90-е по праву считаются золотым временем для игровой индустрии. Именно тогда формировались жанры. Многие нынешние проекты заходят в тупик и обращаются к «родителям» за советом. Куда расти дальше? Ответ получают незамедлительно. «Вы не вперед двигайтесь – в прошлое загляните».
Ретрогейминг набирает популярность. Разработчики все чаще перезапускают классику и штампуют переиздания. Современные проекты возвращаются к корням. KV.by предлагают окунуться в омут ностальгии и вспомнить времена, когда не было постановки, но был глубокий игровой процесс. Когда не было роликов по 20 минут, но были математические расчеты. Когда приходилось много думать, быстро реагировать и делать многозначительные выводы.
Half-Life (Valve Software, 1998)
Начальная сцена Half-Life кричит во весь голос: «Перед тобой особенный шутер, пристегнись, ты запомнишь его на всю жизнь». От лица физика-теоретика Гордона Фримена мы добрых 5 минут трясемся в вагонетке, рассматривая, как суетится научно-исследовательский комплекс Черная Меза: люди и машины работают в поте лица. Следующая картина – неудачный эксперимент. В комплекс телепортируются инопланетные существа и грызут каждого, по чьим венам течет кровь. Фримен берет в руки оружие и пытается исправить положение вещей.
Мы излазаем Черную Мезу вдоль и поперек. И поразимся, насколько в игре замечательная архитектура уровней. Будем убивать громадных монстров и давать отпор военным, судорожно переключаясь то на автомат, то на дробовик, то на гранаты. Попадем в плен, лишившись оружия. Игра регулярно преподносит сюрпризы, а в конце меняет все правила и отправляет героя в другой мир.
В 1999 году появился мод для Half-Life под названием Counter-Strike. Игра превратилась в серию и стала киберспортивной дисциплиной. Black Mesa, римейк оригинальной Half-Life, в 2015 году добрался до Steam Early Access. Ждем финальные главы.
The Neverhood (The Neverhood, Inc, 1996)
У каждого была своя The Neverhood. Кто-то помнит километры блокнотных листов, исписанных в тщетных попытках решить очередную загадку. Без интернета было тяжко, потому что ход мыслей авторов далек от понятий логики. Кому-то запомнилась музыка. В наши дни ее можно услышать в передачах на ТВ. Есть группа людей, в умах которых The Neverhood ассоциируется с фанатским переводом и длинным коридором с анекдотами вместо матчасти. Но абсолютно все любят игру за пластилиновый мир, чувство юмора и космическую тайну.
Трудно представить, сколько сил ушло на лепку локаций и героев. Как это снималось, монтировалось, а главное – рождалось в воображении. Игра представляет собой квест, где большую часть времени нужно думать. Причем над всем: кто этот герой по имени Клэймен, что происходит, какого черта я уже 2 часа топчусь в пределах 3 экранов и не могу продвинуться дальше.
В 2015-ом авторы The Neverhood подарили индустрии Armikrog, закиданную гнилыми овощами всеми прослойками играющего населения. Казалось бы, все на месте: и пластилин, и юмор, и космос. А магии нет.
Dune II: The Building of a Dynasty (Westwood Studios, 1992)
Садясь за Dune II многие понятия не имели, кто такой Фрэнк Герберт, и что это за книжка «Дюна», вышедшая в 1965 году. И это было замечательно, поскольку Dune II не требует подготовки и объясняет все на месте. Есть 3 противоборствующие стороны со своими отличиями: Атрейдесы, Ордосы и Харконнены. Выбирай понравившуюся династию и веди ее к великой цели - стать хозяином Дюны. И не забудь, что песчаный червь лакомится не только вражеской техникой.
Dune II – стратегия в реальном времени, где во главу угла поставлена постройка базы, добыча ресурсов, накопление армии и уничтожения неверных. Под крутую музыку танки давят пехоту, на базе строится станция энергии, где-то в песках харвестер добывает Пряность (местные деньги). Постепенно играть становится сложнее. Противник звереет. Нужно следить за происходящем в нескольких точках на карте.
В наших краях большей популярностью пользовался картридж для Sega Mega Drive (называется Dune II: Battle for Arrakis), нежели версия «Дюны» под DOS. Позже были Command & Conquer, Red Alert, Age of Empires и др., но первые стратегические ночи мы провели на Арракисе.
Doom (id Software, 1993)
Doom из той породы игр, где о сюжете можно узнать только из мануала. Безымянный герой не подчинился приказу открыть огонь по гражданским и был сослан на Марс. Теперь он работает на синдикат, проводящий на планете секретные эксперименты.
Испытание телепортов между спутниками планеты Фобосом и Деймосом окончились скверно. Во врата постучали адские создания и устроили людям кровавую баню. С Фобоса запросили помощь. Так как герой военный, то разгребать мусор придется ему. Да и напарников, по видимому, уже съели.
