В конце 2013 вышла 4 версия свободных лицензий Творческие Общины (Creative Commons), которая даёт ещё больше инструментов для гибкого копирайта. Возник вопрос, насколько творческие сообщества и сообщества свободного открытого программного обеспечения смогут воспользоваться плодами прогресса? Является ли в данном случае белорусский закон другом или препятствием?
Часть 1. Творческие Общины развиваются
Что значит «лицензиар», «лицензиат» и «лицензионный договор»?
Для начала необходимо разобраться с основными понятиями, которые касаются темы лицензирования: лицензиар, лицензиат, лицензионный договор.
Лицензиар – правообладатель и согласно статье 4 закона «Об авторском праве и смежных правах» (далее закон «Об Авторском праве» или просто «копирайт»):
«Правообладатель – физическое и (или) юридическое лицо, обладающее исключительным правом на объект авторского права или смежных прав в силу факта его создания, правопреемства, на основании заключенного договора или ином основании, определенном настоящим Законом»
Лицензиат – пользователь. То лицо, которое получает разрешение использовать соответствующий объект авторского права или смежных прав.
Пользователь — лицо или организация, которое использует действующую систему для выполнения конкретной функции (ru.wikipedia.org/wiki/Пользователь)
Теперь раскроем понятие «Лицензионный договор». Лицензионный договор – это договор, по которому «правообладатель (лицензиар) предоставляет пользователю (лицензиату) разрешение использовать соответствующий объект авторского права или смежных прав.» (согласно пункту 1, статьи 44)
Что такое лицензии «Творческие Общины»?
Организация «Творческие Общины» (Creative Commons) уже более 10 лет развивает линейку одноименных свободных лицензий по всему миру. Далее будем называть эти лицензии «Творческие Общины» (ТО). ТО - это бланкетные (обёрточные) лицензии, которые в рамках существующего авторского права дают правовой инструмент для свободного распространения произведений, находящихся под копирайтом. ТО дают автору больше гибкости (например, разрешать коммерческое использование, или нет), а пользователям произведений больше защиты в праве распространения (копирования, изменения, ремикширования и др.) работы автора, не беспокоясь о нарушении копирайт законодательства. Автор сам определяет значимые пункты лицензий.
Для тех, кто захочет прочесть больше про сами лицензии может прочитать объемный материал в Википедии или предыдущем материале атвора .
Что новое несут Творческие Общины 4.0?
Интернационализация
Новая версия лицензии становится интернациональной. Если ранее имело место «портирование», то версия 4.0 предполагает единые правила для всех. Команда Творческих Общин объясняет это тем, что на глобальном уровне необходимо сохранять максимальную нейтральность и понимаемость текстов. Также на сайте creativecommons.org обеспечен единый текст лицензии и будут появляться официальные переводы на различные языки.
Ранее процесс «портирования» заключался в том, что каждая страна со своей юрисдикцией могла адаптировать текст лицензии к более удобно терминологии и специфики правил копирайта. «Портирование» создавало различные проблемы с общим пониманием и усиливала разницу между лицензиями различных стран (юрисдикций).
Базы данных
Прежняя версия не касалась прав «sui generis» (своеобразия) на базы данных. Теперь эта проблема разрешена, и ТО в своем тексте учитывает отношения с базами данных.
Что такое «sui generis» для баз данных? Это право создателей базы данных запрещать извлечение и повторное использование целого или частей баз данных. Эти права даны авторам, которые делают инвестиции (тратят свои силы, время, деньги) в создание базы данных. «Sui generis» право на базы данных впервые было принято в Евросоюзе и ряде других стран.
Моральные права
Набор лицензий Творческих Общин даёт лицензиару больше инструментов отказываться от сохранения моральных прав в тех местах, где это необходимо для максимально гибкого и свободного повторного использования работы. В тоже время Творческие Общины удовлетворяют общей охране моральных прав (атрибуция = авторство, BY). Текущая версия гармонизирует разницу понятий в области морального права, которые были в ней ранее.
Моральное право - это право, которое обеспечивает охрану личной репутации создателя творения. Например, право подписывать свою работу псевдонимом, анонимно или защищать честь.
Оформление авторства произведения
Основные изменения касаются правильности отметки лицензиями произведений. Эти изменения следуют закрепленной практике в интернете и очень похожи на оформление сносок в обычных книгах. Для большей удобности появилась возможность отмечать авторство ссылкой на отдельную страницу с информацией об авторстве.
Лучшие практики можно прочитать по ссылке: http://wiki.creativecommons.org/Marking/Users
Больше анонимности
В прежней версии ТО было право, которое давало создателю возможность требовать удаления своего первоначального авторства из производных работ других авторов, если создатель не хотел, чтобы его имя ассоциировалось с производной работой. Четвёртая версия расширяет это правило и на репродукции текущей работы. Также создатели могут произвольно отказаться от обозначения авторства даже в случае оригинальной работы. Для облегчения этого механизма вводиться обязательная разумная маркировка внесенных изменений. Например, «Произведение переведено с немецкого на сербский язык, или «данное произведение является частью другого».
Безопасная гавань
В версии 3.0 при нарушении лицензии вы сразу теряли права, которые обеспечивала лицензия. Сейчас установлен период 30 дней, в течение которого вы можете исправить нарушенные пункты лицензии, и она возобновит действие автоматически.
Видео версия статьи - выступление автора на январьской линуксовке
Что такое «бланкетная лицензия»?
Бланкетная лицензия – это лицензия, которая позволяет лицензиату использовать большое количество работ под заранее и точно определёнными условиями, без индивидуального соглашения с лицензиаром.
Данная лицензия адресуется определённой группе «закопирайченных» работ. Она «покрывает» все относимые произведения как одеяло (поэтому такое название “бланкетная”). В этом случае, гораздо проще сделать соглашение об использовании произведения, делая соглашение толькоураз, а не множество соглашений для каждой отдельной работы.
Обычно такие лицензии выдаются организациями по коллективному управлению имущественными правами (ОКУП) в сфере интеллектуальной собственности, которые контролируют тысячи и даже миллионы «закопирайченных» произведений.
(Источник)
Творческие Общины имеют следующие признаки:
- Адресованы широкому кругу произведений
- Они имеют стандартные условия использования
- Они не требуют заключения индивидуальных соглашений с каждым пользователем.
Согласно выше описанным свойствам, Творческие общины можно отнести к бланкетным лицензиям. Понимание того, что Творческие Общины являются бланкетными лицензиями, поможет нам в исследовании основной задачи статьи: могут ли разработчики в Беларуси пользоваться плодами Creative Commons?
Промежуточный итог
Итак, мы видим, что сообщество, выступающее за более гибкий копирайт, постоянно совершенствует инструмент лицензий, обеспечивает всё больший охват и универсальность, предлагает глобальный подход в поддержке свободной культуры.
В следующей части статьи рассмотрим, являются ли Творческие Общины легальным средством взаимодействия автором и пользователем в Беларуси, какие законы регулируют сферу обмена знаниями, и что можно предложить для развития лицензирования свободного программного обеспечения.
Продолжение следует…
Весь текстовый и видео материал данной статьи распространяется под лицензией Creative Commons 4.0 BY-SA
Михаил Волчек
Горячие темы