Виктор Подгайский, соучредитель компании "Чистый берег" и бизнес-ангел "Бавин", рассказал "Компьютерным вестям" о том, почему он инвестирует в мобильные приложения, о белорусских стартаперах и о том, сложно ли "традиционному" бизнесмену переключиться на ИТ-сферу.
Справка "КВ"Компания "Чистый берег" является крупнейшим поставщиком трубопроводной арматуры, труб и сантехнического оборудования в Республике Беларусь, а также одним из учредителей и официальным членом ассоциации предприятий трубопроводной арматуры. |
- Почему Вам, представителю традиционного бизнеса, стали интересны, как объект инвестиций, информационные технологии?
- Я участвую в бизнесе с 1994 года. За это время через меня прошли 12 проектов, но я не был в них оперативным управляющим - я чаще исполняю роль некого куратора от группы учредителей, акционеров или инвесторов. В "Чистом береге", например, я являюсь председателем совета директоров.
Когда была создана ассоциация "Бавин", изменился мой подход к портфельным инвестициям. До этого все мои бизнесы были, если можно так сказать, материальными - либо торговля, либо производство... В первый год работы у всех были разные подходы к поиску стартапов. Кто-то хотел найти какие-то научные ноу-хау, кто-то искал полезные ископаемые... Я сначала просто смотрел. Все мои 12 проектов, которые я упоминал, были стартапами. Начинал я их, конечно, едва ли не в два раза больше. Поэтому я хорошо понимаю, что это такое - развить стартап.
Для меня переломным моментом стал проведенный в 2011-м году конкурс IT-Jump. Я сравнил уровень заявителей в ИТ-проектах и уровень заявителей, которых я наблюдал на протяжении почти целого года. В ИТ другие люди, они по-другому мыслят, и они намного впереди всех остальных, включая нас, бизнес-ангелов. Даже когда заявителю после IT-Jump говоришь: "я тебе позвоню", а он отвечает, что почти не пользуется телефоном, и ему будет удобнее, если я напишу на Фейсбук - это впечатляет. Ты понимаешь, что твой телефон - это уже прошлый век, да и сам ты тоже.
После встречи с несколькими командами-победителями я понял, что неплохо было бы в этом направлении двигаться и дальше. Конечно, без опыта в ИТ вряд ли можно зарабатывать деньги, но, по крайней мере, постоянно находиться в этих свежих идеях, в общении - это уже хорошо. Уже было четыре встречи, из которых одна имела продолжение. А в остальных трех случаях ребята сказали, что кроме денег им нужны еще и дополнительные компетенции - в продукте, в переговорах с издателями, в экспертизе идей и проектов... Многие команды практически не интересуют деньги в чистом виде, им нужно большее. А те, кому будет достаточно одних денег, обычно действуют по принципу "распилим бюджет - найдем следующего инвестора".
За 2012-й год в "Бавине" было семь презентационных сессий, на каждой из которых было по 5-6 проектов. То есть, всего 35-40 проектов. На сегодняшний день около 60% из них - это ИТ-проекты. Когда мы начинали, ИТ-проектов почти не было. То есть, этот рост мы наблюдаем всего лишь за год!
Я понял, что компетенции, которые нужны сегодня заявителям, так просто ниоткуда не возьмешь, их надо нарабатывать. И когда мы в "Бавине" начали дальше двигаться в этом направлении, у нас появились соответствующие люди в команде: человек, который может оценить проект; человек, у которого есть хорошие отношения с издателями; человек, который знает очень много студий по разработке мобильных приложений; наконец, человек, имеющий контакты в Силиконовой долине. И таким пулом мы можем дать заявителю то, что ему нужно.
- А какие проекты вы уже успели проинвестировать?
- На сегодняшний день, три проекта проинвестировано, и один проект в разработке. В разных проектах состав инвесторов абсолютно разный. Но у каждого проекта есть доступ к этим компетенциям, которые я назвал. Результат пока есть только по первому проекту, и результат вполне ожидаемый. При более интенсивном продвижении, думаю, он будет более хорошим. Ещё два проекта уже на финише, один ждем в январе, второй - в апреле. Проекты у нас занимают обычно от 6 до 10 месяцев, это обычно мобильные приложения, в том числе, мобильные игры.