Быть уборщиком не так скучно, когда дело касается Doom. Впереди непрекращающаяся шинковка демонов подручными средствами в виде ракетомета, бензопилы и той самой BFG9000. Уровни-лабиринты полны разноцветных ключей, ловушек и секретов. Стоять на месте некогда. Герой быстро носится и стреляет, а игрок выплескивает накопившуюся ярость в виртуальный мир, сияя от счастья.
Doom стала предтечей скоростного прохождения игр (спидрана). В 2016-ом на прилавки упала DOOM (она же Doom 4), вернувшаяся к оригинальной концепции: бешеная скорость, мясо и минимум сюжета. Индустрия безумно скучала по такому коктейлю.
System Shock (Looking Glass Studios, 1994)
Хакер пытался завладеть файлами о космической станции Цитадель, за что был пойман и получил предложение, от которого трудно отказаться. Обвинения снимут, плюс подарят нейронный имплантат. Ты только взломай искусственный интеллект SHODAN, управляющий Цитаделью, и все получишь. Герой удаляет этические ограничения SHODAN и после того, как ему вживляют обещанный имплантат, впадает на полгода в кому. Очнувшись, хакер обнаруживает, что по Цитадели бродят монстры. ИИ мнит себя Богом и собирается убить жителей Земли.
Спасать человечество все же надо, посему герой исследует запутанные коридоры комплекса, отстреливая киборгов, решая задачи, читая записки и собирая полезные предметы. Время от времени нужно посещать киберпространство, напоминающее психоделический сон. Внутри – невесомость и борьба с программами безопасности ИИ. В финале с SHODAN удается покончить, но в сиквеле выяснится, что праздновать было рано.
Римейк оригинальной игры находится в разработке. В июле успешно завершилась кампания по сбору средств на Kickstarter. SHODAN вернется. Она всегда это делает.
Fallout (Black Isle Studios, 1997)
«Война никогда не меняется». Так говорят фанаты Fallout на протяжении почти 20-ти лет, противореча Солиду Снейку из Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, утверждающему, что война изменилась. В некоторой степени он прав, потому как Fallout 4 докатилась до того, что отыгрывать роль в ней абсолютно невозможно. В 90-х трава была зеленее. Хотя постойте. Там ведь пустоши.
Вы – выходец Убежища под номером 13. Ваша задача заключается в нахождении водного чипа. Если не справитесь, то община помрет от жажды. Время ограничено: всего 150 дней. Начать поиски лучше с Убежища 15.
Первый выход в пустоши, встреча с враждебной фауной, супермутанты, люди-сволочи, Джанктаун, псина в качестве спутника – это приключение не забыть. Герой может заговаривать зубы, блистая интеллектом. Выносить все, что движется, напирая на боевые навыки. Даже персонаж с единицей интеллекта способен добраться до титров, неся околесицу вместо ответов на заданные ему вопросы. Fallout – по-настоящему народная игра для нашего человека. Мало кому удалось получить такой статус. Мы страшные романтики, не иначе.
Full Throttle (LucasArts, 1995)
В 90-е LucasArts выдавала шедевральные квесты, вписывая имена своих сотрудников в историю. Серия Monkey Island про знаменитого пирата Гайбраша Трипвуда, детектив Sam & Max, загробная, пропитанная тонким юмором Grim Fandango – далеко не все заслуги компании. Наверняка многие помнят Full Throttle. Нет? А если включить трек Legacy рок-группы The Gone Jackals? Да-да, это оно.
Президенту компании «Корли Моторз» нужно было попасть на встречу с акционерами. Он попросил Бена, лидера байкерской банды «Хорьки», об эскорте и получил отказ. Грубость стоила Бену удара по голове. Байкерам наврали, что лидер дал добро и уехал вперед. Эскорт получен. Бен приходит в себя и бросается в погоню.
Full Throttle – необычная графическая адвенчура. Хождение по локациям, болтовня с персонажами и использование предметов не по назначению разбавляются интерактивными заездами. Бен, мчась на мотоцикле, избивает байкеров ногами, цепями, досками, навевая воспоминания о Road Rash.
Переиздание квеста ожидается в 2017 году. А пока можно снова включить на полную композицию Legacy.
Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest (New World Computing, 1995)
Heroes of Might and Magic – еще одна поистине народная штука. Первая часть фентезийной пошаговой стратегии с ролевыми элементами Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest задумывалась как спин-офф серии Might and Magic. Затея обернулась рождением нового франчайза. Тщетно пытаются современники достигнуть успеха лучших частей «Героев». Поклонников кормят непотребством. Те в свою очередь вспоминают A Strategic Quest, заложившей фундамент серии, и пускают слезы по былым временам.
На континенте Энрот борются за власть 4-ре правителя: вождь Слейер, колдун Аламар, королева Ламанда и лорд Морглин. Чью сторону выбрать – решать вам. Правда, есть канон, так что в любом случае победит лорд Морглин, но это пустяки. Ближе к финалу 3 лагеря объединятся, чтобы дать отпор игроку, а затем сдадутся и присягнут владыке континента. После чего тот выберет другую сторону и вновь будет наматывать часы в пошаговых боях, получая удовольствие от каждого результативного решения. И пусть искусственный интеллект предсказуем. Тогда это не имело значения. Тогда мы были героями.
