По мотивам BizDev Startup Weekend...

Стартап-уикенды давно стали привычными для Минска мероприятиями. В них принимают участие большое количество стартап-проектов и инвесторов не только из Беларуси, но и из соседних стран. На одном из проходивших недавно стартап-уикендов побывали и "Компьютерные вести".

О специфике ИТ-стартапов и о том, кому нужны стартап-уикенды, мы решили поговорить с Александром Булахом, руководителем компании "Стартап технологии" и одним из организаторов мероприятия.

- Почему именно стартап-уикенды, такой формат?

- Мы проводит такое мероприятие уже в 12-й раз в Минске, и считаем этот формат оптимальным. Раньше мы делали двухдневные мероприятия, ближе к хакатонам, во время которых участники должны были успеть сделать прототип проекта. Сейчас у нас больше участников, и у многих уже есть какие-то прототипы, решения, видение бизнеса. На этом этапе очень важно найти потенциальных партнеров, набрать критическую массу пользователей, а также получить определенную обратную связь и проконсультироваться с теми, кто уже делал это вчера. В бизнесе все люди очень занятые, и тех же инвесторов "вытащить" на длительный промежуток времени достаточно сложно, поэтому мы сделали мероприятие в сжатом формате. Это такая менторская встреча, где опытные люди дают советы и направляют начинающих.

- Т.е. стартаперы на уикендах ищут, прежде всего, совета более опытных коллег?

- Все стартаперы на всех уикендах ищут примерно одни и те же вещи. Большинству из них требуется грамотный маркетолог, который поможет понять, как работать с рынком, как набрать пользовательскую базу, как позиционировать себя и т.д. Очень многие ищут деньги, потому что есть такая "долина смерти", когда собственные деньги заканчиваются, а двигаться вперед нужно. "Посевные" инвестиции ищут где-то 80-90% проектов. К сожалению, в Беларуси бизнес-ангелов в ИТ-сфере можно пересчитать по пальцам одной руки. При этом часто бизнесмены готовы дать деньги, но уделить время на развитие проинвестированного стартапа не готовы. С теми же российскими инвесторами всё немного иначе. К ним нужно приходить уже со многими готовыми расчетами, но взамен они оказывают серьезную поддержку - аудиторией, партнерством, связями... Поэтому наше сообщество растет заметно медленнее, чем, к примеру, даже российское.

- А что еще дает стартаперу посещение стартап-уикендов?

- Большинство стартапов в ИТ основываются "технарями", поэтому большую часть времени они уделяют развитию именно самого продукта, не сильно интересуясь даже, будут ли у него пользователи. Некоторые начинают активно ходить по мероприятиям для стартаперов, выступают, рассказывают, но при этом, естественно, у них остается меньше времени и сил на сам продукт. Тем не менее, ходить надо, потому что у нас можно пообщаться с менторами, которые уже построили свой успешный бизнес, многие даже не один. Общаясь с ними, стартапер учится думать как бизнесмен, более глубоко проникается ситуацией на рынке... Эти люди с радостью делятся своими знаниями, для них это, с одной стороны, статус, с другой стороны - им просто не с кем ими больше делиться.

- А есть ли какой-то возрастной потолок для того, чтобы делать собственный стартап?

- Специфика ИТ-отрасли состоит в том, что в ней трудятся, в основном, люди достаточно молодые, включая и тех, кто работает по найму, и тех, кто развивает собственный бизнес. Естественно, что многие "айтишники" слышат истории успеха западных бизнесменов, это информационная волна, которая культивируется и поощряется. Поэтому многие задумываются о своих стартапах в молодом возрасте. Что касается верхней границы, то её, скорее всего, не существует. Что касается ИТ, то здесь многие создают успешные компании, а потом продают, становясь инвесторами и направляя других. Технологии очень быстро меняются, и угнаться за ними достаточно сложно. Тут уместнее говорить о нижней планке, она обычно находится в диапазоне пары лет после окончания ВУЗа. Многие пытаются запуститься еще на студенческой скамье, но это, скорее, исключение. Но, как правило, более успешен тот, кто уже имеет какой-то опыт, даже в том же аутсорсинге. Хотя у нас есть стартаперы и по 14, и по 16 лет.

- А сколько попыток нужно среднему стартаперу, чтобы построить успешный бизнес?

- Зависит, конечно, от личных качеств и от команды, но я бы сказал, что в десятке попыток что-то может получиться. Это общемировая статистика: из десяти проектов "выстреливает" один, а первым он будет, или десятым, зависит уже от многих факторов.

- А увеличивается ли в Беларуси количество стартапов?

- Я бы сказал, что практически нет. То есть, к примеру, в прошлом году было двадцать, в этом - двадцать три. Визуально может показаться, что их стало больше, но я бы сказал, что просто стало больше информации, больше ивентов, поэтому и стартапы стали больше на слуху.

Ниже предлагаем вам небольшой фоторепортаж с прошедшего мероприятия:

Беседовал Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!