Дилемма инноватора

http://adam.by/wp-content/uploads/2011/05/evrika.png

В нашей компании часто проводятся мозговые штурмы на тему «поиск новых проектов», «инноваций». Совещания, приправленные различными соусами типа «голубые океаны» или «концепция ежа», проходят горячо, вызывают у участников интерес. Но на проработке выгодного бизнес-направления все обычно и заканчивается. Почему?

На первый взгляд, практически любой бизнес выгоден, и, имея достаточные финансовые ресурсы на вход, можно развить данное направление. Но одно дело теоретизировать, другое взять и сделать.

Приведу несколько примеров.

Несколько раз обсуждали проект по оффшорному программированию. Есть рынок сбыта, в том числе и международный, есть  квалифицированная рабочая сила и т.д., короче все условия. Но, когда приближаешься к стадии детальной проработки, возникает много вопросов и сомнений.

Неоднократно слышал от коллег, что выгодно было бы создать свой автопарк, так как грузоперевозки занимают существенную долю в затратах, плюс еще и перспектива международных перевозок. Возможно это так, но доказать, что это выгодно для компании, еще никто не смог или не захотел.

Сейчас поиск новых направлений приобрел особенную актуальность. Руководство обозначило следующие критерии:

  • производственный проект;
  • местное сырье;
  • экспортный продукт;
  • высокая добавленная стоимость.

Но все-таки первый вопрос – это КТО? Кто способен взять на себя реализацию своего или чужого предложения и почему никто не хочет возглавить новые направления и ими заниматься?

  • Тот, кто понимает и может – уже что-то имеет и на новом месте не хочет терять то, что уже им достигнуто (особенно в зарплате и должности).
  • На новые проекты нужно назначать перспективных, но в тоже время опытных «своих» сотрудников, кто может развиваться и сам искать решения проблем, либо новых людей с их разработками и идеями. Вопрос доверия и управляемости.

Есть другие моменты:

- Все познается в сравнении. Можно создать бизнес для нескольких сотрудников. Но крупной компании интересно, чтобы инновация или новый проект был в будущем соразмерен с основным бизнесом или хотя бы полезен для него, иначе, зачем это нужно.

- Порог входа. Чем выше порог входа в новый проект или цена инновации, тем больше риск. В период кризиса риски удваиваются, а от неудачных инноваций погибают и «великие» компании. То же самое происходит и в частной жизни: со своим бизнесом или совершенно новым проектом под собственным руководством (см. пост «Как по неосторожности разрушается бизнес. И жизнь»). С другой стороны в большой бизнес и порог входа не может быть маленьким.

«Стратегия устойчивого роста бизнеса – это практический подход к  достижению радикального роста завтра и получению необходимых прибылей сегодня».

А если оглядеться, куда инвестирует крупный белорусский бизнес. В строительство бизнес и развлекательных центров, в retail (не стал писать по-русски, чтобы не ошибиться :) ), и всё остальное, что ориентировано на внутренний спрос. Это хорошо и прибыльно, когда растет экономика и благосостояние населения. А кто инвестирует в производство экспортных продуктов…

Предлагаю всем вместе подумать о том как, все-таки, сломать собственные стереотипы и в компании и в результате – выйти на новые рынки? Может быть, заодно ответим на вопрос КТО? Задаю этот вопрос сотрудникам нашей компании и всем остальным читателям, кто способен сломать стереотипы свои и своей (Вашей) компании. И не просто сломать стереотипы, а начать вместе с единомышленниками новое дело (возможно, в рамках уже существующего “старого”). КАК он (руководитель или простой сотрудник, специалист) может это сделать?

А для тех, кто может, Ричард Брэнсон даёт совет: «К черту все! Берись и делай!»

Алексей Маханько

Пост в блоге Адама Палюховича

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Страницы

Неоднократно слышал от коллег, что выгодно было бы создать свой автопарк, так как грузоперевозки занимают существенную долю в затратах, плюс еще и перспектива международных перевозок. Возможно это так, но доказать, что это выгодно для компании, еще никто не смог или не захотел.

