Вчера, 14 июля, белорусские вузы закончили прием документов на бюджетную форму обучения. КВ побеседовали с выпускниками 2016 года, а также репетиторами, чьи ученики получили высокие баллы на вступительных испытаниях. Мы узнали, что надо учесть при подготовке к экзаменам, кто должен выбирать репетитора и как справиться с волнением накануне экзаменов.
Каждый год тема поступления в высшие учебные заведения остается одной из самых популярных в СМИ: обмороки и апелляции на ЦТ, не прошедшие на бесплатное в БГЭУ «стобалльники», катастрофический недобор в «альма-матер президента» и стабильно высокий проходной балл в БГУ. В этом потоке информации даже те родители, чьи дети учатся в средней школе, начинают задумываться о перспективах поступления. И не всегда эти мысли радуют.
Так, в 2015 году средний балл учеников средних школ на ЦТ был примерно на 20 баллов ниже показателей выпускников лицеев и гимназий. Но и престижная гимназия не всегда является гарантом поступления в вуз для отдельно взятого ребенка. Ведь даже самый профессиональный педагог не может в равной степени уделить внимание ученикам целого класса.
Как результат, одна из самых востребованных у выпускников и их родителей услуг – это услуга репетитора. К нему часто обращаются в последний год, а то и в последние месяцы перед поступлением, чтобы тот «натаскал», устранил пробелы, в общем, помог выпускнику получить наилучший результат на вступительных испытаниях. Нередко репетитор выступает в роли своеобразного кризис-менеджера. Но правилен ли такой подход? Попытаться разобраться в теме нам помогут педагоги и ученики образовательного ресурса TutorOnline.ru
Сорокина Александра, репетитор по математике, физике
- Чаще всего ученики ищут репетитора после получения не лучших результатов на пробном экзамене. Это большая ошибка. «Натаскивание» на задания из демо-вариантов тестов – плохой способ подготовки к экзамену.
Мягкова Марина, репетитор по русскому языку и литературе
- При планировании занятий на 1-2 года нагрузка распределяется равномерно. Чаще всего ближе к экзаменам она возрастает, так как ученики становятся активнее и трудолюбивее. Но есть, конечно, ребята, способные к постоянному упорному труду, и тогда к экзамену они чувствуют себя увереннее. Больше 10 моих учеников получили в прошлом году на тестировании по русскому языку выше 90 баллов, среди них пятеро — 95 баллов и выше.
Главная причина их успеха – высокая мотивация и упорный систематический труд, при этом непременное выполнение домашних заданий в том объеме, который я предлагаю.
Семен К., выпускник
Я начал подготовку (к экзамену по математике – прим kv.by.) больше чем за год, поэтому к последним месяцам перед экзаменами уже весь основной объем материала освоил и повторил. Оставалось просто тренироваться и «натаскивать» себя на типовые задачи. В принципе, я сразу был уверен в неплохом результате. Так и получилось.
Но иногда к репетиторам обращаются не для устранения проблем, а для систематизации знаний и даже для того, чтобы просто подискутировать.
Игорь П., выпускник
- Литература – это такой предмет, который самостоятельно освоить мне казалось почти нереальным. Да и необходим был собеседник, человек, который поможет правильно формулировать мысль, подскажет верные направления и сможет задать нужные вопросы. Каждое произведение я читал не один раз, но смыслы часто «замыливались», что-то важное терялось из-за нервного напряжения, желания побыстрее пройти материал, необходимости заниматься по другим предметам. Если бы не было репетитора по литературе, то, думаю, моим друзьям и родным пришлось бы вечера напролет слушать мои литературные изыскания.
Для старшеклассника выбор специальности и поступление – это в какой-то мере переход из детства во взрослую жизнь, в которой выпускнику придется принимать уже самостоятельные решения. Часто случается, что именно школьник становится инициатором похода к репетитору и даже выбирает форму своего обучения: поездки домой к учителю или уроки по Skype.
Игорь П., выпускник
- Репетитора нашел я сам, и идея заниматься с онлайн-репетитором тоже пришла мне, а не родителям. Они вообще не особо вмешивались в то, как я готовлюсь, ведь я уже достаточно взрослый мальчик, чтобы самостоятельно определять, что и как делать. При этом родители, конечно, переживали, старались меня поддержать, но все решения о том, сколько заниматься, обращаться ли к репетитору и к какому, принимал я сам.
Семен К., выпускник
- Нужно искать своего репетитора, с которым будет комфортно, а уже через интернет или живьем – второй вопрос. Я пробовал заниматься с обычным репетитором, ездил к преподавателю на дом. Но через пару месяцев подсчитал, сколько времени трачу на дорогу, и стало очень жалко этого самого времени. К тому же оказалось, что обучение по Skype выгоднее в плане оплаты (час работы онлайн-репетитора стоит меньше).
