Сегодня мы представляем вам отрывок из будущей книги Юрия Зиссера - президента Центра электронного бизнеса TutBy (www.tutby.com), которая носит рабочее название "Интернет-маркетинг на предприятии".
Как следует из ее названия, книга посвящена рассмотрению вопросов, связанных с организацией специальной службы интернет-маркетинга на предприятиях. И главная ее ценность, на мой взгляд, состоит в том, что здесь излагается большой практический материал, накопленный и в процессе построения собственного бизнеса автора, и в ходе многочисленных встреч, семинаров и других контактов с сотрудниками белорусских предприятий. Другими словами, самое интересное в будущей книге то, что в ней приводится большое количество примеров, основанных на наших белорусских реалиях, в некоторых мы даже можем кое-кого узнать.
Предмет сегодняшней публикации - наиболее типичные ошибки, которые делают предприятия при создании своего собственного корпоративного сайта. Всего их в книге перечислено 20, но я выбрал ошибку под номером 9, поскольку освещаемая в ней тема - критерии выбора разработчика сайта - весьма актуальна и до сих пор вызывает самые горячие дискуссии в оф- и он-лайне.
Сергей ДМИТРИЕВ
Ошибка №9. Разработчика сайта
выбирают по критерию минимальной
цены или минимальных сроков
Конечно, деньги предприятия нужно экономить, да и при выборе явно дорогого поставщика сегодня могут просто обвинить во взяточничестве. Однако многолетний опыт управления проектными работами (McConnell. Rapid Development, 1996) неопровержимо свидетельствует о двух фактах.
Факт первый: минимальную цену (и, соответственно, сроки) предлагает неопытные разработчики, которые не знают всех рисков, связанных с проектированием, особенно в отсутствие технического задания и связанной с этим неопределенности объема предстоящих работ. Обычно это - молодежные студенческие коллективы, готовые работать бесплатно или буквально за копейки, лишь бы набраться опыта. То, что они берутся выполнить разработку в указанные сроки и суммы, совершенно не означает, что оба условия будут соблюдены. Хорошо еще, если они вообще закончат работу над сайтом.
Факт второй: максимальные цену и срок называет опытный и ответственный разработчик, который хорошо видит объем предстоящих работ, знает о возможных рисках, не заинтересован в демпинге для получения заказа любой ценой, как и в последующем неизбежном срыве заниженных сроков. В свою очередь, слишком высокая, на ваш взгляд, цена может явиться следствием известного брэнда опытного разработчика. Поэтому не обязательно выбирать самое дорогое предложение. Главное - сразу отбросить все дешевые.
Но, увы, многие предприятия неизменно поступают с точностью до наоборот! Последствия в виде массы корпоративных сайтов, выполненных учащейся молодежью за 300 долларов, ужасающи. Такие начинающие студии легко распознать по отсутствию портфолио, плохому собственному сайту или его отсутствию, затруднению назвать число и имена сотрудников студии и ее юридический адрес, перегруженности речи компьютерной терминологией, отсутствию понимания того, как работает ваше предприятие, что делает и почему (а часто и отсутствие самого желания понять и умения слушать).
Чаще всего такая студия предстает в единственном лице очень молодого человека, хотя на предприятии его могут лоббировать вполне солидные люди. Постарайтесь под любым предлогом избегать таких "студий". Возможно, лет через 5 из парня получится хороший специалист. А в данный момент подумайте - устраивает ли ваше предприятие роль подопытного кролика, а вас - мальчика для битья?
В целом, цена разработки обычного корпоративного сайта, выполняющего маркетинговые задачи предприятия, профессиональной студией в СНГ составляет 1000-3000 долларов. Причем, трудоемкость разработки сайта зависит не от размеров предприятия, а от планируемых возможностей сайта. Иногда простые на вид вещи требуют большого труда, и наоборот. Себестоимость разработки даже самых простых сайтов с минимумом разделов и весьма скромными возможностями в профессиональной студии не падает ниже 500 долларов. В столицах и крупных городах уровень цен, как правило, вдвое-втрое выше. Более низкие цены студий означают, что сайт делается по бартеру или - из политических соображений - в убыток.
