Советы IT House: как выбрать факультет в IT

Лето закончилось, так что самое время вспомнить об учебе. В этот раз мы решили узнать о том, как будущему «айтишнику» правильно выбрать факультет. Разобраться в этом нам поможет Александр Мелещенко, директор IT House.

– Александр, куда бы Вы посоветовали поступать абитуриентам, которые бы хотели получить профессию в сфере IT?
– Среди белорусских «айтишных» факультетов можно выделить ФМПИ (факультет прикладной математики и информатики) БГУ и ФКСиС (факультет компьютерных систем и сетей) БГУИР. Между этими факультетами есть даже какое-то негласное соревнование. Неплохая ситуация в некоторых региональных технических вузах, мы посещали их в прошлом году, когда ездили в стартап-тур. Например, достойно, на мой взгляд, поставлена система IT-обучения в Гродненском и Полоцком университетах. Однако уверенно судить об этом не берусь, так как мы провели там немного времени. В любом случае, абитуриент к ним приходит с меньшим баллом – лучшие все же стремятся поступить в столицу – это проблема региональных вузов.

 – А чем, на Ваш взгляд, лучше вышеперечисленные факультеты? 
– Трудно сказать, что лучше и что хуже. По сравнению с БГУ БГУИР напоминает «армию». Там больше дисциплины, инженерный уклон. БГУ ближе к науке и общеобразовательной системе. Так как БГУИР тесно связан с IT-индустрией, то естественно, он насыщен совместными лабораториями и связями с IT-компаниями, хотя это сейчас можно найти на любом сильном факультете. Скажем так: в БГУИРе больше учат прикладному программированию, а в БГУ большее внимание уделяется теоретическим знаниям и фундаментальной подготовке.

С другой стороны, по моим наблюдениям могу сказать, что выпускники БГУИРа не часто становятся PM (менеджерами проектов). Даже через много лет они остаются программистами. А бывшие студенты БГУ благодаря системности мышления, умению ставить задачу и анализировать ее, вырастают в руководителей. Однако не стоит, конечно, обобщать и говорить так обо всех выпускниках.

– Подготовки в университете хватает для того, чтобы стать профессионалом своего дела?

– Я думаю, что не всегда хватает, о проблемах современного образования сказано очень много. Высшее образование сейчас для многих – это, прежде всего, статус, поэтому важно уметь учиться самому. Некоторые руководители крупных IT-компаний воспринимают ВУЗ как место концентрации большого объема учащихся, а следовательно – потенциальных сотрудников. Еще один момент: традиционные вузы с хорошей репутацией – это престиж и возможность завести полезные связи. Менеджеры и основатели молодых компаний из недалекого будущего могут оказаться вашими друзьями, с которыми вы проучились четыре года.

– Не будет ли на рынке труда ситуация с «айтишниками» такая, как, например, с юристами? Ведь сначала их не хватало, а затем произошло перенасыщение рынка.

– Нет, такого не будет. До сих пор IT-индустрия – это драйвер мировой экономики, поэтому потребность в специалистах будет возрастать – как у нас, так и за границей. В ближайшие годы ситуация вряд ли поменяется.

– А легко ли неопытному выпускнику устроиться в IT-компанию после окончания университета?
– На самом деле выпускник – это уже опытный специалист в IT (смеется). Некоторые IT-компании даже говорят, что им неинтересен выпускник, который во время учебы никак себя не проявил. Обычно на втором-третьем курсе студенты начинают думать о работе. Естественно, не лучший вариант работать в ущерб учебе по 40-60 часов в неделю на младших курсах, но 20-30 часов, думаю, пойдут только на пользу будущей карьере. Мое мнение – в 20 лет мужчина должен работать. Совмещать учебу и работу вполне реально.

Как начинать? Действительно, не все компании хотят брать «зеленых» студентов без опыта, но это барьер вполне преодолим. Поинтересуйтесь о причинах отказа. Работодатель сможет объяснить то, какие имеются «пробелы» в знаниях и какие технологии нужно подучить. Может быть, придется походить на курсы, но в итоге вы получите свою работу.

На рынке есть небольшие компании, у которых просто не хватает ресурсов, чтобы брать «зеленого» сотрудника и обучать его. Некоторые крупные компании готовы принимать таких студентов, но с условием, что они готовы к освоению большого количества новой информации и работе в напряженном режиме. Поэтому я думаю, что это скорее вопрос мотивации – действительно ли студент хочет «пахать» и заниматься этой профессией.

– А каким набором знаний необходимо обладать для того, чтобы поступить в университет? На что обратить внимание абитуриентам при поступлении?

