Сегодня я хочу рассказать про существующие альтернативы копирайту и успешные примеры их использования в мире. А также раскрою свои мысли: зачем эти альтернативы могут понадобиться разработчикам, писателям, художникам, музыкантам, фотографам, научным работникам и в целом белорусскому обществу.
Сущность понятия "копирайт" была раскрыта в прошлом материале. Также в нём объяснялось, почему в статье будет чаще использоваться термин "копирайт", а не "авторское право".
Резюме: в авторском праве все действия с творческим продуктом кроме прямого использования запрещены. Копирайт действует жизнь автора + 50 лет, что создаёт "вечную монополию". Монополия обеспечивает централизацию знаний, которая ограничивает доступ к ним для большинства. И самое важное, копирайт на сегодня стимулирует не столько творческого человека, сколько накопления посредника и увеличение доли "рантье" в экономике.
Ситуация тотального запрета катастрофична для любой культуры, науки и просвещения. Другие отрасли развития личности также находятся в неблагоприятных условиях, т.к. в сегодняшнем "копирайте" инициатива наказуема. Например, нельзя исследовать код программных приложений, или дизассемблировать его без разрешения правообладателя. "Пользу" или "вред" инициативы регулируют другие общественные законы.
Сущность альтернатив
Существуют альтернативы копирайту. Известны их успешные примеры в мировой практике. Основная миссия таких альтернатив - преодоление ситуации "всё запрещено" и стремление к ситуации "разрешать или запрещать только точно обозначенные права".
Благодаря этим инструментам автор (как мы помним, это физическое лицо) сам без посредника решает, какой уровень прав (свобод) он передаёт своему читателю, слушателю, зрителю или пользователю.
Прежде всего, необходимо определить понятие "свободного использования" произведений (информации, контента):
- свобода прямого использования как для личной, так и для публичной формы;
- свобода изучения компонентов произведения (его копий);
- свобода делать копии и распространять их;
- свобода изменять, улучшать и распространять производные работы.
Сегодняшние альтернативы копирайту позволяют гибко применять все или лишь отдельные свободы для своих произведений.
GNU GPL
Эта серия лицензий начала свою жизнь ещё со времён Ричарда Столмана в середине 80-х и удачно закрепилась в сфере программного обеспечения с открытым исходным кодом. Лицензии GNU GPL дают все степени свободы: использовать, изучать, копировать, распространять, изменять.
После появился ряд клонов GNU GPL, снимающих некоторые ограничения GPL и приспособленных для более конкретных нужд. Среди них - LGPL, BSD, FDL, AGPL и другие.
На сегодня GNU GPL использует более 60% программ c открытым кодом. Несколько примеров проектов, использующих GNU GPL: операционная система Linux или система управления содержимым Drupal.
Для применения этой лицензии необходимо:
- разместить в коде, на сайте, в описании программы её наименование с учётом версии
- и поставить ссылку на текст лицензии.
Creative Commons
История этого семейства лицензий началась с 2001 года, когда профессор Стэндфордского университета Лоуренс Лессиг предложил набор типовых договоров, решающих самые распространенные проблемы лицензирования для творческих людей. По его мнению, сложность текста стандартных лицензионных договоров и отсутствие юридических знаний у большинства авторов - самые важные барьеры в развитии альтернатив сегодняшнему копирайту. Автор, не обладающий глубоким юридическим опытом, может использовать эти шаблонные лицензии для передачи только определённых прав пользователям или запрета только конкретных действий.
Типовые лицензии Creative Commons - это небольшая графическая иконка, со ссылкой на развернутый текст лицензии.
Например,
1. автор хочет, чтобы его произведение свободно использовалось, распространялось или изменялось, тогда он применяет лицензию типа BY:
2. если автору важно, чтобы его имя ставили в том числе и в производных работах, то ставит BY-SA шаблон:
3. а если важно, чтобы работа использовалась только в некоммерческих целях, использует BY-NC шаблон:
Для применения этой лицензии достаточно:
- разместить иконку на произведении (или снизу сайта) со ссылкой на развернутый текст, который предлагается сайтом creativecommons.org,
- или просто ссылку на необходимый шаблон лицензии.
На 2010 год Творческие Общины использавали более 400 млн. произведений. Самые известные проекты на Creative Commons - Википедия, Openstreetmap, Stackoverflow и другие.
Видео с русскими субтитрами, рассказывающее и показывающее популярно, как работают Creative Commons:
Существует более широкий выбор свободных лицензий. При использовании той или иной лицензии важно понимать, в каком контексте она будет использоваться, и из этого исходить при выборе.
Концепция "копилефт"
Всё чаще с понятием "копирайт" используется понятие "копилефт". В общесоциальном контексте эти понятия описывают два противоположных подхода. Первый - копирайт (закрытая культура) - говорит: "что не разрешено правообладателем, то запрещено". Второй - "копилефт" (открытая культура) - описывает подход минимальных ограничений:
- ограничения каждой лицензии производной работы (творения) не могут быть больше, чем ограничения оригинальной работы (творения);
- следовательно, и само произведение, и производные не могут быть закрыты ("закопирайчены").
