Топ-10 игр и разработчиков игр родом из Беларуси
1. Судьбоносная встреча генерального директора Melesta Александра Мелешкевича и вице-президента издательства Alawar Entertainment Кирилла Плотникова привела к созданию наиболее популярной видеоигры, имеющей белорусское происхождение. "Весёлая ферма" стала не просто игрой, а родоначальником жанра, который в скором времени обзавёлся кучкой неудачливых клонов, - один из признаков бешеного успеха. Высокие продажи и востребованность по всему миру уже сделали эту казуалку живой классикой, которая и не думает уходить на покой. "Весёлая ферма" переведена на дюжину языков, её портировали не только на эти ваши iPhone и Android, но и на Nintendo DS. Самый потрясающий факт, подтверждающий исключительную рентабельность игры, это создание в феврале 2009 года внутренней студии Alawar Melesta в составе Alawar Entertainment.
"Весёлая ферма" переведена на дюжину языков, её портировали не только на эти ваши iPhone и Android, но и на Nintendo DS.
Такое достижение очень трудно переплюнуть - к нему нет рецепта. Здесь речь идёт, скорее, об удаче, таланте, умении сделать "предложение" в нужное время и в нужном месте. Подобные проекты появляются далеко не каждый день, но всегда оставляют свой след в истории.
На сегодняшний день Melesta, по сути, остаётся "командой одной игры", но то, насколько эта "одна игра" "выстрелила", очень трудно переоценить.
2. Wargaming.net и слившаяся с ними Arise, по большому счёту, единственное, чем характеризуется белорусское производство видеоигр класса "Серьёзно". Пусть продукты той же Arise, включая CRPG "Не время для драконов", уместно сравнивать с эксплутационным кино, но они продаются и демонстрируют дизайнерские идеи, а не только "черты программного обеспечения". Arise'овские "Койоты", кстати, были отличным стартом для молодой студии. Кроме того, здесь и далее сфокусируем внимание на Wargaming. На сайте данного разработчика не красуется предложение о покупке самодельных "match 3" или арканоида за 10 долларов, или статичное лого компании. Речь идёт о людях, подаривших миру "Операцию Багратион", "Order of War" и "World of Tanks". Их проекты издавались под эгидой "Нового диска" и Squar Enix, их офис базируется в Лондоне. Это не "подвальные" энтузиасты, которые замораживают свои проекты на время сессии, а когда бюджет внезапно подходит к концу, решают, что им лучше заниматься не ММО, а казуалками. Речь идёт о, выражаясь вульгарно, настоящем, серьёзном разработчике: они на слуху, у них есть "лицо", а у меня есть их визитка... Впрочем, последнее - лишняя информация, да.
Сейчас в World of Tanks пользователей "онлайн" больше, чем в каком-нибудь Eve Online. Довольно весомое подтверждение того, "кто тут номер один". Но картина была бы не полной без толики критики. Видите ли, RTS про Вторую мировую либо абстрактное ММО "про танки" - это своя "личная территория". Это не "рок-н-ролл"/не "брутально"/не "секси". Я не уверен, что трейлеры к подобным проектам являются лидерами просмотров, что про них сделают страйп VG-cats или Penny Arcade, что о них (гипотетически) могут вспоминать, употребляя слова "культовый", "нетленный", "классика". Поэтому, несмотря на успех у целевой аудитории, из соображений объективности у меня не хватит духу назвать игры Wargaming.net "играми мирового масштаба" - скажем так, они не будоражат умы геймеров по всему миру.
Сейчас в World of Tanks пользователей "онлайн" больше, чем в каком-нибудь Eve Online.
3. Steelmonkeys. Ещё одна наша студия с представительством в Великобритании. Как оказывается, того же Rocky (который про "Сталлоне") для Game Cube сделали наши соотечественники. Они же сделали Bob the Builder (2000) (PC, PS), Master Rallye (2001) (PC, PS2), Corvette (2003) (PC, PS2, Xbox), Spy Hunter (2003) (PC), "Багги: Короли бездорожья" (2006) (PC) и Moorhuhn Fun Kart 2008 (2008) (PS2). А сейчас на очереди у "Стальных обезьянок" числятся такие тайтлы, как Post Apocalyptic Mayhem или 2 Days to Vegas. Я понимаю - названия не заставляют вас трепетать или восклицать "о, уау, правда? всё это делали наши разработчики?". Тем не менее, лично меня восхищает ориентация на самые разные платформы и регулярность релизов в нулевых годах. Причём, согласно агрегатору рецензий, игры от Steelmonkeys довольно часто получают оценки по 70% и выше. В этом я вижу упомянутый "мировой уровень": разные консоли, попсовый жанр, работа с несколькими западными издательствами. Разумеется, подобных компаний много, и речи о какой-либо конкуренции с играми мэинстрима не идёт, но "однодневных" компаний более низкого уровня, которые вообще не заслуживают внимания, ещё больше, а "стать одним из лидеров Индустрии" - задача сродни космической программе.