Основанием для таких оценок служит обычный расчет трудоемкости. В разработке сайта принимают участие дизайнер, веб-мастер и программист. Их зарплаты в вашем регионе вы примерно знаете. У каждого специалиста на типовой сайт уходит от недели до месяца рабочего времени. В целом, общая трудоемкость разработки сайта при наличии готовых наработок, опыта и хорошо налаженном конвейерном процессе разработки составляет от 1 до 4 человеко-месяцев. К заработной плате нужно приплюсовать накладные расходы, куда также входит оплата труда квалифицированного менеджера или арт-директора студии, с которым непосредственно общается заказчик. Этот высокооплачиваемый сотрудник студии должен разбираться не только в сайтостроении, но и в вопросах составления, заключения, ведения и исполнения договоров, управлении денежными потоками и т.д.
В состав накладных расходов также включаются амортизация оборудования, доступ в интернет, аренда помещения, коммунальные услуги, бухгалтерия, налоги, премии, отпускные. По опыту многих студий можно сказать, что процент накладных расходов в области разработки сайтов составляет порядка 150-200%. Это означает, что для расчета полной себестоимости разработки фонд зарплаты, приходящийся на данный проект, нужно умножить на коэффициент 2,5-3, а для получения окончательной цены прибавить прибыль в нужном размере - минимум 30% с учетом того, что сами суммы небольшие, проект длится месяцы, и чрезвычайно высок обычный для любых проектных работ риск недооценки объемов.
Если у студии нет собственных компьютеров, бухгалтерии, менеджеров, доступа в интернет и т.д., то это не студия, а студенты или программисты-любители, создающие сайты в свободное от работы или учебы время. Поэтому будьте готовы к тому, что после любителей сайт очень скоро придется полностью переделывать. Скупой, как известно, платит дважды. По этому поводу вспоминается такой пример: когда знакомому менеджеру студии не удалось убедить заказчика в том, что требуемый ему сайт стоит 1000 долларов, поскольку заказчик нашел "шабашника" за 300 и не желает платить ни цента больше, он, т.е мой знакомый, неожиданно сказал мне: "Юрий Анатольевич, я совершенно не волнуюсь за исход дела! Мы с таким сталкиваемся постоянно. Поверьте: через полгода они все равно придут к нам". Жаль, что предприятия учатся только на собственных ошибках.
Другая крайность - "давить" на разработчика с целью резкого ужимания сроков. Мировая статистика по 8000 выполненным проектам свидетельствует, что правильно оцененный срок разработки не может быть уменьшен более чем на 25%, а завершение проектов в срок - скорее исключение, чем правило. Дело в том, что при разработке лишь малое число работ может быть распараллелено между людьми из-за взаимосвязанности процессов. Каждый следующий этап разработки обычно может начаться только после окончания предыдущего. Сдвинуть срок на неделю-другую реально, но нельзя сократить его вдвое. Не пытайтесь угрозами отказа от проекта вынудить разработчика пообещать вам заведомо невыполнимое. Даже если вам удалось добиться значительного уменьшения сроков (или неопытные разработчики сами предложили уменьшить их, чтобы выиграть тендер), не тешьте себя надеждой, что студия выдержит их. Заниженный срок будет заставлять разработчиков работать несколько интенсивнее и только. Если же сайт предприятия нужно действительно запустить раньше - разбейте проект на несколько меньших этапов.
Юрий ЗИССЕР,
президент Центра электронного
бизнеса TutBy,
www.tutby.com
Комментарии
Страницы
А больших отличий вы, уважаемые заказчики, не увидите.
Мои обоснования:
1. Большинство дизайнеров -- молодые люди. Они обладают более гибким умом и тяготеют к самообразованию. И никто не смеет упрекнуть их в том, что они не профессиональны.
Посмотрите на Глеба Марголина из РедГрафика -- какие вопросы к его возрасту? Он профессионал, и этого достаточно.
