Мир вокруг нас меняется с колоссальной скоростью: механизмы становятся все более изощренными, а технологии – совершенными. Это накладывает отпечаток на все сферы жизни, в том числе и на образование: школьная программа регулярно пересматривается, требования и объемы знаний – увеличиваются. Нововведения школьники встречают без особого энтузиазма, поэтому специалисты активно работают над изменениями в системе, и одним из таких становится геймификация.
Геймификация или игрофикация – использование игровых методик в НЕ игровых сферах. Свою эффективность метод доказал во многих сферах, более подробно о сферах применения можно прочесть https://mentamore.com/covremennye-texnologii/gejmifikaciya.html .
Специалисты связывают эти результаты не только с новизной, но и физиологическими особенностями: во время игр (в том числе и компьютерных) вырабатывается так называемый гормон «быстрого счастья» - дофамин. А значит, процесс проходит с большей заинтересованностью.
Кроме того, это один из немногих примеров эффективной внутренней мотивации, сменяющий внешнюю. Очки, фишки, похвала и прочие «бонусы», которые собирает ученик в процессе обучения, с одной стороны очень схожи с привычной системой оценивания, но в геймификации исключается концентрация на ошибках, а также вырабатывается внутреннее удовлетворение от хорошо выполненной работы. Учеников перестают ругать за неправильно выполненное задание, но в то же время отмечают каждый успех.
Методика позволяет подстроиться под изменившиеся принципы восприятия информации:
- клиповое мышление;
- дефицит внимания;
- ускорившийся темп жизни.
Почему оценки утратили свою эффективность. Родители и педагоги уделяли активное внимание отметкам, именно поэтому школьники, а в последующем и студенты выработали соответствующую тактику сбора хороших отметок: подготовился к уроку, получил 5/12/зачет, забыл все, что учил, ведь mission complete.
Еще один плюс использования геймификации в образовании – это разнообразие материалов для изучения. Все дети разные, кто-то легче запоминает, когда задание прочитает самостоятельно, а для других важно послушать. В ходе обучения можно распределяться, например, на группы и выбирать подходящие тактики.
Многоступенчатость оценивания не позволяет расслабляться. В геймификации используются уровни, баллы и дополнительные критерии, такие как скорость выполнения, работа в команде и прочее.
Стоит отметить, что материальный аспект или вознаграждение не становится ключевым, игровое обучения ненавязчиво вовлекает в образовательный процесс, и заинтересовывает получать знания не для «галочки», а для собственного самосовершенствования.
Горячие темы