Благодаря современным технологиям, доступ к самым разнообразным знаниям сегодня есть у любого пользователя интернета, независимо от того, живет он в крупном городе или небольшой деревне. Делать качественное образование доступным помогают такие программы, как Skype или Viber. Не так давно мы писали о сервисе TutorOnline. Ресурс объединяет педагогов и учеников из разных стран, которые получают нужные им знания онлайн. Плюсы онлайн-репетиторства для ученика очевидны, но так ли оно выгодно для преподавателя? Особенно, если учесть, что из 100 кандидатов для работы в сервисе отбирают всего трех-четырех человек. Обо всех нюансах работы онлайн-репетитором мы решили узнать у самих педагогов. С нами согласились побеседовать логопед Ольга Губарева (профессиональный стаж 19 лет), преподаватель математики и высшей математики Марк Ботнев (репетиторский стаж 9 лет), педагог по русскому языку Галина Смаль (репетиторский стаж 20 лет).
В чем отличие обучения по Skype от более привычных оффлайн-занятий?
Смаль Галина: «На мой взгляд, онлайн-ученик приходит на занятие осознанно. Условно различаю учащихся двух типов. Первые планируют тему занятия самостоятельно, так как приходят на консультацию по мере надобности. Такие занятия носят неравномерный характер, то есть осуществляются «по требованию». Вторые доверяет планирование преподавателю, если цель занятий - это подготовка к экзамену или повышение успеваемости. На первом занятии провожу диагностику (тест, диктант, вопросы по теории). Занятия с такими учениками проходят регулярно 1-2 раза в неделю. В большинстве случаев учащиеся с готовностью выполняют домашние задания».
Марк Ботнев: «Первым отличием, конечно же, является отсутствие визуального контакта. Сначала было очень сложно определить настрой ученика, не видя его мимики, но со временем пришло понимание настроения через интонации. Иногда ученикам сложно адаптироваться к работе с интерактивной доской… Хотя позже все признают, что именно этот инструмент позволяет свести к минимум различия между «живым» взаимодействием и виртуальным общением».
Ольга Губарева: «Онлайн-занятия приживаются не у каждого ученика. Да и не у каждого специалиста. Как правило, их приверженцами становятся люди с несколько более высоким уровнем компьютерной грамотности, которые привыкли к регулярному времяпровождению в Сети, не утомляющиеся за монитором, а также умеющие высоко ценить своё время и грамотно его организовывать».
Влияет ли удаленность учителя на результаты занятий, качество усвоения знаний?
Смаль Галина:
«Нет, не влияет (пауза). Хотя, возможно, влияет в самом начале, когда идёт обоюдное привыкание (особенности голосов ученика и учителя, индивидуальный темп работы ученика, скорость печати на клавиатуре, способность лучшего восприятия материала учеником на слух или визуально и т.д.).
Чем старше ученик, тем он более собран на занятии и больше ценит время (и деньги!). Ученики 5-6 классов работают медленнее».
Ольга Губарева: «Если говорить о специфике онлайн-репетиторства, то я не возьмусь утверждать, что такая форма обучения доказывает свою эффективность буквально на каждом ученике. Хотя гораздо важнее рассматривать не формат, а саму суть образовательного процесса. Как и при любом виде обучения, не все зависит только лишь от педагога. Очень многое зависит и от самого ученика, и от его родителей, если именно они инициируют дополнительные занятия с репетитором.
В некоторых случаях при особо острой мотивации или жестких материальных и временных ограничениях, результативность логопедической работы по скайпу оказывается просто фантастически высокой. Приведу несколько примеров: подросток меняет школу и в новом коллективе встречает насмешки над своей речью; выпускник школы весной или в начале лета определился со специальностью для поступления и срочно нуждается в красивой поставленной речи; мама дошкольника после планового посещения логопеда вдруг поняла, что у ребенка имеются речевые проблемы, и готова сделать всё для исправления ситуации; ученик проживает в удаленном населенном пункте и крайне стеснён в материальных возможностях и т.д.
