, уже в скором времени аутсорсинговая модель исчерпает свой потенциал роста. Соответственно, замедлится рост компаний, работающих по аутсорсинговой модели. Это происходит прямо сейчас: если 10 лет назад рентабельность таких компаний составляла около 100%, то сегодня она снизилась до 15-25%.

По его мнению, чтобы белорусская IT-отрасль продолжала успешное развитие, нужно принять ряд целенаправленных мер:

- создавать венчурные фонды,

- наращивать число проектов государственно-частного партнерства в электронной медицине, электронной логистике и так далее,

- привлекать игроков отрасли к выработке стратегии ее развития и нормативно-правовой базы.

Отдельная тема – сотрудничество IT-компаний с банками. «Это, в первую очередь, софинансирование проектов ГЧП в IT-секторе, кредитование IT-компаний при реализации проектов В2С формата, – говорит Радионик. – Это чрезвычайно важно, потому что уже сегодня достаточно большое количество компаний создают решения В2С, но не готовы вводить их на рынок, потому что нужен партнер, который разделит с ними финансовые риски».

И последнее. Беларусь улучшила показатели и заняла 38-е место (в 2013 году – 41-е место) по индексу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) среди 166 стран мира, участвующих в рейтинге, проводимом Международным союзом электросвязи (МСЭ).

1. Дания - 8,86

2. Республика Корея - 8,85

3. Швеция - 8,67

17. Германия - 7,90

18. Франция - 7,87

36. Италия – 6,94

38. Беларусь - 6,89

40. Литва - 6,74

42. Россия - 6,70

44. Польша - 6,60

53. Казахстан - 6,08

73. Украина - 5,15

86. Китай - 4,64

Индекс разработан в 2007 году на основе 11 показателей, которые касаются доступа к ИКТ, использования ИКТ, а также практического знания этих технологий населением.

Виктор Демидов

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!