Ну, вы рассуждаете на примитивном уровне. Примерно представляю себе возможности вашей компании. Грузоперевозки - крайне рискованный и сложный бизнес. В вашем случае проще делегировать их другим. Иначе потребуется не только автопарк, а ещё много такого, чего у вас нет. Нужны - А - профессиональные водители, Б - авторемонтный участок, В - гаражно-парковочное хозяйство (вы же не будете арендовать машины, в этом смысла нет). Необходимы и современные грузовики, обязательно иностранного производства (европейские модели). Только они позволяют эффективно работать, не тратя большую часть времени на ремонт и ТО и воспользоваться обширной сетью сервисных центров в Европе и СНГ. Их стоимость (и фур) - десятки тысяч евро за единицу... Вам потребуются классные автомастера, способные "на коленке" устранить сложную неисправность, специалисты-управленцы и проч... Вы сами грузоперевозки не сможете наладить НИКОГДА, для вас это утопия, забудьте. 

Несколько раз обсуждали проект по оффшорному программированию. Есть рынок сбыта, в том числе и международный, есть  квалифицированная рабочая сила и т.д., короче все условия. Но, когда приближаешься к стадии детальной проработки, возникает много вопросов и сомнений.

Даже не смешно. Вам "с нуля" придётся создавать бизнес, о котором вы знать ничего не знаете. С ваших слов выглядит это так: давайте соберёмся, создадим Google или компанию "ЕПАМ", будем аутсорсить и завтра выйдем на IPO на фондовой бирже в Нью-Йорке?.... С чем вы к клиенту пойдёте? Какое портфолио ему предоставите? Мы хотим, очень-очень?.... В таких случаях крупные компании покупают готовый бизнес. Но это - огромные деньги, особенно в сфере ИТ и аутсорсинга. А что вы можете вложить в дело, может, миллионы долларов, мощный интеллектуальный потенциал, обширный портфель заказов? Вы, извините, "на ладан дышите", а ваши рассуждения о "квалифицированной рабочей силе" и "международных рынках сбыта" похожи на игру в "солдатики" либо на отвлечённые разговоры пастухов об огромных отарах овец и тучных пастбищах, которые им не принадлежат, но вот если бы да кабы...

- Все познается в сравнении. Можно создать бизнес для нескольких сотрудников. Но крупной компании интересно, чтобы инновация или новый проект был в будущем соразмерен с основным бизнесом или хотя бы полезен для него, иначе, зачем это нужно(?)

Риск "прогореть" с инвестициями всегда велик. Именно поэтому и создаются институты, которые объединяют инвесторов и бизнес-ангелов, готовых рисковать и вкладывать. Они уже, как правило, давно достигли "потолка" в своём бизнесе и ищут способы выйти на новый уровень, отлично понимая, что может и не получиться. Они лишь вкладывают деньги и готовы не мешать энтузиастам работать, только делайте! 

А вы, извините, пытаетесь пристегнуть дохлую лошадь к чужому паровозу. Т. е, фактически запросто хотите, С КОНДАЧКА!!!, создать новый бизнес с помощью НЕСКОЛЬКИХ!  эфемерных "сотрудников", сразу успешный  и без особых затрат, да чтоб обязательно вытянул всю вашу фирму, вместе с ворохом проблем... Да те люди, которые могут быстро построить что-то подобное в сфере ИТ, имеют связи, заказы, выходы на международные производственные цепочки и клиентов - давно при деле, получают зарплаты в тысячи и даже десятки тысяч долларов и вы, вместе со своими проблемами им НЕ НУЖНЫ. Зачем им такой тяжёлый и неудобный "прицеп"? А вам, даже для одной попытки создать хотя бы нечто отдалённо похожее, потребуются долгие годы, хоть тысячу программистов наймите. Бизнес этот возводить придётся по кирпичику, мало того, что самим надо будет переобучиться, кровью и потом схемы выстроить и обкатать, деньги вложить огромные, создать собственную команду. И ещё неизвестно, что на выходе будет... 