- Сразу я немного сомневался, что смогу сосредоточиться: для меня компьютер, интернет, Skype ассоциировались с развлечениями, отдыхом, общением с друзьями, но никак не учебой. Но все оказалось просто и интересно. Хотя, может, конечно, еще и с репетитором повезло.
А вот педагоги, с которыми мы говорили, хоть и довольны самостоятельностью своих учеников, хотели бы видеть больше участия в подборе преподавателя со стороны самих родителей. К сожалению, оказалось, что они не всегда готовы уделять для этого время.
Сорокина Александра, репетитор по математике и физике
- Выбор репетитора должен быть совместным решением родителя и ребенка. Я бы даже рекомендовала не только по анкете выбирать педагога, живое общение через Skype тоже играет большую роль.
Мягкова Марина, репетитор по русскому языку и литературе
- Наверное, ученик старших классов способен осуществить выбор сам, но лучше, если со стороны родителей этот процесс будет под контролем. Хочется, чтобы хотя бы иногда родители выпускников связывались с репетитором, интересуясь успехами и проблемами своего ребенка. Но это бывает крайне редко.
После долгой совместной работы ученика и педагогов приходит время, когда все зависит только от выпускника. И тут важны не только знания, которые в него вложили учителя и репетиторы. Каждый год пополняются ряды отличников, которые неожиданно для всех проваливали экзамены, «засыпались» на собеседованиях, хотя до этого усердно готовились. Как вести себя родителям, чтобы помочь выпускнику не растеряться в решающий момент, а показать все свои знания?
Мягкова Марина, репетитор по русскому языку и литературе
- Родители должны в полной мере осознавать, что экзамен для ребёнка — это большая нагрузка, нелегкое испытание. Я убеждена в том, что ни родители, ни педагоги не имеют права сравнивать результат одного ребенка с результатом других. Все дети разные и по восприятию материала, и по особенностям памяти. Важнее осмыслить, что стоит за цифрой, и если это труд, путь, который ребенок прошел, это и есть истинное достижение, а оно выражается для кого-то в одной цифре, для кого-то в другой. Намного человечнее похвалить ребёнка за достигнутое, нежели упрекать, что у него балл ниже, чем у соседа или одноклассника.
Сорокина Александра, репетитор по математике и физике
- Чтобы ребенок был готов к атмосфере экзамена, я бы рекомендовала проходить пробные тесты по предметам. Так ученики смогут оценить свои результаты, увидеть саму процедуру проведения тестирования, чтобы не запаниковать в решающий момент.
Как и школьные учителя, репетиторы привязываются к своим ученикам, радуются их победам на экзаменах. Часто вклад репетитора в свое поступление ученики могут оценить лишь по прошествии времени.
Игорь П., выпускник
- Вообще, если подумать, то труд репетитора очень неблагодарный. Вот школьные учителя, например. Их благодарят на выпускном, им дарят цветы, говорят слова… А репетитор он свое дело сделал, тебя до экзамена довел, поспособствовал твоему результату, и как бы больше не нужен. О нем забываешь… О нем не упоминаешь в разговорах с друзьями. Я не слышал ни разу, чтобы мои друзья обсуждали репетиторов или тем более кого-то из них хвалили. Это как само собой разумеющееся: ты заплатил - тебя научили. Хотя это неправильно. Репетитор – такой же учитель, как и тот, кто приходит в твой класс, ведь в конечном итоге он помог тебе поступить.
Комментарии
Имхо только особо ленивый журналист не писал о репетиторстве.
Моё мнение: репетитор по точным наукам -- физика, математика -- не нужен. Чел должен работать сам! Не натаскивание, а понимание сути должно быть. Иначе зачем нам такие инженеры. И решать, решать самому задачки. Пособий хватает. По языкам -- другое дело. Тут репетитор может быть очень даже полезен.
Что интересно, некоторые репетиторы, особенно молодые, нередко записываются на ЦТ. Чаще всего по английскому. Чтобы проверить свои знания и быть в тренде. Автор, похоже, не знала. :)
И ещё: в статье утверждается, что о репетиторах "апасля" забывают. Не совсем так. Это если ученик не поступил.
Хорошо знаком с репетиторшей по физике (но не той, что в статье. :) ). Как правило, поступившие благодарят и другим рекомендуют.
Не только молодые. Знаю тетю в 45, которая постоянно ходит на ЦТ
Знаешь ли ты, что такое хвост распределения? (С)
Что же?)
Эдакий еврейский ответ...)))
А ты у Гугла спроси. Он, бают, знает всё.