«Любая неудача – это шанс». Как онлайн-система готовит детей к ЦТ без стресса и перегрузок

Готовиться к ЦТ многие начинают с самого начала 11 класса. Школьник должен внезапно перестроиться с привычного размеренного ритма жизни на загруженный: школа, факультативы, курсы, репетиторы. И все под постоянным давлением взволнованных родителей.

Александр – руководитель проекта TutorOnline и один из создателей нового проекта – системы онлайн-обучения математике для школьников «Альфа». Поговорили с Александром о подготовке к ЦТ, мотивации школьников и ошибках родителей.

Способна ли школа качественно подготовить ученика к ЦТ?

– Не совсем правильно рассматривать процесс обучения только как подготовку к ЦТ. Хочется верить, что дети идут в школу не для того, чтобы через 11 лет сдать экзамены, а все-таки ради знаний. Школа нужна, чтобы стать умными, образованными людьми с широким кругозором. Дети должны уметь общаться, взаимодействовать с окружающим миром.

Именно мы, взрослые – родители, учителя, чиновники – постоянно твердим о том, что учиться в школе важно, чтобы затем поступить в университет, который, в свою очередь, нужен, чтобы получить профессию. Нечего потом удивляться, что дети мало мотивированы, не хотят учиться, деградируют морально и интеллектуально. Мы, взрослые, плохо осознаем свою ответственность. Детей нужно научить ценить знание как таковое, увлечь их образовательным процессом, развивать кругозор. Без этого никакие баллы на ЦТ или ЕГЭ не помогут ребенку стать счастливым и гармоничным человеком.

– В любом случае в выпускном классе все нацелено на подготовку к ЦТ. Школа справляется?

– К сожалению, школа не всегда справляется. Даже самый талантливый учитель, когда в классе 30 детей, не сможет каждому уделить столько внимания, сколько требуется. Дети разные, к каждому нужно найти подход.

Подготовка к экзамену – это еще и серьезный стресс. Преодолеть психологический барьер, правильно распределить время на самостоятельную работу, найти точечные пробелы в знаниях – все эти проблемы не менее важны, чем умение решать задачи определенного типа.

Нельзя сказать, что какой-то метод подготовки к ЦТ будет одинаково эффективен для всех школьников. Кому-то необходим контроль, строгое расписание, четкий план работы и куратор в лице родителя, репетитора или школьного учителя. А другой может справиться самостоятельно.

– Чаще всего готовиться к поступлению начинают в 11 классе. А когда нужно?

В идеале готовиться к ЦТ нужно не менее, чем за год. Нужно принять решение о том, каким образом включить в расписание ребенка дополнительные активности. Многие школьники готовятся и за несколько лет.

Часто даже в 11 классе ученики не определились с будущей профессией. Бывают и ситуации, когда ребенок хочет одного, а родители настаивают на своем варианте. В итоге к 11 классу непонятно, что делать. Школьник может заниматься с двумя или тремя репетиторами, но не иметь никакой мотивации, и в итоге экзамены провалить. Если четкого видения своего будущего на ближайшие 5 лет нет, то и репетитор чуда не сотворит. Школьник должен хотеть сдать экзамен хорошо, у него должна быть цель и мечта.

– Часто родители сами решают, на какие курсы или к какому репетитору пойдет ребенок. Какой вариант предпочтительнее?

При подготовке к экзаменам важно учитывать мнение самого ребенка. Хочет он заниматься с репетитором или на курсах, комфортнее ему учиться онлайн или оффлайн. У каждого родителя есть свое видение, но выпускники уже взрослые люди, и могут выбирать вполне осознанно.

Стоит пробовать различные форматы обучения. Пусть ученик попробует заниматься в интернете, ходит на курсы, посещает факультативы в школе, играет в специализированные игры. Пусть ищет те источники и каналы получения информации, которые позволят ему по итогу достичь полноты знания. Не стоит догматично фиксироваться на “классике”: школа - факультатив после школы - репетитор на дому. Не всем такой вариант удобен.

Родители не должны чрезмерно давить на ребенка. Нельзя создавать для него атмосферу тотального напряжения. Конечно, ученик должен выйти из зоны комфорта, чтобы научиться справляться со стрессом, но палку перегибать очень опасно. Сколько историй о том, как отличники проваливали экзамены, просто не выдержав в самый ответственный момент. Стресс накапливается - и если ребенок один на один с травмирующей ситуацией, то в какой-то момент происходит взрыв.

– Как «Альфа» поможет школьникам готовиться к ЦТ?

– Обучение в Альфе это тот самый вариант, когда несколько условий, важных для эффективной и комфортной подготовки, объединены в одно целое. Мы создавали гибридную систему обучения именно для того, чтобы позволить ученику решать любые учебные проблемы. При этом ученик занимается с удовольствием, без стресса, в максимально комфортной для него обстановке. Мы попытались объединить два фактора, от которых зависит успешная сдача экзамена: высокий уровень знаний и психологическая адаптация.