Тем не менее, всегда среди учеников и родителей будут и те, кто не в состоянии организоваться на выполнение домашних заданий, которые являются в деятельности логопеда краеугольным камнем для успешной коррекционной работы».
Интернет помог стереть границы не только в общении между людьми из разных стран, но и в образовании. Теперь русскоговорящие дети, которые живут за рубежом, испытывают гораздо меньше проблем с получением образования на родном языке. Галина Смаль рассказывает о двух типах своих онлайн-учеников, живущих постоянно или временно за границей. Часть из них занимается экстерном и получает в итоге документ об образовании. Другая часть – это учащиеся-спортсмены, выезжающие на сборы в различные точки мира и занимающиеся онлайн, чтобы не запускать учёбу.
География проживания и учеников, и педагогов TutorOnline очень широка: Германия, Япония, Китай, США, Новая Зеландия, Греция, Швеция, Испания, страны ближнего зарубежья. Работа с учениками из других стран может сильно отличаться от работы с детьми из России и стран СНГ.
Ольга Губарева: «Мне всегда особенно интересно заниматься с русскоязычными детьми дошкольного возраста, которые растут в условиях двуязычной среды. Это дети с одним или двумя русскими родителями, но проживающие в других, в том числе и экзотических, странах – Китае, Японии, Корее, Новой Зеландии, и, казалось бы, более близких нам в культурном плане Канаде и Германии.
Во всех перечисленных случаях сильно заметны отличия в особенностях образовательной системы: редкий ребенок, посещающий зарубежные аналоги наших детских садов, знаком с понятием дисциплины в рамках такой формы организации его познавательной деятельности как занятие. Большая часть детей из этой категории по нашим меркам излишне ориентированы на игру и развлекательную мотивацию в процессе приобретения новых знаний, умений, навыков. Поэтому первые логопедические контакты по скайпу с детьми из других стран в речевом плане оказываются менее продуктивными, так как часть времени тратится не только на установление контакта с ребенком, но и на адаптацию его к требованиям, необходимым для продуктивного ведения коррекционных занятий».
Также Ольга Губарева отмечает, что занятия оналйн привлекают все больше взрослых учеников. Во многом на это влияет то, что по Skype можно обучаться конфиденциально.
Ольга Губарева:
«Только приступив к онлайн-консультированию, выявился весь масштаб существующей проблемы. Как это ни удивительно, но в частной практике по скайпу резко увеличился контингент клиентов, относящихся ко взрослой аудитории, которые испытывают многолетние тяжелые переживания, связанные с их реальным или мнимым речевым дефектом. У многих взрослых учеников комплексы, спровоцированные несовершенством речи, настолько велики, что они просто не в состоянии найти в себе смелость для посещения «реального» логопеда. Такие клиенты целенаправленно подыскивают специалиста через интернет, при этом важное условие – логопед должен жить в другом городе».
Все педагоги к однозначным плюсам онлайн-консультирования относят значительную экономию времени, комфортную среду обучения, конфиденциальность, а также возможность формирования удобного графика занятий. Но еще один немаловажный момент для родителей ученика – возможность в любое время связаться с преподавателем и получить консультацию о том, как продвигается обучение у их ребенка. Кроме того, при желании можно даже прослушать запись урока или поприсутствовать на занятии. Иногда такое желание, особенно, если оно скрывается от педагога, может обернуться курьезом.
Ольга Губарева: «Как-то у меня на занятии тайно присутствовало в качестве дополнительных контролеров 6 человек. Это было одно из первых занятий с ребенком, включающее в себя обследование. Я видела только маму и сына. А посреди занятия из шкафа вылез кот, из-за чего дверца с зеркалом сместилась, и мне стало видно отражение дивана, на котором затаилось ещё 6 человек, сидящих друг на друге: папа, две бабушки, две мамины подруги и подросток – сын подруги. Конечно, ситуация разрядилась смехом, и занятие продолжалось в консультативной форме для всех членов семьи и друзей. Барьер недоверия был сломлен, а сын подруги чуть позже также приступил к занятиям со мной».
