Мегасделка в интернет-бизнесе: зачем Facebook купил WhatsApp

Социальная сеть Facebook сейчас официально оформляет сделку по приобретению мобильного мессенджера WhatsApp за $16 млрд. За права на приложение и команду его разработчиков самая крупная соцсеть в мире выплатит $4 млрд наличными и $12 млрд - в виде акций. То есть приобретение сетью Facebook WhatsApp - самая крупная сделка в истории социальной сети.

Кроме того, в рамках сделки соучредитель и CEO WhatsApp Ян Кум войдет в состав совета директоров Facebook и получит, наряду с другими основателями компании-разработчика мессенджера, акции соцсети с ограничениями на $3 миллиарда.

В заявлении Facebook, в частности, говорится, что компания-владелец соцсети, как и в случае с покупкой Instagram, не станет менять функционал мобильного приложения и его бренд.

Для справки: мобильный мессенджер WhatsApp, вышедший на рынок в 2009 году, позволяет разговаривать, передавать текстовые сообщения и изображения через интернет - пользователь оплачивает при этом лишь расходуемый трафик по тарифам своего оператора. Преимуществом WhatsApp перед конкурирующими сервисами iMessages и BBM является кроссплатформенность, также сервис не взимает плату и за обмен сообщениями между смартфонами разных производителей и работающих на разных мобильных ОС. Сервис создали бывшие сотрудники Yahoo! Ян Кум и Брайан Эктон. По данным Forbes, Куму принадлежит около 45% акций WhatsApp, а Эктону - более 20%. Это означает, что в результате сделки Кум получит $6,8 млрд деньгами и акциями Facebook, а Эктон - не менее $3 млрд.

Число пользователей WhatsApp удвоилось за последние 9 месяцев и достигло 450 млн, что превышает число пользователей, например, сервиса микроблогов Twitter, который оценивается примерно в $30 млрд. По ряду оценок, WhatsApp к середине 2015 года может достичь отметки в миллиард пользователей. В общей сложности приложение доступно в 750 мобильных сетях по всему миру. В самой компании WhatsApp работает всего 55 человек; она расположена в Маунтин-Вью, штат Калифорния. Считается, что Facebook покупка WhatsApp поможет укрепиться на международном рынке (WhatsApp наиболее популярен за пределами США), а также позволит социальной сети лучше ориентироваться на меняющиеся запросы пользователей.

Важный момент: WhatsApp не собирает и не хранит никакой конфиденциальной информации - данных об именах, адресах, возрасте или поле пользователей. Сообщения, отправляемые через приложение, после их доставки адресату удаляются с серверов компании. Вовлеченность пользователей (доля тех, кто пользуется сервисом ежедневно) у WhatsApp достигает 70%, тогда как у большинства мобильных приложений этот показатель составляет не более 10-20%. "В таких странах, как Бразилия, Мексика, Испания, сервис демонстрирует просто невероятные цифры: 25% времени, которое люди проводят за смартфонами, уходит на WhatsApp", - указал аналитик Forrester Research Чарльз Голвин. По сути, WhatsApp - это прообраз социальной сети будущего, где можно с легкостью обмениваться сообщениями и фотографиями, пишет The Atlantic.

Впрочем, Facebook еще предстоит доказать своим акционерам обоснованность громкой сделки. После объявления о покупке мессенджера акции Facebook снизились на 5%. Скептики напоминают о скоротечной и хрупкой природе популярности интернет-сервисов: многие сервисы обмена мгновенными сообщениями быстро росли и столь же быстро умирали.

Мобильное приложение WhatsApp не приносило почти никакой прибыли, так что не удивительно, что его покупка соцсетью Facebook за $19 млрд буквально взорвала интернет-сообщество. Произошедшая шестью днями ранее сделка, в рамках которой японский интернет-гигант Rakuten купил за $900 млн белорусско-израильский мобильный мессенджер Viber, впечатлила интернетчиков меньше. Хотя и она удивила: до этого более $300 млн за Viber никто не давал.

Налицо тенденция: мобильные приложения для быстрого обмена сообщениями и голосовой связи по технологии VoIP в последнее время получают все большую популярность как среди пользователей, так и среди инвесторов. Но что делает мобильные мессенджеры столь привлекательными? Причем, напомню, "традиционные" мессенджеры (для ПК), такие, как ICQ, Yahoo! Messenger, Trillian, Miranda и даже Windows Live Messenger в последние годы быстро теряют своих пользователей (хуже всего дела обстоят у ICQ). Зато уверенно держится появившийся в 2003-м Skype - именно потому, что он изначально был предназначен прежде всего для голосовой связи, а текстовые сообщения были своего рода бонусом.

