Бизнес-ангел Виктор Подгайский об удачном бизнесе и неудачных стартапах

Как много мы читаем про истории успеха молодых бизнесменов. Как проекты превращались в многомиллионный бизнес, как о них узнавал весь мир, или хотя бы вся страна… А в этом материале вы узнаете о проектах, которые «не зашли», а на их примере – о "подводных камнях", с которыми может столкнуться любой начинающий бизнес.

Недавно платформа Ipark.vc разыграла в социальной сети между подписчиками-стартаперами встречу с влиятельным инвестором – Виктором Альбиновичем Подгайским. Победителем стал Алексей Наумович – представитель почти футуристического проекта SkyWay.

Мне удалось побывать на встрече этих двух крайне деловых мужчин и даже записать пару интересных деталей из повествования Виктора Альбиновича. Итак, делюсь с вами тем, что подслушала.

Виктор Подгайский о себе

Я являюсь соучредителем разных компаний, как белорусских, так и иностранных. Мои белорусские компании связаны с реальным сектором: это оптовая торговля, производство. Например, я председатель совета директоров компании «Чистый берег» - крупнейшего поставщика сантехники в республике.

В бизнесе я больше 20 лет. В 1992 году, мне было всего 19, я начал торговать вещами на стадионе Динамо. Но это ещё сложно назвать своим бизнесом. Своё дело по-настоящему у меня появилось, когда мне было 22, - я занялся грузоперевозками. В 1996 году родился «Чистый берег» - в моём портфеле это самая крупная белорусская компания – там сегодня в штате примерно 200 человек и приличные обороты для нашей страны.

А что касается иностранных компаний, в которых я выступил соучредителем, то они, в основном, связаны с IT. Есть те, которые занимаются электроникой, и те, которые производят игры.

Как выучиться на инвестора?

У меня два образования – радиотехническое и экономическое.

К сожалению, заочная учёба в экономическом вузе (а это была середина-конец 90-х) не принесла достаточно знаний. Экономике нас учили те люди, которые когда-то преподавали политэкономию. Это были теоретики: они читали чужие программы, особо в них не вникая.

В итоге получилось, что радиотехнический колледж дал мне больше знаний, чем университет. И я по-прежнему был больше радиотехником, чем экономистом.

Пришлось добирать компетенции, которых не хватало. В 2006 году я отучился на совместном проекте нашего Института приватизации и менеджмента и Шведской школы экономики. Это дало большой толчок для меня уже как бизнес-ангела, появилось совсем другое видение модели инвестирования. И затем – годы непрерывного обучения.

В 2010 году мы создали проект «Бавин». На нём мы, инвесторы, реально учились, создавали некий новый пласт инвестирования, которого до этого в республике не было. Мы учились оценивать проекты, двигать их дальше.

Мы проинвестировали то, что сегодня делает «Евроопт»

Как инвестор на сегодняшний день я принял участие в шести проектах. С двумя из них я уже завершил работу, скоро завершу ещё с одним.

Первый проект, в который я вложился вместе с ещё двумя бизнес-ангелами, – это сервис по доставке продуктов. Это то, что сегодня делает «Евроопт». Мало кто знает, что первыми были мы, разработавшие систему доставки на базе гипермаркета «Гиппо».

Наша команда разработала интернет-портал, который идеально работал с программным обеспечением гипермаркета.

Однако проект плавно завершил своё существование ещё два года назад. Почему так произошло? Поменялась служба безопасности в «Гиппо». Они приняли решение, что рискуют на рынке, предоставляя открытую информацию нам: мы видим остатки товара, цены – мы потенциально можем сливать эту информацию конкурентам. К сожалению, мы не смогли договориться. Во главу угла они поставили безопасность информации и отключили нас от базы.

Затем были переговоры с другими торговыми центрами. В числе прочих, мы делали предложение и «Евроопту». Но в тот момент им было не до нас.

Программный продукт, который мы разработали, нам удалось продать другому проекту, который был совершенно не связан с гипермаркетами – наш продукт был универсальным.