Игры от Steelmonkeys довольно часто получают оценки по 70% и выше.
4. Компания Floodlight Games. Разработчик казуальных игр, сотрудники которой трудятся в Бресте, Москве и Киеве. За плечами основных сотрудников Floodlight более десяти проектов в составе бывшей компании ZagZag. Это квесты про Агату Кристи (те, которым оценки меньше) и по телесериалу Women's Murder Club (те, которые не для Nintendo DS).
За плечами основных сотрудников Floodlight более десяти проектов в составе бывшей компании ZagZag.
Я рад, что данный творческий коллектив нашёл свою нишу и аудиторию. Собственно, пусть он в своей нише и остаётся, а своей аудиторией и оценивается. Мне же сказать нечего. Предпочитаю квесты от LucasArts.
5. VeronIT. Люди, которые, по идее, должны быть известны за выпуск в далёком 2007-м игры "Безмолвие" (The Time of Silence). Поскольку "Безмолвие" было продуктом, о котором нужно "молчать, а не говорить", чтобы он продавался, то конец был немного предсказуем. Сейчас в Сети тяжело найти упоминания об их детище, ещё сложнее найти людей, которые о нём помнят, а тем более, тех, кто имел "удовольствие" ознакомиться с проектом лично. Я, кстати, отношусь к последним, и, более того, в своё время предоставил публике обзор сего недоразумения. Возможно, всё не было бы так плачевно, если бы авторы, проглотив своё самолюбие, пришли к осознанию того, что "НЕ стоит делать масштабное RTS, если у вас нет производственных мощностей, опыта и бюджета". И, возможно, если бы звуки выстрелов не были записаны со стука палочки о стол, все разновидности техники не были бы похожи на одинаковые кирпичи, а в масштабных сражениях участвовало чуть больше, чем 20 единиц техники одновременно за каждую из сторон, то "Безмолвие" являлось просто "дешёвой игрой". Также это "шлак", страшная диковинка вроде заспиртованных эмбрионов на полке музея естествоведенья.
Поскольку "Безмолвие" было продуктом, о котором нужно "молчать, а не говорить", чтобы он продавался, то конец был немного предсказуем.
Конечно, в мире существуют и другие примеры игр подобного рода, разительно напоминающих The Time of Silence историей возникновения и содержанием, однако не то чтобы это извиняло первую и последнюю игру VeronIT в рамках исторического обзора Индустрии.
6. Казуальные игры Aliasworlds "продаются" и "играются" на английском языке и представляют собой именно "казуальные" игры. Дело в том, что сейчас "казуалками" часто называют "маленькие" игры с небольшим бюджетом и простых жанров. Это верные признаки, однако суть заключается в ориентированности "казуальных проектов" на людей, которые играми не увлекаются. Согласитесь, World of Goo, Plants vs Zombies, Zuma и Cryon Physics Deluxe вряд ли оставили равнодушными игроков по всему миру из-за небольшого бюджета, неименитой команды или "недостаточной хардкорности". Что же касается платформеров и аркад про полярного медвежонка Snowy за авторством Aliasworlds и других их "брендов", то они не выглядят амбициозными - в них действительно будут играть только те люди, которые играми не увлекаются, а, следовательно, не знают об альтернативе. Да, стиль выдержан, звуковое и графическое оформление не содержит огрехов; нет неотёсанности, нет "аляповости", однако игровой процесс оставляет желать лучшего. Аркады вроде "разноси еду в закусочной" довольно рутинны, и, кажется, негласно ставят за цель, скорее, занять время "пользователя", чем развлечь его. А игры про того же Snowy, так сказать, визитная карточка компании, которые стараются походить на Супер Марио своим классическим геймплеем сайдскроллера, а также ответвлениями в разные жанры, не выдерживают конкуренции с классикой времён NES. То есть, запустив эмулятор 8-битной приставки и опробовав пару хитов двадцатилетней давности, вы проведёте досуг намного более весело, чем за триал-версией игры от Aliasworlds, а главное - бесплатно.
Aliasworlds - не тот случай, когда ты гордишься или, наоборот, стыдишься, что "эти люди" являются твоими согражданами - тебе просто приятно. Тем не менее, деятельность Aliasworlds, скорее, бизнес, нежели искусство, поэтому Я не стал бы принимать их за неогранённый алмаз, золотую жилу, а уж тем более, не стал бы ждать от них внезапного "откровения".
Aliasworlds - не тот случай, когда ты гордишься или, наоборот, стыдишься, что "эти люди" являются твоими согражданами - тебе просто приятно.
7-8. Awem studio/Shamon games. Среди послужных списков этих компаний есть и клон Zuma, и браузерная ММО. Работают они порознь и ничем особенным не выделяются.
