Чем будет заниматься белорусская ИТ-отрасль через несколько лет? Какие специальности будут востребованы, какие задачи будут стоять перед теми, кто в ней трудится? «Компьютерные вести» решили, что лучше всех это могут знать те, кто сегодня руководит ведущими в отрасли компаниями. Первый наш собеседник ‑ Сергей Вадимович Левтеев, председатель наблюдательного совета IBA Group, генеральный директор IBA Minsk (СП ЗАО «Международный деловой альянс»)
- Какие, на ваш взгляд, существуют наиболее перспективные ниши для Беларуси как для игрока на международном рынке?
- Рассматривая возможности нашей страны в мировом масштабе развития информационных технологий хочу отметить высокий профессиональный уровень белорусских ИТ-специалистов. Наши программисты заметно выделяются среди своих коллег в различных странах впечатляющим уровнем технической экспертизы. Белорусских специалистов вдобавок отличает высокая восприимчивость к техническим трендам и новинкам, которые появляются в мире (кстати, в отличие от белорусского общества в целом). В связи с этим достаточно уверенно могу предположить, что настолько, насколько быстро IT-индустрия нашей страны сможет впитывать, перерабатывать и использовать в работе инновации, настолько и определяющими станут именно эти перспективные направления для развития Беларуси как игрока на международном IT-рынке. Если назвать конкретно, то это все то, что находится в эпицентре внимания международных IT-конференций – аналитика, мобильные приложения, социальные сервисы, облачные вычисления, обработка и анализ Больших Данных. Иными словами, все то, что в настоящее время является мировыми трендами развития информационных технологий. И я уверен, что в этом тренде должны быть и мы.
- С какими проблемами столкнется отрасль в обозримой перспективе?
- IT-отрасль Беларуси – это сообщество преимущественно частных IT-компаний, основной вид деятельности которых – оказание услуг. Проблема же любых сервисных организаций – это увеличение себестоимости, которое обусловлено ростом зарплаты специалистов (как главной составляющей себестоимости), а также повышением стоимости инфраструктуры, которой мы пользуемся при выполнении проектов.
Еще некоторое время назад основным конкурентным преимуществом белорусских IT-компаний была цена, но на сегодняшний момент мы постепенно теряем возможность конкурировать по этому признаку. И я считаю: если в ближайшее время мы не изыщем новые возможности для успешной конкуренции, то проблемы отрасли невозможно будет чем-то компенсировать и в итоге они станут неразрешимыми. Для решения этих проблем, в первую очередь, необходимо организовывать бизнес-процессы на качественно новом уровне, а второе – повысить качество и уровень выполняемых работ.
- Будет ли по-прежнему преобладать экспорт IT-услуг?
- Безусловно. На сегодняшний день мы наблюдаем устойчивую тенденцию сокращения внутреннего IT-рынка. Соответственно, четко определяется второй варианта развития – либо мы будем работать на экспорт, если, конечно, удастся выстроить надежную и приемлемую схему поставок IT-услуг из Беларуси, либо будем наблюдать миграцию IT-специалистов за рубеж.
- А будет ли при этом продолжаться рост экспорта IT-услуг?
- Рост, конечно, продолжаться будет, а темпы, безусловно, замедлятся. Это однозначно. Поскольку тот потенциал, которым мы обладаем, а также тот импульс, который белорусская IT-индустрия приобрела с организацией Парка высоких технологий, в значительной степени исчерпаны. Я вовсе не хочу сказать, что мы полностью использовали все наши возможности, но считаю, что той динамики, которую мы наблюдали в последние годы, уже не будет. Ключевой фактор в этом процессе – это количество специалистов, которые могут, умеют и будут работать на экспорт, и которое – увы! - не растет и попросту не может расти такими высокими темпами, чтобы можно было рассчитывать на взрывной характер экспорта.
- Если не хватает специалистов, то как будет развиваться информатизация всех отраслей страны, например, таких как образование, медицина, госструктуры?