- Вы инвестируете только в белорусские стартапы?
- Да, но инвестируем не только в минские команды - у нас есть, например, одна команда из Гомеля. Сегодня нет каких-либо территориальных границ и препятствий. Живых встреч почти нет, всё общение в режиме онлайн. Обычно это онлайн-конференции. А общение бывает достаточно плотным, потому что каждый проект включает в себя 5-7 этапов финансирования с промежуточной отчетностью. И в тех проектах, которые мы реализовали, нам удалось правильно администрировать каждый проект. Потому что, как правило, заявители говорят, "надо месяцев шесть... или восемь... или десять". То же с людьми, с деньгами. Эти вопросы как раз и должен решать администратор.
- Вы ориентируетесь на быструю прибыль или на долгосрочные результаты?
- На долгосрочные результаты. К примеру, из тех проектов, которые я упоминал, насчет двух у нас есть надежды, что они будут находиться на вершине рейтинга больше года.
Есть, конечно, группы разработчиков, которые выдают в месяц по готовому проекту. Они сделаны "на коленках", но у них интересные, смешные идеи. Вот они его закидывают на Google Play, он там месяц поживет и "сползет". Но им это не важно, у них уже в работе следующая идея. Но такой подход достаточно сложен с точки зрения коммерциализации.
Есть одна команда, с которой у нас есть инвестиционный проект без какого-либо совместного будущего для нас и этой команды. Поясню. Их подвел издатель, они вели переговоры, но ничего не достигли. Они пришли в "Бавин", получили финансирование. При этом студия работает над несколькими проектами параллельно. Закончив этот проект, они, как говорит руководитель студии, больше в инвесторах не нуждаются.
Бывает, команда говорит: "знаете, мы не хотим, чтобы мы были долго вместе, давайте мы обозначим какие-то результаты, договоримся, как вы можете выйти из проекта, и установим время, через которое вы выйдете на определенных условиях". Но обычно это люди, которые уже попытали счастья в России, но вернулись домой, не получив обещанного финансирования.
- Планируете ли вы открывать собственный бизнес в этой сфере?
- На сегодняшний день у меня нет задачи создать собственную компанию, туда набрать специалистов и сделать из этого стабильный, понятный, четкий бизнес. Почему? Потому что за год невозможно все эти компетенции почерпнуть, набрать, сделать. Возможно, через какое-то время, когда я пойму, что готов к этому, такая цель может возникнуть. Поэтому пока портфельные инвестиции.
- А почему именно мобильные разработки?
Давайте посмотрим, чем сегодня занимаются в белорусской ИТ-отрасли. Скажем, аутсорсинг... На сегодняшний день после таких больших компаний, как ЕПАМ, говорить, что хочешь создать новую аутсорсинговую компанию и прыгнуть в конкуренцию с ними - это странно, и даже смешно. Они были первыми, у них громадный опыт, очень сильные службы по набору персонала. И сегодня поднимать весь этот огромный пласт, чтобы с ними конкурировать? Можно попробовать демпинговать, но тогда у тебя будут плохие люди, плохой продукт - и концовка такого бизнеса понятна. Здесь с плохим продуктом умереть можно очень и очень быстро. Но это одна сторона медали. Другая - это то, что этот бизнес похож на все те, которыми я занимался всё это время. Это бизнес по получению заказов и по работе с людьми. То есть, ты набираешь программистов, их мотивируешь на результат, ведешь переговоры с заказчиком - и всё. То есть, какого-то творчества я здесь не вижу, это такая жесткая, серьезная работа. А жесткой и серьезной работы мне хватает и в основной деятельности.
