Белорусские социальные сети пока не могут похвастаться такой популярностью, как Facebook или "Вконтакте". Тем не менее, у них есть своя аудитория, которая пользуется ими каждый день, и свои создатели. "Компьютерные вести" решили разобраться, кто стоит за самыми известными белорусскими социальными сетями.
i.TUT.by (Я тут!), работающий как часть всем известного белорусского портала. TUT.by был запущен под руководством Данила Руденко, Кирилла Волошина (на то время - журналист газеты "Компьютерные вести") и предпринимателя Юрия Зиссера. Юрий Зиссер, профессиональный программист и системный аналитик, родился во Львове (Украина). TUT.by был создан под эгидой его предприятия "Надёжные программы". С 2007 года и по сей день, он является председателем общего собрания участников ООО "ТУТ БАЙ МЕДИА". Господин Зиссер также один из учредителей первой белорусской цифровой газеты "Ежедневник"; в 2007ом году, открыл компанию "Релсофт", а в 2008ом году вместе с группой журналистов основал ООО "ЕТС". Зиссер - соучредитель агентства "Веб Экспет" и общества "Интернет-портал Вельвет", автор учебных пособий, статей и книги "Маркетинг on-line". В послужной список предпринимателя также входит работа доцента в БГУИР.
i.TUT.by на данный момент реформируется в сайт знакомств.
Vseti.by - наиболее посещаемая социальная сеть Беларуси. Как и подавляющее большинство других социальных сетей страны, она была запущена в районе 2008 года на волне популярности "ВКонтакте" и "Одноклассников". Базово позиционировалась как дополнение к порталу vitebsk.ws, но позднее вылилась в независимый проект. Основатели "Всети" - витебские программисты Александр Метелица и Алексей Савик, которые почти три года питали своё детище чистым энтузиазмом, пока сайт не набрал обороты и наконец-таки начал приносить плоды. После того как i.TUT.by изъявил намеренье переквалифицироваться в сервис знакомств, "ВСети" остается единственной ортодоксальной "социалкой" на территории нашей страны.
"Очень греет душу, что мы по сути единственные в Беларуси" - комментирует Александр Метелица. - "Потенциальных белорусских социальных сетей было много, но все они, так или иначе, сошли с дистанции. К нам же всё чаще приезжает ОНТ для съёмок сюжетов на темы Байнета. Что касается дальнейшего развития, то, если до сих пор мы использовали привычный для аудитории дизайн на манер ВКонтакта, сейчас мы уже в шаге от того, чтобы полностью переработать внешний вид сайта и обрести собственное, узнаваемое лицо".
"Наш проект особенен тем, что не задумывался как бизнес", - говорит Алексей Савик. - "Мы все делали всегда в свое удовольствие. Когда же сервис начал разрастаться, стало понятно, что без расширения инфраструктуры мы далеко не уйдем. Тогда появились платные услуги. Также социальная сеть, как IT-проект, пришедший НЕ из столицы, как это обычно бывает, а из регионов - та ещё диковинка. Когда мы первый раз рассказали о себе на "Деловом Интернете" для многих это было, как если бы они оглянулись и внезапно обнаружили слона у себя за спиной - как же мы его до сих пор не замечали? Тогда нас было уже 300-400 тыс, не могу сказать точнее... Большой плюс в свое время в развитии ВСети внесла доступность сервиса через гостевой доступ ByFly. Сейчас с приходом дешевых тарифов каждый может себе позволить "безлимит", и да, посещаемость несколько упала, что и требовалось ожидать. Однако "фатального краха", "неминуемой смерти" и прочих подобных вещей, прогнозируемых скептиками, не последовало. В наши дни мы с Александром выбрали себе занятия, которые нам по душе: я полностью занимаюсь серверной частью, и в свободное время правлю выявленные баги, Александр - программирует, пишет что-то новое и также "отлавливает" ошибки. Сейчас мы развиваемся с прежними темпами. В день регистрируются минимум 250-300 новых аккаунтов. Всего сайт обслуживает 18 серверов, движок переписан с нуля и оптимизирован на высокие нагрузки".
Kollega.by. Вход на kollega.by легко осуществляется через уже существующий аккаунт других наиболее популярных социальных сетей, что очень напоминает сайты знакомств. Поэтому, с одной стороны, "Коллегу" не совсем уместно называть полноценной социальной сетью, но, с другой стороны, данный ресурс обладает собственной разумной концепцией, что выгодно отличает его от "павших в бою" стартапов из серии "сделать белорусские Одноклассники". Kollega.by - это идея делового сообщества, где ваш профиль несёт в себе информацию о профессиональной деятельности. Идея, безусловно, подходящая под формат социальной сети, и при этом занимающая нишу, связанную с карьерой, а не с развлечением и знакомствами.
Руководители kollega.by - Александр Михалевич и Александр Лазаревич. Александр Михалевич, управляющий ООО "Онлайн-проекты", родился в Гродненской области, закончил БГУИР в 2009 году по специальности "Информатика". Его партнёр, Александр Лазаревич, также выпускник БГУИРа. Работая вместе, создатели "Коллеги" запустили несколько проектов, ещё будучи студентами института, а затем, успешно закончив университет, создали ряд онлайн-сервисов. В конце концов, растущие амбиции тандема заложили фундамент для создания своеобразного аналога зарубежного сайта linkedin.com - kollega.by.