Копилефт-подход имеет некоторую романтическую составляющую, а также ограничение в плане невозможности его сделать закрытым, т.е. наложить копирайт. Однако в случае общества-импортёра контента (например, Беларусь), "копилефт" может быть действенным правовым рычагом для создания условий развития открытой, динамичной культуры, притяжения знаний и просвещения.
Существует мнение, что "копилефт" лишает экономику стимулов для роста. Это не так. Копилефт, благодаря запрету "закрывать от других" уже известные наработки (значит, применять копирайт), обеспечивает более динамичные и свободные экономические правила. Т.е. не даёт монополизировать нишу знаний одному субъекту. В этом случае компаниям нужно конкурировать за лучшее качество услуги или решения проблемы. Именно такая ситуация выгодна потребителю. В рамках рыночной экономики существование конкуренции позитивно сказывается на качестве и цене продукта.
Кому могут быть интересны свободные лицензии?
- Разработчикам - защищать своё произведение от плагиата корпорациями и закрытия кода для коммерческого использования одним экономическим субъектом. Свободные лицензии стимулируют создание сообщества вокруг решения с открытым исходным кодом, а динамичное сообщество программного продукта обеспечивает его развитие.
- Писателям - получать большее распространение своего творчества и, как следствие, большее сообщество фанатов. Стимулируется обмен идеями и мыслями напрямую между автором и его поклонниками.
- Художникам, фотографам и дизайнерам - обеспечивать возможность последующим поколениям художников смело пользоваться в своих работах работами предшественников, а также декларируют более естественный подход: большинство произведений используют наработки предыдущих авторов.
- Певцам и исполнителям, музыкантам - создать культуру, в которой другие авторы будут смело модифицировать и переделывать произведения музыкантов, не заботясь о судебном преследовании, например, за семплирование или ремиксы.
- Редакторам интернет СМИ - поднять уровень копирайт-грамотности журналистов и читателей, обеспечить уважение читателями личных моральных прав авторов материалов.
- Научным сотрудникам - защитить результаты своих исследований и открытий от внезапной коммерциализации на копирайт принципах. Свободные лицензии стимулируют развитие духа научного сообщества, когда для исследования используются наработки предыдущих учёных, не испрашивая их разрешения или их наследников и правообладателей.
Ситуация в белорусском законодательстве
Часто возникает вопрос: можно ли использовать Creative Commons, GNU GPL, MIT, BSD и другие свободные лицензии в белорусских реалиях?
Некоторые юристы говорят, что "да, можно".
Право использовать альтернативные лицензии реализуется через понятие "договор присоединения", который и обеспечивает их легальное применение:
Статья 398. Договор присоединения
Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Но в белорусских реалиях закрепилось негласное правило о том, что всё, что не написано в законах, запрещено. И этот психологический барьер мешает многим создателям интеллектуального продукта принять подобные лицензии в своей деятельности.
Скорее всего, ситуация может измениться, если в законе "Об авторском праве и смежных правах", а также в Гражданском кодексе РБ будет:
- чётко прописана возможность заключать договоры не только в письменной форме,
- а также перечень основных свободных лицензии (например, GNU GPL, Creative Commons) был закреплён законодательно как возможная форма лицензионных соглашений в области интеллектуальной собственности.
Зачем это делать, раз есть уже готовый вариант?
Современное "авторское право" выполняет в основном экономическую функцию и выгодно для издателей, наследников, продюсеров и других заинтересованных в получении ренты правообладателей. Многочисленные исследования показывают, что материальный стимул в творчестве далеко не всегда на первом месте. Большинство произведений появляется для того, чтобы их копировали, изменяли, чтобы узнали про автора, его талант, чтобы приносить пользу обществу и т.п.
Возникла диспропорция между тем, как регулярно и детально описывается и пропагандируется классическое "авторское право" (ограничительная культура), и как мало говорится про альтернативный подход (свободная культура), в том числе "о договоре присоединения" и способах его применения. Как отмечалось выше в статье, большинство творческих людей не знакомо с тонкостями законодательства, и требуется раскрытие двух альтернатив.
Набор свободных лицензий призван решить перекос культуры, науки, образовании, информационных технологий из монопольного коммерциализированного характера, к равнозначной коммуникации, сбалансированному обмену творческими продуктами между создателями и последователями.
PS. Всё-таки, лайфхак решения проблемы
Стоит признать, что все свободные лицензии являются скорее хаком и хорошим началом для решения проблем, которые накопились в копирайте. В основании лежит куда более сложная задача, а именно, изменение существующих правил. А это значит, пересмотр международных договоров и соглашений в области авторского права, и прежде всего, в признании нашим государством цифровых прав человека.
Михаил ВОЛЧЕК
Статья опубликована под лицензией Creative Commons (BY-SA)
Горячие темы