Об аудиоинтерфейсах в Беларуси из первых рук

Музыка прошла длительный путь с момента своего появления из хаоса первобытных звуков до наших дней. На этом пути она претерпела множественные изменения. Способы усиления и звукопередачи занимают немалое место в этой истории, развиваясь и совершенствуясь и вместе, и параллельно с ней.

В XXI веке звучание аналоговых инструментов перешло в цифровую вселенную, что дало толчок к зарождению целого пласта жанров электронной музыки: хаус, драм-н-бас, транс и проч. Кто-то считает такие метаморфозы культурным упадком, кто-то новым витком эволюции. Так или иначе, но даже классические рок-группы 70-х годов прошлого столетия активно прибегали к помощи цифровых эффектов, как на концертах, так и во время звукозаписи. Куда же приведет эта гонка цифрового "вооружения"? Будет ли ансамбль из настоящих музыкальных исполнителей актуальным спустя 10-20 лет, или его полностью заменит компьютер? Ведь уже сейчас некоторые аудиоинтерфейсы способны выполнить такую задачу...

С просьбой поделиться своим взглядом на ситуацию, "Компьютерные вести" обратились к нашему соотечественнику Алексею Балашову, т.к. он, являясь с одной стороны музыкантом рок-группы The Storm, а с другой - специалистом по продажам музыкального оборудования в магазине "Твой Звук", наиболее компетентен в данных вопросах.

- Ты, как представитель определенного сегмента на белорусском рынке, неплохо владеешь ситуацией. Расскажи, какие из аудиоинтерфейсов наиболее распространены, и для чего они служат?

- Есть группа фирм, чьи торговые марки известны практически каждому уважающему себя музыканту. К примеру, Focusrite - крупнейший производитель аудиоинтерфейсов, консолей, плагинов а также звукозаписывающего оборудования, которым пользуются как начинающие музыканты, так и мировые знаменитости. Мackie - более универсальная тема, выпускающая вместе со студийным оборудованием и микшерскими пультами такие незаменимые вещи, как акустические системы, гитарные усилители и процессоры эффектов. Native Instruments, немецкая компания, стоявшая у истоков создания музыкальных виртуальных эффектов, в некотором смысле является стандартом индустрии среди многих музыкантов, диджеев, композиторов. В рамках ограниченных прав (Limited Edition), она обеспечивает другие фирмы, выпускающие "железо". К примеру, диджейское оборудование Pioneer обеспечивается софтом от Native Instruments.

Возможности такого оборудования самые разные. Это могут быть как простенькие модели для домашней звукозаписи, так и программно-аппаратные комплексы (набор технических и программных средств, работающих совместно для выполнения одной или нескольких сходных задач), которые работают в самых топовых студиях мира и чья база данных одних только виртуальных инструментов составляет сотни гигабайт. Все зависит от цели, которой человек хочет добиться.

Современный рынок просто завален продуктом такого рода. Это и традиционные "примочки", что выпускает, к примеру, фирма Korg, в пластиковом корпусе, в форм-факторе чуть больше мобильного телефона, с "мозгами", способными выполнять те же функции, что были актуальны еще в 90-х. И топовое оборудование, что совмещает в себе функции гитарного процессора/аудиоинтерфейса, позволяющего более гибко моделировать звучание. В том числе не просто включать/выключать какие-то эффекты, но и переставлять блоки этих эффектов между собой. Ведь есть же разница, что будет звучать сначала, хорус (англ. chorus - звуковой эффект, имитирующий хоровое звучание муз. инструментов) или дилэй (англ. delay - звуковой эффект, имитирующий эхо исходного сигнала). Несмотря на то, что есть определенные правила построения звучания, чисто теоретически процессор может эти правила разрушить. Он дает расширенные возможности формирования саунда. В топовых моделях можно даже эмулировать размещение микрофона перед динамиком: когда ты играешь, так скажем, "в линию" (в тракт усиления, который работает на зал, без посредничества комбика или гитарного стэка), то можешь эмулировать то, что происходит в стэке. Такие действия придают звуку большую убедительность, но при этом позволяют обойтись на сцене минимумом оборудования.

Но я также хочу отметить, что многие продукты, которые на сегодняшний день активно продвигаются на рынке, не уникальны. Это происходит по вине дельцов, которые, перекупив продукт у поставщиков и перекроив его на свой лад, заваливают им рынок.

- Насколько популярна торговля аудиоинтерфейсами в Беларуси?

- Проблема такого рода в нашей стране связана с авторскими правами, и правами интеллектуальной собственности. Есть масса фирм, которые продают программный продукт. Но его никто не хочет покупать. Те, кому необходимо пользоваться легальным интерфейсом, давно его купили, а все остальные качают его с торрентов, передают друг другу и т.д. У людей нет ни воли, ни желания за это платить, а следовательно, вся эта тема не может полноценно развиваться без влияния IT-сектора.