Ричард Брэнсон даёт совет: «К черту все! Берись и делай!»

Что-ж, для статьи годится - грамотно. Только вам этот постулат не поможет. Это, скорее, в качестве лозунга подойдёт, для какой-нибудь вашей деловой вечеринки.

Предлагаю всем вместе подумать о том как, все-таки, сломать собственные стереотипы и в компании и в результате – выйти на новые рынки?

Дружище, волшебной палочки не существует. Для того, чтобы выйти на новые рынки и горизонты, вам необходимо серьёзно заняться основным делом - (я так понимаю, что речь идёт о торговле металлом), пересмотреть своё отношение к нему, сломать стереотипы, серьёзно усилить менеджмент, построить бизнес по новому и добиться успеха. Нужно избавиться от тех, кто работать не хочет и уповает на разного рода прожекты, найти и обучить тех, кто хотел бы и сможет работать лучше. Выйдите на уровень если не ArcelorMittal, то хотя бы "Металл-Профиля". Тогда, возможно, и диверсификацию какую-нибудь организуете, со временем, конечно. Так-то вот, ребята...

Может быть, заодно ответим на вопрос КТО?

На вопрос КТО? ответить несложно. Это вы сами должны сделать, а не кто-то из посетителей этого или другого ресурса. Всё только от вас зависит. Таскать "каштаны из огня" чужими руками не получится. Всё по Ричарду Брэнсону - Берись и делай! А пока нет реальных действий, подкреплённых солидным финансовым и кадровым обеспечением, нет ни дилеммы, ни инноваций. Есть только бесполезное сотрясение воздуха...

Аватар пользователя Enki

Автор демагог!

У меня создалось впечатление что автор наслушался БТшных передач (репортажей) о инновациях, инновационном развитии.

Аватар пользователя mike

Предлагаю всем вместе подумать о том как, все-таки, сломать собственные стереотипы и в компании и в результате – выйти на новые рынки

Ага. Типо "тут прихватим, там прихватим". Итог: энергия уходит в лозунги, а дело в говно.

Ну, бывает:-)

Аватар пользователя adam

> petro42

Вернулся из отпуска, только сейчас комментирую. ;)

Анализ грамотный. Но, всё-же, я бы не судил так строго. Почти все приведённые Вами аргументы звучали на обсуждениях в компании. Это с одной стороны. А с другой, за последние 20 лет при отсутствии всей необходимой информации ряд проектов был успешно запущен и успешно же реализуется до сего дня.
Приведённые в статье Алексея примеры – нереализованные, не прошедшие через сито отбора проекты. Но 100% достоверных, гарантирующих успех, бизнес-планов не бывает. Всегда присутствует элемент риска. Собственно по этой причине бизнес-ангельские инвестиции и являются высокорискованными.

Аватар пользователя adam

> enki

И здесь не судил бы так. Из Википедии:
Демагогия (др.-греч. ????????? «руководство народом; заискивание у народа») — набор ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение и склонить её на свою сторону. Чаще всего применяется для достижения политических целей, в рекламе и пропаганде.

Где ж тут демагогия? *STOP*За плечами автора несколько успешно реализованных проектов.

Аватар пользователя mike

Демагогия (др.-греч. ?????????... бла-бла-бла...)

Демагогия -- это повторение прописных истин. С какой целью -- дело отдельное.

А вы сами то, чьих будете? Cool

Рассуждаете, как "гуру", а что по жизни с результатом? Критиковать чужое - всегда просто, а создать что-то - кишка тонка. Может быть компания и не самая эффективная, но, думаю, и "на ладан"  тоже не дышит... это уж слишком. Осведомленность такая о компании хорошая? Может Вас чем обидели, что столько "интеллигентной желчи" вылели?

Аватар пользователя mike

А вы сами то, чьих будете?

Это вы мне?

Аватар пользователя Al

Когда нет аргументов, начинается "А кто ты такой?". Далее логически следует "А ну покажь докУменты", ну и завершает всё протокол "Ругался матом, хлопая в ладоши". Здесь такое не прокатит.

Страницы