На данный момент последним значимым произведением тандема этих предприятий стала Sims-like/RPG казуалка The Island: Castaway. Что характерно, в обзорах разработчиков и предложениях о покупке игра упоминается как сделанная той или иной компанией, но не двумя вместе. Подозреваю, так оно солиднее и престижнее, правда, намекает на самомнение обоих авторов.
С упомянутой игрой не всё гладко. Когда первыми фразами главного героя являются "это похоже на плохой фильм" и "смотрите, стереотипный тропический остров"; игра озвучена профессиональными разработчиками, а предложение о покупке содержит рекламные тезисы "8 часов геймплея", "200 квестов" и "кинематографичный сюжет", тут впору задуматься. Всё это, знаете ли, заставляет смотреть на The Island: Castaway со скептицизмом. Я так и не смог углубиться в игровой процесс - подай-принеси квесты и "высокохудожественные" разговоры на английском уровня младшей школы были для меня словно попытка плыть по вязкому киселю из глупости. Впрочем, комментарии к игре можно разделить на: 80% "нравится, но застрял, помогите!" и 20% "прошёл неделю назад, очень понравилось, рекомендую". Комментарии эти, как правило, к хвалебным рецензиям "сочувствующих" нише The Island критиков. Так что всё не так плохо: где-то там, в странах победившего капитализма, некто находит в таком специфическом продукте своё сомнительное удовольствие на день. Как вывод, сотрудничество Awem и Shamon не самая плохая идея, если оно действительно приносит прибыль на практике.
Когда первыми фразами главного героя являются "это похоже на плохой фильм" и "смотрите, стереотипный тропический остров"; игра озвучена профессиональными разработчиками, а предложение о покупке содержит рекламные тезисы "8 часов геймплея", "200 квестов" и "кинематографичный сюжет", тут впору задуматься.
9. Vizor Interactive выпустили в свет нечто под названием "Зомби Ферма", про что я предпочту даже не узнавать (см. лидера топа), а также, внезапно, ММО на флэше под названием U.N.I.T. Так как это одна из немногих работающих ММО с авторами из нашей страны, разумеется, она привлекла моё внимание. U.N.I.T. старается походить на Fallout, причём абсолютно во всём - от сеттинга и графического исполнения до интерфейсов и игрового процесса. Я, конечно, тоже люблю "Великий и Постапокалиптический", но подражание не должно приобретать такую гипертрофированную ориентированность, иначе это становится похоже на "продажу Adibas и Caca Cola". Вообще же, откинув предрассудки, "Унит" (или, вернее, Ю Эн Ай Ти) действительно можно сравнить с таким "маленьким, тёплым, карманным Фолаутиком-онлайн (особенно радует бесшовный мир)". Делать подобное сравнение, правда, лучше, закрывая глаза на его неотёсанность, попытки преподносить игровой мир с юмором и местный контингент. Кроме того, обязательно стоит забыть о русском Time Zero - идейном конкуренте. В остальном стоит отдать Vizorам должное - они заставили свою далеко не маленькую по наполнению и вторичную по виду игру работать и зарабатывать.
"Унит" действительно можно сравнить с таким маленьким, тёплым, карманным Фолаутиком-онлайн.
10. Pozirk games. Разработчик и дистрибьютор игр на flash. Судя по всему, состоит из одного человека. Победитель в номинации "Самое Белорусское название среди Белорусских разработчиков". Продукция загружается на ваш айфон или играется на "флэше" прямо в окошке браузера. Довольно заманчиво, если у вас нет консоли или личной жизни.
Победитель в номинации "Самое Белорусское название среди Белорусских разработчиков".
Евгений ХОМЕНКО
Комментарии
Во-первых, Wargaming.net -- это номер 1, во-вторых, здесь нет xanaogames... В общем, Женя, что заказали, то и написал:)
Кристофер
знай наших
1. по-моему, топикстартер нуб и не шарит. Ну пишешь ты, чудак, статью под заказ - пиши грамотно. Во-первых, мужчина, где ты видел команду vEronit. Может, VironIT ?
(выучить название ? не, не слышал). Безмолвие выпускалось тимой в 5 человек. И это был их первый проект. Они справились с задачей. факт.
2. Варги (Варгейминг ну или Варнинггейм) создели прекрасную вещь. WoT.
3. Вижу попытки просто "облить дерьмом" всех и вся. Лучше бы ты, как "грамотный" аналитик расписал плюсы и минусы каждой организации, сделал выводы, дал советы. У тебя, топикстартер, все сводиться к следующему: "мне нинравиццо они гамно. адынадынадын".
4. комментарий о том, что мне "нинравиццо" - просто феерический высер. Вам бы, мил человек, сразу давать линк на свой сайт и говорить: гляньте, мужЫЫки, айм дЭвелАпИр. Йа делаю тетрис круче, чем Чак делает двойной удар. Ну зачем так эпично сливаться то ?
в общем, это сугубо мое мнение -цЫрк через много буковок Ы.