"Мы гордимся своим сервисом, и все потому, что у нас зарегистрированы очень интересные люди самых разных специальностей. Они имеют хороший опыт, достижения и навыки. С помощью сообщества профессионалов они выполняют важную социальную функцию - делятся опытом, высказывают свое мнение, советуются и дают советы", - рассказывает о тенденциях своего проекта Александр Михалевич. - "Таким образом, коллега-бай является хорошим средством, чтобы объединить всех жителей Беларуси и дать им возможность развиваться как профессионально, так и личностно. Это ключевая цель, и все дальнейшие планы будут ей следовать. Мы собираемся еще больше углубиться в профессиональную жизнь людей, дать им возможность рассказывать о своей деятельности - делиться тем, над чем они работают в данный момент, чем занимаются. Также мы намереваемся запустить раздел, в котором пользователи будут демонстрировать свои эскизы, законченные работы, выполненные заказы. Говоря коротко - представят на суд коллег своё портфолио. Всё это даёт возможности для более активного взаимодействия между пользователями в плане партнёрских отношений".
Истории упомянутых предприятий и людей, стоящих за ними, в очередной раз показывают ценность энтузиазма в качестве двигателя коммерции. Без духа и заинтересованности своих авторов, сайты бы канули в лету словно дом, который начинает гнить на глазах, будучи оставленным хозяином. На этой грустной ноте в качестве ремарки имеет смысл вспомнить о таких "условно мёртвых" социальных сетях, как parta.by и face.by.
Популяция "потенциальных белорусских Одноклассников", сайта parta.by, к сегодняшнему дню не превысила отметки даже в 30 000 пользователей. Лента новостей проекта и вовсе обрывается в далёком 2009 году. Создатель сайта - индивидуальный предприниматель Свирко Николай Вячеславович. При этом не сказать, чтобы усилий для раскрутки проекта не прилагалось. Есть публикации в СМИ, была реклама на улицах городов, имели место такие нехарактерные для соцсетей мероприятия как проведение викторин среди пользователей (например, совместно с театром юмора "Христофор" и Евгением Крыжановским). Более того, имелся специальный раздел, предназначавшийся для общения с белорусскими знаменитостями. Довольно занимательно было бы увидеть нечто подобное в том же "ВКонтакте" на сегодняшний день. Однако, по-видимому, пусть было многое, да только не то, чего хотела аудитория...
По словам самого Николая Свирко, идея "Парты" зародилась ещё в середине 2006 года до знакомства с "Одноклассниками", только вот "Парта" пролежала на полке около полутора лет, ожидая своего времени. Автор хотел создать посредством интерфейса и наполнения особую атмосферу, а не только сделать "программу для поиска знакомых из школьной поры". Не случилось. Возможно, нужно было действовать быстрее и быть проще - сейчас трудно сказать наверняка.
Face.by, запланированный как симбиоз сайта знакомств и социальной сети, стал условно-мёртвым проектом не по своей вине. Онлайн-сообщество принадлежит к группе социальных сетей эстонской компании Rate Solutions, с площадками более чем в 30 странах (Limpa.ru, Face.lv, Point.lt), и, надо сказать, "площадки" эти чувствуют себя вполне вольготно. Что же касается Face.by, то в своё время он столкнулся с пресловутой "корректировкой законодательства, регулирующего деятельность брачных агентств". Были запрещены СМС-чаты для знакомств, в т.ч. чат на белорусском MTV, связанный с face.by. Лишившись подобного "промоушена", сайт не смог набрать критическую массу пользователей, требующуюся для успешной работы ресурса такого рода. Сейчас на face.by зарегистрировано только двенадцать тысяч пользователей. Среди спама и непонятных сообщений на английском языке, в дневниках пользователей ещё можно найти свежие записи, оставленные буквально позавчера, и всегда есть хотя бы два пользователя со статусом "сейчас на сайте", но выглядит всё это исключительно бесперспективно. Винить в такой ситуации стоит только юридические проволочки, бессмысленные и беспощадные.
Евгений ХОМЕНКО
Комментарии
Ну, зачем же врать, Волошин в то время уже давно работал рекламщиком TUT... ООО "ЕТС" давно нету, "Ежедневник" - много лет, как сам по себе...
Хоть не много не по теме, но все же... Я вообще честно говоря даже не думал что в Беларуси есть свои толковые соц. Сети. Хотя им не когда не попасть в десятку самых посещаемых сайтов в мире, и вряд ли у нас возможно хоть как то приблизится даже к тому же вконтакте. Да и не одной соц.сети в любой стране. Хотя помню была у нас похожая, vseti.by вроде так, но и она долго не прожила, накрылась, пользовалась немного спросом лишь из за того что по гостю была доступна.
В статье написано про Vseti.by. И количество пользователей - полтора миллиона, кажется. От первых лиц знаю, что сеть модернизируют. Рада буду поучаствовать в процессе, кстати.