Я не скажу, что проект был совершенно провальный. Но из вложенных мною инвестиций я получил с него лишь десятую часть.

Когда доля в бизнесе не мотивирует

Расскажу ещё об одном проекте, который, к сожалению, «не выстрелил».

Это была игра, которую авторы собирались разместить на App Store и Google Play. Мы – три инвестора – взяли себе долю в 49%, а 51% остался ребятам-разработчикам.

Затем мы приняли решение пригласить внешнего венчурного инвестора – американскую компанию, которая должна была обеспечить выход игры на рынок. Она запросила долю в 40%. Что в итоге получилось? У авторов проекта был 51%, а стал 31. А у нас – вообще 29% на троих.

Такое распределение долей сильно повлияло на мотивацию. У нас было уже меньше 10% на каждого инвестора – мы, по большому счёту уже не являлись какой-то силой, хоть наше мнение, конечно, учитывалось. Но и авторы решили сильно не напрягаться, посчитав, что раз у венчуров доля больше, то и они должны дальше заниматься проектом.

В итоге, венчур начал продвигать игру, в ней оказалось достаточно много недоработок. Ребята отказывались так много работать над проектом, начались противоречия. Мы пытались объяснить ребятам, что если они разбегутся, проект погибнет.

Так и получилось: американская компания увидела, что сроки по предоставлению данных сорваны, и решила не продолжать сотрудничество.

Из-за всех согласований и недопониманий мы потеряли время, больше чем полгода. И наш продукт стал несвоевременным. Мы и так с ним опаздывали. Мы должны были выйти к новогодним праздникам, в ноябре мы должны были быть и на App Store и Google Play, а в итоге вышли в апреле. У нас были конкуренты – кто-то вышел к новому году, кто-то вышел в феврале. К апрелю у них уже появились новые уровни и версии – а мы только запускали наш проект.

Получилось так, что ребята-разработчики не были готовы к такой нагрузке, к необходимости искать компромисс с инвестором и к тому, что их доля в проекте окажется так мала.

От автора

Очень надеюсь, что истории, подслушанные мною в монологе Виктора Альбиновича, помогут молодым предпринимателям избежать в будущем некоторых проблем в работе с инвесторами и партнёрами. Хотя, конечно, проблем всё равно будет великое множество. Главное, как это ни банально, верить в успех и вести честную игру, даже если конкуренция ох как сильна.

В скором времени выйдет ещё один материал, написанный мной совместно с платформой Ipark.vc, а потом ещё, и ещё один. В общем, следите за обновлениями на kv.by.

Инна Рыкунина

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя mike

А автор догадывается, что для инвестиций нужны деньги?

Аватар пользователя Al

Mike, это ты к чему? Не врубаюсь в смысл. Естественно, у инвестора есть деньги! Но статья совершенно не про это, а про неудачные проекты. Чтобы люди учились на чужих ошибках. И, кстати, тут в одном случае сыграла роль типичная локальная черта - быстрое угасание желания работать и зарабатывать при отсутствии немедленного результата. Это беда белорусских стартапов. "Давайте быстренько что-нибудь слепим и посмотрим, как оно". А оно бывает и никак. Тут же всё забрасывается и забывается. Напоминает поведение бандарлогов. )). Поэтому действительно успешных национальных проектов - единицы.

автор > Очень надеюсь, что истории, подслушанные мною в монологе Виктора Альбиновича, помогут молодым предпринимателям избежать в будущем некоторых проблем в работе с инвесторами и партнёрами.

автор > американская компания увидела, что сроки по предоставлению данных сорваны, и решила не продолжать сотрудничество.

Короче - пиши код! Поел? - пиши код! Спать? - пиши код! Отпуск? - пиши код!

Заткнись и считай ПИШИ КОД!

Аватар пользователя mike

Mike, это ты к чему?

Ладно, я смягчил пост. А Логику на этот раз -- плюс. ЖЫрный.