Тот же Native Instruments в Беларуси никто не представляет, и представлять не будет. Если посмотреть на карту, то дистрибьюторская сеть в Западной Европе занята даже сверх своего сегмента. Но начиная с Балтийского региона и заканчивая Россией, она пуста. В Москве есть всего один(!) официальный представитель. Турция и почти весь Китай также свободны. Это связано с правом интеллектуальной собственности - продавать программный продукт в этих странах невозможно, т.е. просто некому. Разве что государственным профильным предприятиям, а их не так много. В остальном мире индустрия аудиоинтерфейсов широко развивается, а мы успешно пользуемся "заимствованным" продуктом.

- Какой продукт такого рода ты бы посоветовал приобрести всем, кто занимается музыкой?

- Для iPad есть куча удобных приложений, контроллеров, в которые либо монтируется какой- то гаджет, либо подключается по беспроводной сети. В результате, с такого устройства можно управлять стационарным оборудованием. Например, фирма Mackie выпустила 16-канальный цифровой аудио микшер DL1608 с управлением через iPad. С его помощью звукорежиссер ходит по залу, проверяя, как звучит оборудование в той или иной точке, и с экрана всем управляет. Все ошибки можно мгновенно исправить. К тому же, такой цифровой пульт содержит в себе все приборы обработки звука (не нужно отдельных rec-овых шаффлов). Это очень удобно для гастролирующих команд, каких-то внезапных выступлений, когда нет достаточного времени для саундчека. Даже на репетиции молодой группе такая штука будет полезна, чтобы модулировать правильный звук.

Но, подобными делами я не советую увлекаться, особенно начинающим музыкантам, а то нередко они начинают ручки крутить, вместо того чтобы играть.

- Кстати, как ты относишься к теории о том, что "умные" технологии в процессе создания музыки скоро сократят количество музыкантов до одного человека. И, к примеру, лет через 20 необходимость в существовании такой структуры как рок-группа может свестись до минимума, или вообще отпасть?

- В конце XIX века с появлением микрофона возникло опасение, что необходимость в академических вокалистах скоро исчезнет. Т.к. сама эта манера исполнения развивалась из потребности петь вживую без всяких усилителей для огромной аудитории. Здесь была задействована особая вокальная техника, затрагивавшая природные резонаторы, люди осваивали ее на протяжении всей жизни. И что? Мы живем уже в XXI веке, а опера все так же существует, и залы по всему миру набиты битком.

Фирма Gibson, к примеру, которая начала развивать выпуск электрогитар вслед за Fender, была вынуждена в 60-ых годах свернуть все подобные проекты, потому что появился синтезатор, и ее маркетологи решили, что это отныне - наиболее перспективная ветвь развития. Так мир на несколько лет лишился гитар, что придумал для Gibson знаменитый конструктор Лес Пол, до тех пор, пока не начался бум рок-музыки. И синтезатор просто не занял свое место в ней. Так что предсказывать здесь что-либо бессмысленно.

На сегодняшний день все IT-технологии находят свое применение в музыкальной сфере, но это никогда не отменит живых концертов.

- Старые музыканты, особенно рокеры, часто с пеной у рта спорят о достоинствах аналогового звучания перед цифровым. Знаю, что этот вопрос уже набил оскомину, но не могу у тебя не поинтересоваться: на чем ты бы остановил свой выбор?

- По этому поводу знаю хороший анекдот:

Практикант пришел в "олдовую" аналоговую студию, покрытую паутиной, и первым делом основательно там прибрался. А потом говорит звукорежиссеру: "Я тут пыль смахнул, и что-то все вдруг пропало, сбилось. На что мне нажать?" Тот ему: "Нажми себе на сонную артерию".

А если серьезно, то подобный симбиоз, который мы наблюдаем в технологии музыкальной культуры, уже не разделим. В мире осталось не так много чисто аналоговых студий. И они могут работать с музыкой далеко не всех существующих теперь стилей. Музыка сейчас зашла настолько далеко, что давно в порядке вещей писать аналогово гитару, а вместе с тем запустить цифровые сэмплы. Или наоборот, можно применить аналоговые синтезаторы 60-ых годов, и включить гитару с процессора. Это может писаться как в цифровую, так и в аналоговую форму. Цифра порой необходима при мастеринге, сведении, на различных этапах звукозаписи. К тому же, большая часть музыкальной индустрии работает на потребителя. Но, т.к. "невооруженный" человек еще не научился различать цифровой и аналоговый звук, можно считать этот разговор условным.

Беседовал Максим КОЗЛОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!