- Образование, медицина, государственное управление – это бюджетные отрасли. И все будет зависеть от наличия средств для их информатизации. В настоящий момент абсолютно очевидна тенденция сокращения IT-бюджетов этих организаций. Соответственно, темпы информатизации будут снижаться согласно уменьшению бюджетов. А это означает, к сожалению, что мы в Беларуси в сравнении с нашими соседями – я уже не говорю о западных, но даже с восточными ‑ все больше и больше будем отставать во внедрении и использовании информационных технологий, причем повсеместно. И если тенденции сохранятся, то разрыв будет стремительно увеличиваться. Последствия такого развития, я думаю, понятны.
- При разработке программ для нужд страны будут ли учитываться тенденции мировой IT-отрасли (к примеру, голосовое управление или доступ к интернету с многих устройств для их дистанционного управления)?
- Тенденции мировой IT-отрасли, надо сказать, достаточно многообразны. И можно привести множество примеров различных IT-решений, которые в мире активно используются, но не реализованы в Беларуси. При разработке программ для белорусских пользователей мировые IT-тренды будут учитываться в случае достаточного финансирования. Ведь понятно, что следование мировым тенденциям требует немалых инвестиций. Однако я хотел бы особо подчеркнуть еще один, с моей точки зрения, не менее важный фактор – это готовность общества к восприятию новаций. Беларусь в этом плане, к сожалению, далеко не «впереди планеты всей». Иными словами, я считаю, что белорусское общество не слишком инновационно, «перепрыгивать» через какие-то сложившиеся технологические уклады мы попросту не готовы. Если предложенное решение будет чересчур новаторским, то даже при наличии финансирования, оно не будет принято обществом. Очевидно, что с нашей ментальностью нам неприемлемы «революционные скачки». При сегодняшнем уровне развития информатизации страны нам важно для начала создать устойчивую тенденцию, цель которой ‑ сократить разрыв с более развитыми в плане использования информационных технологий странами.
- Возможно ли появление продуктов мирового уровня под брендом белорусских разработчиков?
- При рассмотрении этого вопроса я бы разделил два понятия – белорусский бренд и белорусские разработчики. Появление на мировых рынках продукта под белорусским брендом, я полагаю, – не самый удачный маркетинговый ход. Вообще говоря, в значительной степени мы сами себя «убедили», что понятия «сделано в Беларуси» и «сделано в Германии» или «сделано в США» близки, как своего рода символ качества. Однако нам еще надо немало потрудиться, чтобы продукты под белорусским брендом воспринимались как продукты мирового уровня качества. Сегодня чаще происходит по-другому – белорусские разработчики создают продукты, которые выходят на рынок под брендом других стран. И я не вижу в этом ничего негативного – это нисколько не умаляет профессионализма наших программистов. Я считаю, что выводить на рынок продукты нужно так, как это максимально полезно для восприятия их потребителями. И сегодня программные продукты на мировом рынке гораздо проще продвинуть не под белорусским брендом. Кроме того, продажа продуктов непосредственно из Беларуси будет сильно осложнена в силу специфики белорусского экспортного регулирования. Международный рынок работает по своим законам и под наши требования перестраиваться не будет
- Сохранится ли тенденция к отъезду высококвалифицированных IT-специалистов в другие страны?
- Отвечая на предыдущие вопросы, я уже отметил, что в настоящее время наблюдается ярко выраженная тенденция на сокращение внутреннего заказа, соответственно, внутренняя потребность в IT-специалистах тоже уменьшается. Если белорусские IT-компании не смогут задействовать своих специалистов в экспортных проектах и создать им условия, которые будут аналогичны тем, что предлагают за рубежом, и по работе, и по оплате, то мы будем наблюдать отток программистов за рубеж.
Надо сказать, что этот процесс во многом зависит от государства. В последние годы, к примеру, этот процесс был приостановлен благодаря созданию и результативной экспортно-ориентированной работе ПВТ и предоставленным компаниям-резидентам Парка налоговым льготам. Если в будущем эти условия не будут сохранены, то, безусловно, тенденция к отъезду будет прогрессировать.
