Тарас Куба известен не только как спикер Hacks/Hackers Minks 2014, но и как основатель стартапа Mag.io, который призван помочь печатным изданиям в работе над своими выпусками. "КВ" решили побеседовать с Тарасом, чтобы узнать подробности о его проекте.
- Кто, кроме тебя, в твоей команде? Как вы собрались-познакомились?
- Mag.io мы начинали вдвоем с партнером-разработчиком. До этого вместе несколько лет работали над клиентскими проектами. Сначала прошли отбор в финский акселератор Startup Sauna от Беларуси, потом заняли первое место в конкурсе SaaS-проектов на CloudConf'13, поехали в Хельсинки и закрутилось. Как это бывает, мы с партнером разошлись (сейчас он в другом очень известном белорусском проекте; Саша, привет пандам!), но я решил проект продолжать. Мой бывший клиент помог собрать сильную техническую команду, а сам стал партнером и эдвайзером. У нас совершенно распределенная команда в трех странах и двух полушариях.
- Ты говорил, что идея у тебя родилась после работы в печатном издании. Неужели до сих пор для них нет адекватных решений?
- Несколько лет назад я поставил эксперимент и решил, параллельно с веб-дизайном, попробовать себя в дизайне периодических изданий. Какое-то время был арт-директором в журнале Yolife. Потом мы запустили городской журнал "Таймер". Нам нужно было какое-то решение, чтобы видеть текущее состояние дел в номере - статус текстов и дизайна, списки задач, встреч, съемок, возможность бронировать и продавать рекламу. Для коммуникации пробовали использовать Basecamp, который используем для веб-проектов, но в журнале он не прижился. Специализированные решения стоят десятки и сотни тысяч долларов, и их могут себе позволить только крупные медиа-дома. Более того, мы изначально рассчитывали на удаленные команды и мобильность, чтобы, например, редактор мог полноценно работать с айпада. У конкурентов в основном десктопные решения.
- Как придумалось название?
- Все просто: mag - сокращенно от magazine, io - input/output. Все вместе - магия.
- Твой стартап ориентируется на печатные издания - не слишком ли узкий рынок?
- Да, в первую очередь мы ориентируемся на печатную периодику. Рынок очень большой. Бумажных журналов и газет по прежнему очень много (в тысячи раз больше, чем айпадных) и благодаря широкому распространению print-on-demand (например, HP MagCloud) создание журналов стало проще и доступнее для небольших и распределенных коллективов. Во-вторых, наша аудитория - это студии, занимающиеся печатным и графическим дизайном: альбомы, каталоги, брошюры, корпоративные и рекламные издания, детские книги, комиксы. Также indie-журналы, "зины", университетские издания и т.д. К слову, для некоммерческих и студенческих издайний у нас бесплатный доступ.
В следующих версиях мы добавим поддержку изданий для планшетов. В нашем случае формат издания не играет большой роли, мы не платформа для публикаций, а инструмент для совместной работы над контентом и дизайном.
- Может ли Mag.io быть полезен для подготовки журналов, к примеру, для того же iPad?
- Да, это уже в процессе. У нас есть опыт создания журналов для айпада, и мы хорошо понимаем процессы.
- На какой стадии сейчас проект, какие ближайшие планы?
- Сейчас Mag.io в стадии закрытой беты. Мы тестируем приложение с реальными командами, собираем отзывы. На сегодняшний день в очереди стоит около 300 изданий, которые хотят нас попробовать. В обозримом будущем попробуем запустить маркетплейс, чтобы команду для работы над журналом или другим изданием можно было собрать прямо у нас. Будем помогать издателям найти специалистов, а журналистам, дизайнерам, фотографам и иллюстраторам - найти работу.
- Какова конечная цель?
- Научиться делать полезные инструменты для людей и сделать так, чтобы работать удаленно можно было максимально эффективно и без головной боли. Нам очень нравится подход 37signals, о них я, думаю, все знают.
- Что было самым сложным в работе над проектом?
- Не опустить руки, когда что-то пошло не по плану. А еще - собрать хорошую команду.
- Что посоветуешь тем, кто собирается начинать свой стартап?
- Обязательно податься в один из акселераторов. Из ближайших это Startup Highway в Вильнюсе, Startup Wise Guys в Таллинне, Startup Sauna в Хельсинки. Кстати, последние в марте опять будут в Минске проводить отбор проектов. Если есть возможность, съездить в Кремниевую долину. Важно на старте иметь рядом людей с похожими сложностями и тех, кто может оперативно помочь советом. И атмосфера важна, само собой.
Еще, приходите на встречи, которые проходят в Минске, в том числе в Imaguru Startup Hub. Не стесняйтесь задавать вопросы крутым ребятам. Там их хватает - можно запросто познакомиться с кем-то из Гугла или пообщаться с создателями проектов, которыми уже пользуются тысячи человек. Заранее смотрите, кто собирается прийти, продумывайте вопросы, цените свое и чужое время. Ну, и удачи!
Беседовал Вадим СТАНКЕВИЧ
Горячие темы