Учебная программа так структурирована, что просто невозможно не заметить или намеренно пропустить какие-то важные темы, оставить пробелы в знаниях. Ребенок одновременно с этим учится работать самостоятельно, прибегая к помощи педагога только в наиболее сложных ситуациях. Но в Альфе над учеником не довлеет авторитет педагога. Ему не страшно совершить ошибку, потому что никто не увидит и не будет над ним смеяться.

Но за занятия в системе все равно придется платить?

Мы, конечно, проект коммерческий. Но труд учителей должен оплачиваться, ведь нашу систему создают педагоги. Педагоги помогают ученикам в процессе освоения программы, педагоги совершенствуют саму программу. В школе учителя получают зарплату, и никого это не возмущает.

Факт платных образовательных услуг не делает нас каким-то алчным бизнесом, который стремится нажиться на желании детей хорошо учиться и поступить после школы в университет. Наша команда создает этот проект в первую очередь ради собственных детей, которые ходят в школу, сталкиваются с трудностями, ищут решение, о чем-то мечтают, чем-то увлекаются. Мы начали с математики именно потому, что, по нашей статистике, это наиболее проблемный предмет.

– Обычно самое трудное – заставить ребенка учиться. Как «Альфа» это делает?

У нас нет жесткого контроля, давления авторитетов. Ученик работает самостоятельно, но при этом деятельность его четко структурирована, направлена, и каждый шаг системой фиксируется.

Конечно, помогают заинтересовать элементы игры, яркие картинки, интересные примеры, забавные иллюстрации. Дети так устают от сухого учебного материала, часто изложенного плохим языком, что возможность немного развлечься, улыбнуться во время занятия они ценят очень высоко.

К тому же «Альфа» интерактивная. Ребенок понимает, что он не предоставлен сам себе. Система фиксирует его ответы, показывает его прогресс, адаптируется под его запросы, актуальный уровень знаний. Он не один на один с учебным материалом, с ним программа постоянно взаимодействует, заботится о нем. В любой момент на помощь готов прийти реальный педагог, общение с которым также для ребенка является элементом учебного процесса.

– Сколько «Альфа» будет готовить ученика к ЦТ?

Зависит от того, когда к нам придет ученик. Если он обращается за год до экзаменов или вообще за несколько лет, чтобы проработать все темы максимально детально и в спокойном режиме, то методисты грамотно распределят нагрузку, чтобы ребенок не переутомился, но и не успевал забыть учебный материал.

Если же времени совсем немного, а пробелов в знаниях еще достаточно, программа все равно подойдет, просто расписание будет более плотным. Занятия будут более интенсивными, тьюторы в учебный процесс будут вмешиваться чаще. Мы условий не ставим, мы рекомендуем и работаем под запросы и потребности каждого конкретного ученика.

– «Альфа» – это все-таки просто система. Как она поможет ребенку справиться со стрессом, если даже учитель в школе не справляется?

Суть «Альфы» в том, чтобы снизить количество этого стресса в жизни ребенка. Какая бы хорошая школа ни была, согласитесь, там раздражителей хватает. Каждый учитель предъявляет свои требования, имеет свои критерии оценки и субъективные предпочтения.

Одноклассники тебя постоянно оценивают. Момент соперничества, конкуренции опять же. Это неплохо, поскольку готовит ребенка ко взрослой жизни, учит взаимодействовать с окружающим миром, выражать свое “Я”, при этом считаясь с другими людьми. Однако когда стресса слишком много это плохо. Процесс обучения  это не пытка, нельзя, чтобы он ассоциировался исключительно с борьбой, преодолением, усилиями. Учеба должна доставлять удовольствие.

«Альфа» не оказывает на ребенка никакого давления. Она не может быть субъективной как учитель. Оценки выставлять здесь тоже никто не собирается. Состязаться с соседом по парте не нужно – есть все условия для того, чтобы просто учиться. Стресс при таких занятиях сводится к минимуму.

– Значит, оценок нет. А как же тогда родителям контролировать процесс учебы? И нужно ли вообще контролировать?

– Лучше всего золотая середина, когда родитель в курсе, но ненавязчиво. Ребенок в таком случае ощущает свою значимость, понимает, что мама и папа всегда поддержат и помогут, но родители не превращаются в надзирателей.

В Альфе родители получают ежемесячные отчеты о прогрессе ребенка. Учитывая, что ребенок занимается дома за компьютером, родители могут и присутствовать во время занятия, где-то помочь, где-то, возможно, поучаствовать в процессе. Наша система обучения очень гармонично встраивает родителей в систему обучения ребенка, при этом не нагружая ни  одну, ни другую сторону дополнительными обязанностями.

– Детей постоянно пугают: не поступишь – будешь дворником. Как быть со страхом провала?

Ребенок с раннего детства должен понимать, что все статусы, роли, престижные и непрестижные позиции – это, по сути, выдумка. Нельзя рассчитывать на уважение и какой-то фидбек от судьбы, если ты сам не уважаешь других людей. Нет профессий хороших или плохих. Кто бы мы все были без людей, берущих на себя функции организации нашей жизнедеятельности?