WhatsApp стал первым популярным мессенджером, ориентированным именно на смартфоны - в этом случае аккаунт привязывался к телефонному номеру пользователя. Довольно быстро появилось множество клонов WhatsApp - таких программ, как LINE, Wazapp, Viber, Snapchat, Telegram и т.п.

В апреле 2013 года появилась информация о том, что корпорация Google ведет переговоры о покупке WhatsApp за $1 млрд. Но сделка по неизвестным причинам не состоялась. Осенью 2013-го компания Facebook предложила купить мессенджер Snapchat сперва за $1 млрд, а через несколько недель - за $3 млрд, однако владельцы сервиса не согласились на сделку. Как сообщало издание The Wall Street Journal, на мессенджер претендовали и другие инвесторы. В их число входила китайская компания Tencent Holdings, оценившая Snapchat примерно в $4 млрд.

И вот теперь стало известно о покупке мобильного приложения WhatsApp социальной сетью Марка Цукерберга. Однако российское издание Gazeta.Ru цитирует аналитика исследовательской компании Morningstar Рика Саммера, который предупреждает, что, хотя инвесторы могут приветствовать приобретение актива с такими высокими темпами роста (WhatsApp), это может указывать и на внутренние проблемы в Facebook, рост которого в последнее время был медленным.

В самом деле: на Facebook уже был обмен фотографиями - но соцсеть все же купила Instagram. Есть на Facebook и обмен сообщениями - я, например, им очень активно пользуюсь, даже активнее, чем QIP-ом и почти так же активно, как "Скайпом". Но Facebook все же купил и WhatsApp.

Нынешний стремительный рост популярности мобильных мессенджеров - прямое следствие роста популярности смартфонов и планшетов, а также развития высокоскоростных сетей передачи данных и сетей Wi-Fi, радикального удешевления мобильного интернета. К тому же в большинстве своем мобильные мессенджеры имеют простой и удобный интерфейс при насыщенном функционале.

При этом практически все популярные мессенджеры бесплатны или почти бесплатны: например, за использование WhatsApp требуется платить всего $1 в год. Рекламы в таких приложениях тоже, как правило, нет, либо есть, но совсем ненавязчивая, как в Skype. Соответственно, мобильные сервисы обмена сообщениями не приносят какой-либо видимой прибыли - способы их эффективной монетизации, по большому счету, еще предстоит изобрести.

Однако инвесторов это не смущает. "И WhatsApp, и его эквиваленты - убыточные компании. Не всегда у таких компаний есть задача зарабатывать деньги - часто дело именно в лояльности пользователей, а аудитория в WhatsApp вполне лояльная", - рассказал "Газете.Ru" директор по развитию бизнеса разработчика мобильных приложений Altarix Дмитрий Рыжков.

В самом деле, главный показатель, на который ориентируются инвесторы, покупающие компании-разработчики мобильных мессенджеров, - не прибыльность, а темпы роста компании в последнее время и совокупное количество пользователей программы. Еще один фактор - мультиплатформенность программы.

По мнению руководителя департамента беспроводных технологий аналитической компании J`son & Partners Consulting Виталия Солонина, основная причина столь высоких цен в сфере MobileIM-разработок - именно высокие (возможно - завышеные) ожидания инвесторов по монетизации абонентской базы и ожидания эффекта синергии за счет интеграции сервисов в едином продукте (например, Facebook и WhatsApp).

"За редким исключением мессенджеры пока лишь тратят деньги, а не зарабатывают их. Ожидания прибылей связаны в основном с рекламной моделью, продажей стикеров (японский сервис LINE, например, зарабатывает на них более $10 млн в месяц), мобильной коммерцией (онлайн-покупки из приложений; например, такой сервис использует китайский мессенджер WeChat) и тому подобными моделями", - говорит Виталиq Солонин.

В любом случае, аналитики сходятся во мнении: приобретая действующие сервисы мгновенных сообщений, интернет-гиганты покупают прежде всего миллионы лояльных пользователей, причем не виртуальных ботов, а реальных людей со своими аккаунтами. Так, сервисом WhatsApp пользуются около 450 млн человек - получается, что Facebook заплатил по $42 за каждого пользователя. Для сравнения: японская интернет-компания Rakuten, купившая Viber, заплатила по $3 за каждого пользователя мессенджера. А в 2012 году тот же Facebook, купив фотосервис Instagram за $1 млрд, заплатил $25 за пользователя. В свое время Microsoft купила Skype за $8,5 млрд.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!