– Во время работы в приемной комиссии часто слышал от абитуриентов вопросы вроде: а что круче – Факультет 1 или Факультет 2? Но это неправильные вопросы. Ты поступаешь для того, чтобы получить специальность, которой отдашь большую часть времени своей жизни, или для того, чтобы сказать своим друзьям, что учишься на крутом факультете? Или другой вопрос часто задают: а что престижно? Такой завуалированный вопрос о том, куда податься, чтобы получать больше денег после окончания вуза. Действительно, об этом многие говорят, студент стал прагматичным. Есть, наверное, и сейчас студенты, готовые безвозмездно заниматься наукой, но это все больше напоминает фантастику… В чем-то прагматичность – это неплохо, но сугубо финансовая ориентация может пойти в ущерб будущей карьере, профессионализму. Настоящие профессионалы так не работают – по крайней мере, когда начинают.

Нужно помнить, что согласно статистике, программистов «от бога», обладающих развитым абстрактным аналитическим мышлением, рождается всего 6%, а остальным эта профессия дается не так просто. А ведь есть и большой процент людей, склонных к гуманитарным профессиям. Но видя потенциально высокую зарплату, они все равно стремятся в сферу IT, хотя необходимыми способностями не обладают. Да, возможно, что благодаря своей усидчивости они смогут закончить университет. Но что ждет их дальше? Десять часов в день смотреть в «ящик» и заниматься нелюбимой работой? При этом, несмотря на все свои усилия, человек так и останется посредственным программистом.  

Поэтому абитуриентам стоит подумать не о том, что круче и престижнее. Важно найти ответы на вопросы: кто ты такой, что в жизни тебе дает вдохновение, соответствует ли твоим способностям профессия, которая заберет у тебя большую часть жизни? Если ты испытываешь драйв от программирования, дружишь с математикой, тебе нравится решать трудные задачи – вероятно, IT-сфера будет неплохим выбором. А если, например, есть склонность к языкам, а общение с людьми нравится намного больше, чем с техникой, то стоит подумать о других факультетах. Лучше стать профессионалом в той сфере, где ты обладаешь естественными преимуществами и можешь стать лучше других, чем следовать за меняющимися мнениями, модой, рынком.

У нас довольно «зажатое» общество. Если в семье два инженера, то судьба ребенка почти предопределена. Мало у кого хватит сил сказать «нет», если он, допустим, поэт. В целом, у меня впечатление, что наша система среднего образования растит «маленьких бухгалтеров». Их учат быть исполнителями, которым необходимо выполнять четко поставленные задачи – аккуратно и без помарок. Если парень хорошо учится, он «должен» поступить на престижную специальность, «должен» не допустить ошибку, «должен» оправдать ожидания родителей, учителей и т.д. Но вот что он прежде всего «должен» – так это понять, что приносит ему вдохновение и желание работать. Ни в одной работе не будет только приятных заданий, но в целом от своей профессии ты должен получать кайф и жить с удовольствием, а это значит – поступать на ту специальность, которая тебе ближе всего.

– Если с направлением мы определились, то как выбрать факультет?

 –  IT-факультетов сейчас довольно много. Каждый декан скажет, что его факультет самый лучший и это именно то, что вам нужно. Но могу дать несколько советов «от IT House».

Во-первых, узнайте средний возраст преподавателей. Заведующий кафедрой, декан должны знать эту цифру. Самый продуктивный возраст для преподавателя – 25-40 лет, это особенно важно для IT, где технологии быстро меняются.

Во-вторых, узнайте у знакомых или посмотрите по объявлениям на рынке труда, какие технологии сейчас наиболее востребованы. Держа в руках учебный план специальности, уточните, сколько процентов от общего количества учебных часов уделяется этим технологиям. Я согласен с тем, что университет – это не училище, он должен давать фундаментальную подготовку. Но если этот процент меньше половины, меньше трети учебного времени – есть повод задуматься.

В-третьих, обратите внимание на сотрудничество университета с IT-компаниями. Узнайте, сколько совместных лабораторий работают на базе факультета (кафедры). Все крупные вендоры – Microsoft, IBM, Sun, Cisco – имеют свои академические программы, которыми факультет может бесплатно или почти бесплатно пользоваться – узнайте, какие из них внедрены в учебный процесс на данном факультете.

В-четвертых, «мастера по ухватке видно» – обратите внимание на IT-инструменты, которыми пользуется сам факультет. Это его сайт, инфрасеть, онлайн-системы тестирования и т.д. На самом деле внедрить информационные технологии в учебный процесс очень непросто, поэтому если факультет сам пользуется технологиями, которым обучает, то это большой плюс.

Ну и последнее – поговорите с выпускниками, закончившими факультет не более 3 лет назад. Они знают все.

Что ж, если после интервью у вас остались вопросы - можете задать их IT House

Беседовала Алиса Карпенко

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!