Ни в коем случае не говорите ребенку, что быть дворником – плохо, а банкиром – хорошо. Это проявления скудоумия и малодушия. Вполне вероятно, ребенок вырастет и это поймет, и уже не сможет гордиться своими родителями. Учите детей трудолюбию, уважению к труду других, стремитесь развивать их способности, раскрывать потенциал. Верьте в них, поддерживайте и заботьтесь о том, чтобы они росли хорошими людьми.

В «Альфе» у нас другое отношение. Не стоит бояться провала, потому что любая неудача – это шанс.  Всегда можно что-то изменить, попробовать что-то новое, стать кем-то большим, чем был вчера.

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 3
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя mike

Реклама проекта из Жлобина. Сайт-визитка. Набирают онлайн-репетиторов и ...разработчиков проекта.

И к чёрту ЦТ. Да здравствуют экзамены!

 

Аватар пользователя mental

Ни в коем случае не говорите ребенку, что быть дворником – плохо, а банкиром – хорошо.

Хорошая позиция. Но как она поможет воспитать тягу к знаниям? Меня за плохие оценки наказывали, за хорошие - поощряли (в т.ч. материально), потому и смог сидеть в теплом офисе и говорить программистам, что им делать. Уверен, что без этого никак не добьешься от ребенка ничего. Есть самородки, которые сами понимают, что им нужно от жизни. Но их единицы. Остальных мамы-папы за ручку тащат из класса в класс, потом к репетитору, потом в институт... И только к концу вуза (если повезет) человек уже более-менее осознает, что всё, пора включать мозги, а то на хлебушек с маслицем можно и не наскрести.

Аватар пользователя mike

...и говорить программистам, что им делать.

Какое счастье, что надо мной нет менталов. :)

А были бы -- в дворинки, в дворники. :)

Правда, там тоже конкурс. :(

+3

потому и смог сидеть в теплом офисе и говорить программистам, что им делать.

Я тоже могу: "Арабайтен! Арбайтен!"

Но как она поможет воспитать тягу к знаниям?

Легка. У меня маленький, в смысле младшенький, не очень понимал. Лет в 12 ко дню рождения насобирал денег и плюс ожидал в подарок, захотел купить себе мобильный, надо было немного добавить. Я сказал, что добавлю, даже еще и больше, чтобы и "на кармане" осталось. Но с одним условием: чтобы он хоть что-то заработал сам и вложил эти деньги. Он очень спокойно пошел на рынок (недалеко от дома) и за пару дней (в т.ч. субботу) заработал весьма неплохо. Что-то на уровне моего дневного заработка. Телефон ему купили.

Но он понял что-то сакральное и его отношение к учебе резко изменилось.

 

Аватар пользователя mike

Эдуард, я так тоже пробовал. Не помогло. Так и не выучился спортсмен. Теперь таксист, млять.

Аватар пользователя savely

Да фиг его знает, честно говоря. И я в 8-м классе еще нифига не знал, что мне интересно. Мне просто учиться было легко. За плохие оценки (которых было минимум, я все же медалист), наказывали чисто морально - в плане "млин, ну если ты не учил, то "на общих знаниях" не мог хоть какую "4 с минусом" получить"? Папа с мамой тоже были медалисты в свое время, однако.. 

И только как раз в 9-10 классах я реально понажимал кнопки (повезло, в 89-м году не каждый имел такую возможность) и ВРОДЕ понял, что мне нравится управлять тем же компом, а не только играть. Но тоже не на 100%, ибо та же электроника меня интересовала не сильно и комп был для меня в те времена "черным ящиком". 

И реально я "подсел на компы" и понял, что "да, в этой области я готов работать всю жизнь" только курсе на 3-4-м. Да, а диплома, кстати, у меня так и нету. 2 раза по 5 курсов МРТИ (второй раз заочно). ;)

Аватар пользователя mike

А я в классах 7-8 подзапустил математику. Увлёкся транзисторными приёмниками. Потом влюбился -- в классе была девочка, все ухлёстывали, но хорошо училась. И, чтобы завоевать её расположение, начал работать над собой: подтянул пробелы, взялся за допучебники, победил на республике по физике (балла до союзной олимпиады не хватило), и -- о чудо! -- она начала со мной встречаться. Но поступили в разные ВУЗы, и это сыграло злую шутку -- на втором курсе отбили. Однако мельница заработала. МРТИ закончил с красным, но по жизни понял: ни цвет диплома, ни наличие его никакой роли не играют -- нужно что-то ещё. А что именно -- ХЗ. 

mike пишет:

А я в классах 7-8 подзапустил математику. Увлёкся транзисторными приёмниками. Потом влюбился -- в классе была девочка, все ухлёстывали, но хорошо училась. И, чтобы завоевать её расположение, начал работать над собой: подтянул пробелы, взялся за допучебники, победил на республике по физике (балла до союзной олимпиады не хватило), и -- о чудо! -- она начала со мной встречаться. Но поступили в разные ВУЗы, и это сыграло злую шутку -- на втором курсе отбили. Однако мельница заработала. МРТИ закончил с красным, но по жизни понял: ни цвет диплома, ни наличие его никакой роли не играют -- нужно что-то ещё. А что именно -- ХЗ. 


Удача. (постучал по дереву) В струю попасть.