Деньги первыми здесь не стоят. Потерять, во всяком случае, пока что, придется больше, чем заработать. Здесь больше нового, интересного, когда ты смотришь на вещь и видишь её такой-то. А другие смотрят на неё, и говорят: будет интересно "поженить" её с другой вещью. И ты начинаешь крутить эту идею, получаешь какие-то результаты. А потом под это нужно рожать бренд, строить структуру, и это уже такой творческий процесс, который, в принципе, достаточно интересен.
- Приложения, в которые вы инвестируете, ориентированы на внешний рынок?
- Все приложения абсолютно работоспособны на всех рынках - эти приложения будут лежать в AppStore, Google Play, и в любой момент каждый сможет ими воспользоваться, хоть в Америке, хоть в Китае, хоть в Беларуси. Были заявки конкретно под постсоветские страны. Таких заявок было много. Как правило, это прикладные мобильные приложения конкретно для чего-то. К примеру, было приложение, которое помогает решать математические задачи - для русских школьников старшего возраста, на русском. Вот такого, в принципе, разного рода много.
Есть большой пласт браузерных игр - больших игр под ПК, в которые невозможно играть со смартфонов или планшетов. Там уже другие деньги, и в них, как раз-таки, больше привязанных к местности игровых моментов. К примеру, какие-то исторические привязки к городам, датам... Их уже делают люди постарше, которым 25-30, а абсолютная молодежь, которой 18-20, считает, что это уже пройденный этап. Она уже ни во что, кроме мобильных приложений, не верит.
- Работаете ли Вы со стартаперами как-то, кроме как через "Бавин"?
- Практически нет. Когда появляется предложение поучаствовать в каком-то стартапе, я предлагаю его автору пойти в "Бавин". Почему? Потому что там будут, как минимум, пятнадцать таких человек, как я, значит, и в пятнадцать раз выше шансы получить инвестиции. Во-вторых, он не теряет времени на встречу с каждым по очереди. Можно заявить, что вы хотите получить партнера, а не портфельные инвестиции. Ну и, в конце концов, когда ты еще не совсем в чем-то разбираешься, лучше использовать "коллективный разум". Я так и делаю.
- Трудно ли представителю традиционного бизнеса переключиться на ИТ?
- Не знаю, как другим, у меня всё-таки первое образование радиотехническое. Но мне сложно разобраться только в некоторых технических аспектах сферы ИТ. Всё, что касается организации деятельности команды, продвижения продукта, переговоров с издателями и поставщиками услуг - все эти компетенции идут с нашей стороны. В традиционном бизнесе всё, в принципе, то же самое. Если ты управленец, то ты должен знать продукт, но твои основные компетенции - организация и управление. Эксперт, который оценит продукт, должен быть в команде, потому что если не будет ценности в продукте, то никакая организация и управление не позволят достичь успеха. Но такой эксперт может быть и внешним. То есть, любой человек из "материального" бизнеса, как мне кажется, вполне может справляться с ИТ-бизнесом. Я знаю лично троих человек, которые являются действующими директорами крупных белорусских ИТ-компаний, не имея при этом технического образования. Они экономисты, и при этом они очень успешны. Здесь главное, чтобы было желание разбираться в этом во всём - и в рынке, и в продукте.
- Какие распространенные ошибки допускают приходящие к вам заявители?
- Часто заявители считают, что идея бесценна, он чуть ли не поймал золотую рыбку. Когда заходит речь о продвижении, о коммерциализации, они говорят, что это должно произойти само собой, и поэтому это не важно. А на самом деле, это огромный кусок работы. То есть, главные проблемы - недооценка масштабов работы и сырость идей.
Беседовал Вадим СТАНКЕВИЧ
Комментарии
Действительно, сегодня реализация идеи стоит несоизмеримо больше самой идеи. Вопрос лишь в том, какова стоимость реализации проекта? В тоже время, при отличном умении продвигать и монетизировать проект снижается ценность самой, даже очень перспективной, идеи. Другими словами, выгоднее будет грамотно поставить магазинчик на рынке для торговли, чем пытаться разрабатывать выдающийся и революционный искусственный интеллект.