Глава TUT.by о кризисе в Байнете
Как кризис повлиял на рынок рекламы в белорусском сегменте Всемирной паутины? Как он может сказаться на новых проектах, стартующих сегодня в Беларуси? Усилится ли конкуренция между сайтами? Обо всём этом с читателями "КВ" делится своим мнением не нуждающийся в лишних представлениях Юрий Зиссер.
- Насколько сегодня крупнейший портал страны, которым Вы руководите, ощущает влияние кризиса? Поменялась ли политика рекламодателей, изменились ли предпочтения пользователей?
- Пока что вообще работаем без убытков - тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить! Но, конечно же, нельзя сказать, что кризис миновал нас совсем. Сняли рекламу импортеры, поскольку им стало нечем торговать. К счастью, они на портале никогда не преобладали. Ну и, само собой, наши цены на рекламу в рублях, а затраты на тот же "Белтелеком" или аренду офиса, хоть и по курсу Нацбанка, но в валюте. Не говоря уже о других затратах и особенно о приобретении новых серверов, которые по понятным причинам в рублях подорожали почти втрое. Тем не менее, приходят новые рекламодатели - например, продавцы безналичной валюты. Кроме того, мы немного подняли рублевые цены, поэтому в рублях наша выручка стабильно растет. Но кризис усугубляется, не известно, что еще вылезет, поэтому далеко загадывать по финансам не приходится. Ну а предпочтения пользователей портала, как и следовало ожидать, сместились в сторону разделов "Финансы" и "Работа". Для нашей редакции период тоже нелегкий: перед ней стоит задача в соответствии со своим журналистским долгом максимально точно донести до пользователей весь спектр новостей и мнений в обществе, избегая ненависти, лозунгов, безответственных призывов и дешевого "черно-белого" популизма, в которые сегодня ударились многие белорусские СМИ и интернет-сайты, лепя образы врагов из различных социальных групп.
- Можно ли опасаться того, что из-за кризиса в Байнете станет меньше стартапов? Какие сайты имеет смысл запускать в такие времена?
- В Байнете заметных стартапов уже много лет не было, а теперь и не будет из-за отсутствия экономических перспектив. Сейчас налицо другая тенденция: растет число стартапов, ориентированных на весь мир, и среди них есть довольно успешные. Посмотрите, какие проекты стали выставляться на Минский СтартапУикенд.
- Стоит ли ожидать уменьшения количества пользователей в Байнете из-за кризиса?
- Конечно же, нет. Ведь рублевые цены на доступ в Интернет не повысились, а интерес к Интернету только растет.
- Увеличится или уменьшится, по Вашему мнению, количество рекламы в Байнете?
- В кризисы рекламные рынки всегда страдают сильнее, и нынешний не стал исключением. Интернет пострадает меньше других медиа, и все равно я сильно сомневаюсь, удастся ли рынку интернет-рекламы повторить прошлогодние цифры в долларах.
- Усиливается ли конкуренция между ресурсами в Байнете из-за сложной экономической обстановки?
- Пока не заметил. Теоретически в любой кризис доля "крупняка" на рынке только возрастает, а сильнее страдают небольшие компании. Так было и в прошлый кризис. Боюсь, эта общая закономерность будет действовать и на этот раз.
Беседовал Вадим СТАНКЕВИЧ
Горячие темы