- На ваш взгляд, идет ли переход количества в качество в белорусской ИТ-отрасли?
- Все компании, независимо от отраслевой принадлежности, стремятся к тому, чтобы количественные показатели в итоге переросли в качественные, чтобы этот закон диалектики в их бизнесе заработал.
Однако каждая компания выбирает свой путь развития. Для кого-то на конкретном, определенном этапе важен количественный рост на уже отстроенных бизнес-процессах и на активно используемых технологиях. Для других компаний важны качественные показатели и менее критичен рост объемов.
В той или иной мере, все, тем не менее, стремятся перевести количество в качество. Однако скорость перехода может быть разной, приоритеты у каждого свои, и акценты в бизнесе расставляются по-своему.
Для компаний IBA Group принципиальной является возможность тем же, условно говоря, количеством специалистов выполнять более масштабные, комплексные и значимые проекты и разрабатывать продукты более высокого уровня и востребованности. Для нас этот вектор является определяющим.
- Появятся ли отечественные сервисы с технологиями унифицированных коммуникаций и решений для совместной работы (видеоконференции, облачный офис и т.п.)?
- Да, такие сервисы, безусловно, появятся. Более того, они уже есть и используются. Это и «облачные» сервисы, и видеоконференцсвязь, и другие социально ориентированные продукты для бизнес-коммуникаций. Будет ли их больше? Это зависит от их востребованности.
Я считаю, что такие решения необходимо отработать, то есть проверить их функциональность, надежность, работоспособность, масштабируемость. И прежде всего это надо сделать на нашем рынке. Если они будут востребованы у нас, то это станет мощным импульсом к их дальнейшему развитию. Будут появляться и более сложные решения. И их количество будет расти, а качество улучшаться. В свою очередь, такие апробированные, отшлифованные и многократно протестированные решения станет гораздо проще и результативнее предлагать за пределами Беларуси. Если же у нас в стране востребованность таких сервисов будет низкой (а в настоящий момент, надо признать, это так и есть), то вряд ли найдутся желающие делать столь сомнительные инвестиции.
- Будут ли реальные офисы с живыми людьми замещаться виртуальными офисами с удаленными сотрудниками? Или же принцип «раз сидит в офисе, значит работает» будет еще долго доминировать в организации работы?
- Удаленная работа сотрудников в IT-сфере и сейчас достаточно распространена. Особенно при выполнении договоров по сопровождению, когда необходимо обеспечить режим работы 24х7. Обеспечивая такой режим, наши сотрудники работают, как правило, удаленно из тех мест, где находятся. Здесь чрезвычайно важно одно ‑ чтобы были обеспечены надежные средства коммуникаций.
Станет ли удаленная работа массовым явлением, зависит от нескольких факторов. Первый ‑ организация бизнес-процессов. Например, наличие распределенной команды, специалисты которой могут находиться не только в разных офисах, но и в разных странах, в разных часовых поясах, но при этом они совместно выполняют сложный многоуровневый масштабный проект по разработке. Понятно, что работать им порою приходится независимо от времени суток, праздников и выходных, а такой режим можно обеспечить только на удаленном доступе.
- Второй фактор – это стоимость инфраструктуры, которая используется. Сегодня инфраструктура вполне доступна, а ее стоимость не доминирует в стоимости услуг. Если же стоимость инфраструктуры резко поднимется в цене, то нам всем надо будет менять подходы и иначе выстраивать бизнес-процессы. Ведь удаленный офис – это существенный фактор экономии именно на инфраструктуре.
В IBA Group есть примеры выполнения работ и по договорам сопровождения в непрерывном режиме с возможностью удаленного доступа, существуют и распределенные команды специалистов, которые в удаленном режиме реализуют проекты по договорам разработки. В настоящий момент у нас все-таки превалирует работа в офисе. Однако повсеместно прослеживается тенденция к организации виртуальных офисов, динамика этого процесса, как я уже сказал, будет зависеть от выше названных факторов.
Беседовала Лилия Савко
Комментарии
Цитаты:
Даже комментировать не хочется.