Diablo (Blizzard North, 1996)
В играх Blizzard живут годами, находят свою любовь, проводят свадьбы. Также поливают друг друга грязью, куда без этого. Киберспортивные дисциплины компании транслируются по ТВ и в интернете. Blizzard десятилетиями поддерживает свои проекты: исправляет ошибки, корректирует баланс. Изображениями The Lost Vikings, Warcraft: Orcs & Humans и StarCraft можно иллюстрировать 90-е. В ту же коллекцию входит hack and slash, RPG и по совместительству экшен Diablo с геймплеем, к которому быстро привыкаешь и хочешь новую дозу.
Подземелья города Тристам под завязку набиты чудовищами всех мастей. Уровни генерируются случайным образом (с редкими исключениями). Повезет – найдете крутой доспех в ближайшем сундуке. Не повезет – будете убивать нечисть и не получите даже среднего качества оружие. Рандом делает каждое прохождение уникальным. По этой причине спуск в Ад и убийство Диабло превращается в бесконечное путешествие, от которого нельзя оторваться. Добавьте сюда мультиплеер до 4 игроков и вы поймете, что такое родительская ругань или завал на работе. Случайности не случайны – это не про Diablo.
Grand Theft Auto (DMA Design, 1997)
«Зачем нужно есть капусту, если есть картошка?» Вероятно, это самый важный вопрос, к которому пришла серия Grand Theft Auto. Если поставить эту фразу на рельсы жизни, то получится что-то вроде «Зачем играть в другие игры, если есть GTA?» Действительно, зачем?
Сейчас GTA – это интересный сюжет с колоритными персонажами. Фантастическая работа с эпохой и культурой. Шикарный юмор. Взрослая постановка. Всему этому серия обязана постоянно растущему мастерству ее авторов и развитию технологий. Другая сторона GTA – песочница с безнаказанным насилием. Тем, из-за чего адвокаты лишаются лицензий, а родители – нервных клеток.
И все это было в 1997 году с видом сверху, с теми же радиостанциями и полицией. В Grand Theft Auto можно крушить, угонять, перекрашивать машины, давить, расстреливать пешеходов, свободно перемещаться по городу. Коль надоест рутина, но выручку придут миссии, где нужно грабить банки и выяснять отношения с гангстерами.
К перспективе сверху разработчики Grand Theft Auto вернулись в Chinatown Wars для портативных консолей и мобильных устройств. Тоскующие, вы знаете, на какие настраиваться волны.
К сожалению, рассказать в рамках одного материала о всех компьютерных звездах, взошедших на небосклон игровой индустрии в 90-х, невозможно. Но как хочется! Тогда появилась Quake, популяризовавшая киберспорт. Вышли Wolfenstein 3D и Duke Nukem 3D (помните, что первые две части «Дюка» являются платформерами, а не шутерами?). Мы защищали базу от инопланетян в X-COM и делали кровавые добивания в Mortal Combat. Исследовали открытый мир The Elder Scrolls: Arena и лихачили в The Need for Speed да Carmageddon. Вместо харизматичного Нейтана Дрейка балом приключенческого жанра правила сексуальная Лара Крофт. В 1998 году подкралась Thief: The Dark Project и выстрелила Baldur's Gate. Кто-то пропадал в космических Star Control и Homeworld. В конце концов шла война червей с автоматами в Worms.
Дорогой читатель, а во что играл ты в 90-е? И какие воспоминания остались с тобой навсегда?
Комментарии
Страницы
ГДЕ ЦИВИЛИЗАЦИЯ?
Как можно составить топ 90-х годов без Цивы???
а казаки , кс 1.5 ?)
Вот вроде и не техническая статья, а все равно гуманитарии из редакции налажали... Дети, не пишите о том, в чем вообще ничего не понимаете. Я бы уволил главреда, который пропустил ТАКОЕ.
где UFO 1й ??? ГДЕ?
p.s а таки помянули что некую базу там защищали... проморгал
Вообще нужно было бы перечислять не конкретные игрушки, а целые классы игрушек, которые появились в 90х.
Например
1. Шутеры - Doom, Quake
2. Пошаговые стратегии - Civilization, Master or Orion
3. Реалтаймовые стратегии - Warcraft, Starcraft
4. Тактические шутеры - XCOM/UFO, Jagged Alliance
и т.д.
Jagged Alliance ...эх было время)
(цит.) "Quake является родоначальником одной из самых успешных игровых серий", первая игра с 3D-графикой Quake 1 (1996), суперпопулярный в конце 90ых Quake 2 (97ой), Quake 3 (99ый г.).
Можно вспомнить еще юморной шутер Duke Nukem (1991). Кстати, в конце года выйдет Duke Nukem 3D!
Пруф?
Duke Nukem 3D: 20th Anniversary Edition World Tour, ссылка.
Ясно, римейк. А я уж подумал, что делают что-то новое.
Страницы