2. Касательно программистов в веб-дизайне -- как правило, заказчику надо решить достаточно простые задачи. И большое количество "динамических систем обновления" постоено на беслатно-распространяемом движке и имеет одинаковую функциональность.
Зачем платить больше?
Собственно, подводя итог, нельзя судить по возрасту. Надо судить лишь по возможностям (и тем более, если и судить кого, то только независимому эксперту, а не директору интернет-агентства)
Вопрос всем (и защитникам тутбая). Откуда славный г-н Зиссер об этих ошибках знает? Наводящий вопрос: может быть, он имеет большой опыт создания корпоративных веб-сайтов, чтобы делать выводы о типичных ошибках? Нет, и все об этом знают. Кто-нибудь видел хоть один веб-сайт, разработанный тутбайкомом? Только чтобы делать выводы о 20 ошибках, сайтов надо переделать немеренно. Собрать, как говорится, базу данных историй работы с клиентами. Проанализировать все это. Поработать над повышением эффекта от внесения тех или иных корректировок в веб-сайты клиентов, в рекламные и маркетинговые кампании по их продвижению и работы с ними (веб-сайтами). Этого всего г-н Зиссер не делал. Ну не делал же, блин! Так какого ... он об этом пишет?
Здесь есть два варианта:
1. Желание прослыть этаким интернет-гуру у ламерской публики.
2. Попытка жить и творить по принципу, кто знает, тот делает, кто не знает, тот учит.
И первое и второе выставляет г-на Зиссера в дурацком положении.
Плюс к этому просто "сумашедше-стабильная" работа его детища - тутбая. И все становится на свои места.
Что самое интересное, он, г-н Зиссер, обо всем этом знает, он же уже не ребенок. Да и бизнесом не первый год занимается. Хотя... Но вот где засада, свои силы в интернете он не расчитал и уже столько наворотил, что ему только и остается вот так себя закапывать. Он и закапывает. Прямо жаклко мне его. Но молчать по поводу всего этого зиссеровского бредаделания тоже не собираюсь.
Ну очень хочется г-ну Зиссеру, чтобы его считали интернет-ассом. Но кроме желания и расстановки пальцев веером дело дальше не идет. И вот уже обалденные названия вводятся поверх старых "центр электронного бизнеса" вместо "белорусский портал"... должности обалденные "президент центра ...", "управляющий ...". Грамотные люди все это читают и смехом заходиться начинают. А ведь это все действительно смешно, до какой дури может дойти человек. И вроде по заграницам ездит, и лекции в институтах читает. А все одно... Вот же, блин, подарочек байнету достался. Обалдеть!
Только не учтено что дешевле может стоить от того что сайт будет делать та же студия(или часть ее работников) в черную. Получаем тот же сайт но дешевле.
Артем! Всё правильно пишете: возраст - не помеха. У нас на портале работает молодежь (результаты ярко и слишком уж пристрастно описывает Наблюдатель). Проблема - не в возрасте, а в опыте и понимании предмета. Пока человек не сделает хотя бы 20 сайтов, с ним не о чем говорить. А когда сделает - то он уже никогда не будет работать за 300 долл!
Сандерс! Вы правы. Однако "левая" работа и есть левая. ИМХО, хороший работник отличается от плохого тем, что ПАТОЛОГИЧЕСКИ НЕ УМЕЕТ работать плохо! Просто не умеет. Поэтому хороший работник не умеет полноценно работать на два фронта. По моим 25-летним наблюдениям, или на официальной, или на неофициальной работе будет завал. Потому я не доверяю серьезные работы совместителям и публике, соответственно, не советую.
Портфолио осенью будет выложен, за 5 месяцев - 6 сайтов. Имена сайтов писать не хочу - не потому, что сайты плохи. Просто наши разработчики не нуждаются публичном в "разборе полетов" на КВ. Пусть судят заказчики.
круто!!
и по поводу оплаты после 20 сделанных сайтов. с приходом опыта и понимания предмета становится как-то совестно брать более пятисот за работу, которую можно сделать в течение пяти дней в расслабленном режиме. а большинство белорусских корпоративных сайтов в плане разработки дизайна именно в эту категорию и попадает.
Страницы