Такие «необычные» онлайн-занятия случались и в практике других педагогов.
Марк Ботнев:
«Однажды в 4:30 утра ко мне в скайп постучался незнакомый человек и попросил провести с ним онлайн-занятие. В итоге оказалось, что это четыре взрослых человека, которые поспорили, «реальный» ли педагог сидит в такое позднее (или слишком раннее) время на сайте и ждет учеников. Мне предстояло выполнить домашнее задание, заданное в школе сыну одного из отчаянных скептиков. Конечно, завершилось все на очень позитивной ноте. Мы пообщались, посмеялись, и уже на следующий день тот самый сын, за которого я решал задачи, стал моим учеником. Я мог бы тогда и не отвечать на странную просьбу необычных гостей, но родители часто сомневаются в компетенциях онлайн-репетиторов… Поэтому я при любой возможности стремлюсь доказать, что мы (онлайн-преподаватели) ничем не уступаем оффлайн-коллегам».
Впрочем, даже при всех плюсах онлайн-образования, у такой формы работы с педагогом есть своя специфика, которая может помешать усвоить некоторые знания.
Ольга Губарева: «Не все нарушения речи можно действительно эффективно устранять в процессе интернет-занятия. Тяжелые речевые патологии с неврологической этиологией (алалии, афазии, дизартрии) достаточно сложно корректируются даже при личном многомесячном контакте с логопедом, и требуют комплексного взаимодействия разных специалистов (неврологов, физиотерапевтов, массажистов, психологов, специалистов ЛФК и др.). Кроме того, логопед в этом случае работает не своими руками, а руками самого заказчика или родителя ученика.
И сразу в противовес только что сказанному отмечу, что в случаях, когда человек совершенно не имеет возможности получить помощь логопеда и других специалистов, занятия по скайпу всё равно оказываются лучше, чем полное бездействие».
Марк Ботнев: «На мой взгляд, занятие с учениками младших классов дистанционно менее эффективно, чем лично, потому что удержать их внимание намного сложнее. В некоторых случаях имеет смысл заниматься лично, если речь идёт о геометрических построениях: педагогу сложно объяснять, как строить фигуры с помощью циркуля и линейки, или транспортира, например».
Но даже при наличии некоторых минусов, приверженцев у онлайн-обучения с каждым годом становится все больше, ведь, как отметила Галина Смаль - это «спрессованное по времени индивидуальное занятие», а стоимость такого индивидуального занятия выгодно отличается от того, что сегодня предлагают оффлайн-репетиторы.
Беседовала Надежда Абрамчук
Комментарии
хорошая школа, очень порадовало, что к цт там тоже готовят
Разумеется. Только плати.
Откровенная реклама.
:) Очень интересно, единственный Женин комментарий. Женя подруга Нади?
А как вы догадались? По разнице в полтора года между опубликованием статьи и появлением комментария?
Не надо спать! (С)
Я не догадался. Я спрашиваю.
А как отличить добросовестный материал от "откровенной рекламы"? Я не защищаю рекламу, наоборот, я ее люто ненавижу, практически любую. Но как ее достоверно различать, чтобы "с грязной водой не выплеснуть ребенка"? Как добросовестному деятелю информировать о своей деятельности, не опасаясь подозрений в злонамеренной предвзятости (ведь речь именно об этом)? Как защититься добросовестному автору публикации от обвинения в продажности?
Элементарно. Не продаваться и публиковать добросовестные материалы.
Видите ли, вопрос адекватной оценки чего бы то ни было, это вопрос адекватности двух сторон: автора и оценщика. Положительная квалификация материала возможна только при положительной адекватности обеих сторон. Если руководствоваться распространенной оценкой адекватности людей (грубо) 2 к 8, то вероятность того, что мудрость обеих (в каждой единичной паре!) будет сопоставима с Вашей, не очень высокая ... Т.ч., отнюдь ...
Последнее слово в вашем догмате лишнее. (С)